№5-56/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
с. Кривошеино 01 августа 2018 года
Судья Кривошеинского районного суда Томской области Серазетдинов Д.Р., рассмотрев с участием законного представителя Савицкого В.В. материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Кривошеинский кредит», находящегося по адресу: 636300, Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, ул. Коммунистическая, 11, <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Кривошеинский кредит» (далее – СКПК «Кривошеинский кредит») совершил административное правонарушение предусмотренное ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ - воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В судебном заседании установлено, что СКПК «Кривошеинский кредит» не было исполнено в установленный срок предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. А именно, СКПК «Кривошеинский кредит» предписывалось в срок не позднее 10 календарных дней с даты получения Предписания, представить для проверки в Отделение Томск следующих документов и информацию:
- ПВК СКПК «Кривошеинский кредит», действующие на дату получения запроса; - копии внутренних документов (выписок из внутренних документов), устанавливающих порядок работы по ПОД/ФТ; - копии учредительных документов СКПК «Кривошеинский кредит»; - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц на дату представления документов в Отделение Томск; - копии (выписки) из документов, подтверждающих полномочия должностного лица, утвердившего ПВК; - информацию, необходимую для отнесения/не отнесения организации к субъектам малого или среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: -сведения о количестве сотрудников в организации в текущем году (штатное расписание), сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, -копию отчета о финансовых результатах за предшествующий год, содержащего информацию об объеме выручки; -сведения о наличии/отсутствии обособленных подразделений (филиалов/представительств) в составе юридического лица (с указанием их местонахождения и количества); -информацию об использовании/неиспользовании в деятельности организации технологий дистанционного обслуживания клиентов; - копии приказа о назначении (в период с 01.12.2017 по дату травления информации в Отделение) специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК (далее - ответственный сотрудник) с отметками о дате ознакомления с приказом, и документов, подтверждающих соответствие назначенного должностного лица квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 05.12.2014 №3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в кредитных финансовых организациях»: -копия трудовой книжки, -копия диплома о высшем/среднем профессиональном образовании (при наличии), - информацию о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, - информацию о наличии (отсутствии) факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность; - информацию (копию письма) об уведомлении Отделения Томск о назначении ответственного сотрудника в соответствии с требованиями пункта 2.6 Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с указанием даты и номера уведомления); - копию должностной инструкции ответственного сотрудника с метками о дате ознакомления с должностной инструкцией; - копии документов, подтверждающих факт прохождения обучения в форме целевого (внепланового) инструктажа до начала осуществления функции ответственного сотрудника; - копии документов, подтверждающих исполнение организацией требований, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 Федерального закона №115-ФЗ о проведении не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверки), за период с 01.12.2017 по дату направления информации в Отделение Томск (копии актов, справок проверок и т.д.);- информацию о направлении формализованных электронных сообщений (далее — ФЭС) в Росфинмониторинг, о результатах проведенных проверок в соответствии с пунктами 5 и 8 Указания Банка России от 15.12.2014 №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в том числе квитанции Росфинмониторинга о принятии указанных ФЭС (Print Scm экрана о принятии указанных файлов Росфинмониторингом) за период с 01.12.2017 по дату направления информации в Отделение Томск; - копии указанных ФЭС.
В связи с тем, что СКПК «Кривошеинский кредит» Предписание не исполнил, 13.07.2018 в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании исполнительный директор СКПК «Кривошеинский кредит» Савицкий В.В., являясь законным представителем данного юридического лица, вину в совершении указанного административного правонарушения признал. Пояснил, что не видел в «личном кабинете» вышеуказанного предписания, возможно из-за большого документооборота и большого количества документов, приходящих из Банка России. Помимо этого, у СКПК «Кривошеинский кредит» имеется еще 4 «личных кабинетов» с другими контролирующими органами и возможно физически упустил этот момент. Кроме того отмечает наличие слабого технического оснащения в организации. В настоящее время нарушение устранено, поскольку после получения протокола об административном правонарушении по почте, сразу же направил запрашиваемую информацию в Банк России.
Выслушав законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе за неисполнение предписаний органов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом выносимых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями, согласно статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ, являются, том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы, которые осуществляют деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) на сельскохозяйственные кредитные кооперативы распространяются обязанности, возложенные на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Банком России в адрес СКПК «Кривошеинский кредит» 28.04.2018 в электронном виде через личный кабинет на сайте Банка России было направлено Предписание о предоставлении документов и информации для оценки соответствия их требованиям законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Согласно пункту 4.3 Указания Банка России от 03.11.2017 №4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Если момент получения выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то электронный документ считается полученным до 18-00 по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Согласно данным регистрации исходящей корреспонденции, полученным с использованием Системы автоматизации документооборота и делопроизводства Банка России Предписание направлено в адрес СКПК «Кривошеинский кредит» через личный кабинет 28.04.2018 в 13 часов 51 минута и получено СКПК «Кривошеинский кредит» 03.05.2018.
Срок исполнения предписания - не позднее 10 календарных дней с даты получения предписания. Таким образом, Предписание должно было быть исполнено СКПК «Кривошеинский кредит» не позднее 14.05.2018. Однако по состоянию на 15.05.2018 СКПК «Кривошеинский кредит» Предписание не исполнил запрашиваемые документы и информацию не предоставил.
Таким образом, СКПК «Кривошеинский кредит», на которого законом возложена обязанность обеспечения исполнения предписаний Банка России, в установленные сроки не выполнил их.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы законного представителя о слабом техническом оснащении СКПК «Кривошеинский кредит», о том, что он не видел в «личном кабинете» вышеуказанного предписания, о большом документообороте, суд считает несостоятельными. Как следует из ЕГРЮЛ, предоставление потребительских кредитов является основным видом деятельности СКПК «Кривошеинский кредит». Поэтому он должен имеет всё необходимое для соблюдения требований закона, связанных с его деятельностью.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о виновности СКПК «Кривошеинский кредит» в совершении указанного административного правонарушения.
Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрено, что воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении вида и размера наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, которое относится к правонарушениям в области финансов.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Из пояснений законного представителя юридического лица следует, что СКПК «Кривошеинский кредит» после составления протокола по делу об административном правонарушении выполнил требований Предписания и предоставил в Банк России запрашиваемую информацию.
В судебном заседании установлено, что юридическое лицо признало полностью вину в совершении указанного правонарушения и раскаялось в лице своего законного представителя.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с п.п. 1,7 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
В силу части 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Как следует из части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.27 КоАП РФ, не препятствует возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений частей 2, 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
СКПК «Кривошеинский кредит» относится к данной категории лиц.
Таким образом, имеются все законные основания для назначения СКПК «Кривошеинский кредит», административного наказания с применением положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа предупреждением.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 636300, ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░, 11, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.15.27 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 3.4 ░ ░. 1 ░░.4.1.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░