Дело № 2-147/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2015 года
Бессоновский районный суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Семисаженовой Т.И.
При секретаре Полыниной Е.В.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Бессоновка
Гражданское дело по иску Пуртовой Н.В., Алексеевой Е.В. к Барышенской Е.А. об аннулировании графического изображения и исключении сведений о координатах земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Пуртова Н.В. и Алексеева Е.В. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
С целью проведения кадастровых работ по установлению границ земельного участка в соответствии с действующим законодательством, ими были заключен договор с Бессоновским отделением Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план земельного участка. После чего они обратились в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Рассмотрев заявление, межевой план, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Пензенской области» выявил, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости в предоставленном межевом плане и сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, в части касающийся описания месторасположения границы с земельным участком с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Возможной причиной противоречия может являться ошибка, допущенная кадастровым инженером при проведении кадастровых работ, либо кадастровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером №.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № является Барышенская Е.А.
Решением Бессоновского районного суда Пензенской области от 13.03.2014 года было признано недействительным землеустроительное дело № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное Бессоновским филиалом ОАО «Пензенское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, внесены изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № путем установления координат границ участков.
Однако решение до настоящего времени не исполнено, в связи, с чем они не могут поставить на кадастровый учет свой участок в существующий границах.
Постановка на государственный кадастровый учет границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> невозможна без внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости или снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Барышенской Е.А.
На основании ст. 64 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 11, 12, 304 ГК РФ, ст.ст. 16, 28 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» просили: аннулировать графическое изображение и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, принадлежащего Барышенской Е.А. на праве собственности.
В судебное заседание Пуртова Н.В. не явилась по состоянию здоровья.
В судебном заседании Алексеева Е.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.
Ответчик Барышенская Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена. В суд вернулась корреспонденция, направленная в адрес ответчика, с отметкой об истечении срока хранения.
Представитель третьего лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области в судебное заседание не явились, имеется заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся указанных лиц.
Выслушав пояснения истца Алексеевой Е.В., исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Пуртовой Н.В. принадлежит земельный участок на праве общей долевой собственности с кадастровым номером № общей площадью 1600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 22).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой Е.В. принадлежит земельный участок на праве общей долевой собственности с кадастровым номером № общей площадью 1600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 23).
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по адресу: <адрес>, расположен земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого является ответчик - Барышенская Е.А. (л.д. 7-9).
Как следует из межевого плана, составленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Н.С.В. Бессоновского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> определены координаты поворотных точек фактического местоположения границ земельного участка, его линейные размеры, конфигурация и площадь. Конфигурация указанного участка представляет собой прямоугольник неправильной формы. В документах указана одна из характеристик участка его площадь 1600 кв.м. После уточнения местоположения границ участка и площади ее вычисленное значение, по результатам проведенных расчетов, составляет 1600 кв.м., что соответствует площади указанной в документе. Границы земельного участка, указанные на чертеже земельных участков и их частей согласованы с заинтересованными смежными землепользователям. Земельный участок по границам от н2-н3, н3-н4 граничит с землями общего пользования, зарегистрированные права на которые отсутствуют. Уточнение местоположения границ земельного участка не влечет за собой изменение площади, соответствует фактическому использованию в установленных границах, а линейные размеры и конфигурация не содержат противоречий со стороны заинтересованных лиц, так как согласованы в установленном законом порядке.
В результате кадастровых работ выявлено, что документы, определявшие местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № при его образовании отсутствуют. При уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из границ, существующих на местности более 15 лет. В ходе проведенных работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено несоответствие номера кадастрового квартала №, содержащегося в кадастровом номере №, сведения о котором имеются в ГКН, с фактическим местоположением участка в квартале № (л.д. 10-21).
Земельные участки сторон по факту не пересекаются, споров по границе между собственниками не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета земельного участка, расположенного: <адрес> приостановлено на основании решения ФГБУ ФКП Росреестра по Пензенской области (л.д. 6).
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что описание местоположения границ земельного участка вносится в государственный кадастр недвижимости в качестве уникальной характеристики объекта недвижимости (п.1 подпункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пунктами 4, 5 данной статьи установлено, что межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Согласно пункту 7 статьи 38 данного Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со ст.38 ч.9 Федерального закона-221 от 24.07.07 года при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, по смыслу указанных норм закона признание недействительными результатов межевания земельного участка влечет аннулированиеграфическогоизображения данного участка в государственном кадастре недвижимости, а также исключение сведений о характерных точках границ земельного участка.
Согласно положениям пункта 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 16 ФЗ-221 от 24.07.07 года кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Судом установлено, что решением Бессоновского районного суда Пензенской области от 13.03.14 года, вступившим в законную силу удовлетворен иск Барановой С.А. к Барышенской Е.А., ОАО «Пензенское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие»: признано недействительным землеустроительное дело № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное Бессоновским филиалом ОАО «Пензенское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу <адрес>. Кроме того, решением постановлено: внести изменения в Государственный кадастр недвижимости относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №, установив границы участков с определенными координатами.
Указанное решение суда до настоящего времени не исполнено, поскольку Барышенская Е.А. в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области с соответствующим заявлением не обращалась, а в силу ст. 3 ФЗ-221 от 24.07.07 года внесение сведений в ГКН относительно объекта недвижимости носит заявительный характер. В связи с этими обстоятельствами, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, до настоящего времени состоит на государственном кадастровом учете с уточненными границами на основании землеустроительное дело № от ДД.ММ.ГГГГ, что создает препятствия истцам в постановке на ГКН принадлежащего им земельного участка с уточненными границами.
Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) земельного участка является ошибкой в местоположении границы земельного участка.
Исходя из комплексного анализа положений ч.3 ст.25, ч.4 ст.27, ч.7, 9ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
В силу требований пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст.22 Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Как указано выше, уточнение границ земельного участка, их местоположение определялось из границ, существующих на местности более 15 лет.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь приведенными выше нормами права, а также положениями пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, произведенный с конкретным графическим изображением объекта недвижимости и координатами нарушает права истцов на реализацию права на использование принадлежащего им на праве собственности земельного участка, суд считает возможным удовлетворить исковые требования..
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Пуртовой Н.В., Алексеевой Е.В. к Барышенской Е.А. об аннулировании графического изображения и исключении сведений о координатах земельного участка удовлетворить: аннулировать графическое изображение и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления текста мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2015 года.
Судья Т. И. Семисаженова
КОПИЯ ВЕРНА