РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2019 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кулеш Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Фукаловой А.В.,
с участием истца Хасанова Р.М., представителя истца Волчихина И.Л., представителя ответчика УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Курковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-445/2019 по иску Хасанова Руслана Муртазоевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белоярскому району о признании незаконным приказа об увольнении, изменении причины увольнения, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хасанов Руслан Муртазоевич обратился в Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белоярскому району (далее – ОМВД России по Белоярскому району) о признании незаконным приказа об увольнении, изменении причины увольнения, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что приказом начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.06.2019 г. № был уволен со службы в органах внутренних дел и освобожден от занимаемой должности начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Белоярскому району, на основании п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Считая этот приказ незаконным, истец ссылался на то, что в период проведения служебной проверки не находился на службе по причине отпуска и временной нетрудоспособности, не мог дать объяснения, не был ознакомлен с заключением служебной проверки, в связи с чем, порядок проведения служебной проверки нарушен. Поскольку не желает восстанавливаться в ранее занимаемой должности, подавал рапорт об увольнении со службы в органах внутренних дел на основании п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Хасанов Р.М. просил признать незаконным приказ начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.06.2019 г. №; обязать ОМВД России по Белоярскому району внести в его трудовую книжку запись об увольнении с 28.06.2019 г. на основании п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; взыскать с ОМВД России по Белоярскому району компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей за нарушение его трудовых прав.
В судебном заседании истец Хасанов Р.М. и представитель истца Волчихин И.Л. поддержали исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске доводам. Также полагали, что ответчиками не представлены доказательства совершения Хасановым Р.М. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Представитель ответчика УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Куркова М.М. исковые требования не признала по доводам возражений на исковое заявление, полагая, что оспариваемый приказ является законным и обоснованным, вынесен на основании заключения служебной проверки, проведенной надлежащим образом.
Ответчик ОМВД России по Белоярскому району представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просил, о причинах неявки в судебное заседание своего представителя не сообщал.
Мнение по иску от ответчика ОМВД России по Белоярскому району суду не поступало.
Суд, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают: 1) служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 2) должности в органах внутренних дел – должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции»), Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (ч.2 ст.3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в соответствии с Контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенным начальником ОМВД России по Белоярскому району подполковником полиции ФИО1 и Хасановым Русланом Муртазоевичем, начальником отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Белоярскому району, подполковником полиции, истец проходил службу в органах внутренних дел в указанной должности (том 2 л.д.14-15 и оборот).
По условиям Контракта сотрудник Хасанов Р.М. обязуется: выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации (п.4.1); быть верным Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, быть честным и преданным порученному делу (п.4.2); добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией) (п.4.3); соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.4.4); соблюдать внутренний служебный распорядок, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения служебных обязанностей (п.4.5).
Ответственность сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств по настоящему контракту наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.11 Контракта).
Пунктом 36 Должностной инструкции начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Белоярскому району, утвержденной начальником ОМВД России по Белоярскому району 14.01.2019 г., предусматривались должностные обязанности Хасанова Р.М.: ведет себя достойно, в службе и повседневной жизни руководствуется требованиями Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, служебного долга, дорожит честью представителя государственной власти, соблюдает субординацию, служебную дисциплину и высоконравственные нормы поведения (том 2 л.д.83-99).
С должностным регламентом истец был ознакомлен 14.01.2019 г., что подтверждается подписью Хасанова Р.М.. Доказательства обратного суду не представлены.
Приказом начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.06.2019 г. №с «По личному составу» с истцом расторгнут контракт, подполковник полиции Хасанов Р.М., начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Белоярскому району 28 июня 2019 года уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основание: заключение служебной проверки УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.06.2019 г. (том 2 л.д.12-13).
В соответствии с ч.1 ст.52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
Частью 3 ст.52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч.4 ст.52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно ч.7 ст.52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (ч.8 ст.52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.9 ст.52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161 (далее – Порядок проведения служебной проверки).
Из заключения служебной проверки по факту беспричинного нанесения ударов молодым людям 27.01.2019 в помещении бара «<данные изъяты>» мужчиной, внешне похожим на начальника отдела УУП и ПДН ОМВД России по Белоярскому району подполковника полиции Хасанова Руслана Муртазоевича (том 2 л.д.36-40), следует, что в ночь с 26 на 27 января 2019 года в здании диско-бара «<данные изъяты>!», расположенном по адресу: <адрес>, ранее имевший название «<данные изъяты>», произошел конфликт с участием сотрудника полиции ОМВД России по Белоярскому району - начальника отдела УУП и ПДН ОМВД России по Белоярскому району подполковника полиции Хасанова Р.М., совместно с которым в этом заведении находились участковые уполномоченные полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Белоярскому району лейтенант полиции ФИО2, лейтенант полиции ФИО3, майор полиции ФИО4. Подполковник полиции Хасанов Р.М. беспричинно нанес удары двум молодым людям, другие находившиеся там сотрудники полиции не приняли меры к предотвращению и пресечению правонарушения, по охране места совершения правонарушения и к сообщению об этом в ОМВД.
Факт происшествия в диско-баре «<данные изъяты>!» в период с 26 по 28 января 2019 года в КУСП ДЧ ОМВД не зарегистрирован.
К объяснениям ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о том, что граждане в баре поясняли, что ничего не произошло, всё хорошо, а сами сотрудники полиции не видели, чтобы кто-либо наносил телесные повреждения кому-либо, лица, проводившие служебную проверку, отнеслись критически.
Учитывая, что истец в момент служебной проверки являлся непосредственным начальником участковых уполномоченных полиции ФИО2, ФИО3, ФИО4, суд считает обоснованными сомнения в достоверности пояснений этих лиц.
Согласно рапорту начальника ОРЧ СБ УМВД России по ХМАО-Югре полковника полиции ФИО6 от 15 марта 2019 года, сотрудниками ОРЧ СБ УМВД по ХМАО-Югре в ходе проведения мероприятий получена видеозапись с камер видеонаблюдения, установленных в баре «<данные изъяты>» г.Белоярский. В ходе просмотра видеозаписи установлено, что 27.01.2019 мужчина, внешне похожий на начальника отдела УУП и ПДН ОМВД России по Белоярскому району подполковника полиции Хасанова Руслана Муртазоевича, находясь в помещении вышеуказанного заведения, беспричинно наносит удар молодому человеку. Затем спустя некоторое время этот же мужчина также беспричинно наносит несколько ударов другому молодому человеку. В целях дачи оценки действиям должностных лиц ОМВД России по Белоярскому району, начальник ОРЧ СБ УМВД России по ХМАО-Югре посчитал необходимым по данному факту назначить служебную проверку, проведение которой поручить УРЛС УМВД России по ХМАО-Югре совместно с ОРЧ СБ УМВД России по ХМАО-Югре (том 2 л.д.21).
В Акте просмотра видеозаписи камер видеонаблюдения, установленных в диско-баре «<данные изъяты>!», расположенного по адресу: <адрес>А, подписанном 25.03.2019 начальником ИЛС УРЛС УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре подполковником внутренней службы ФИО7, инспектором по ОП ИЛС УРЛС УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре лейтенантом внутренней службы ФИО8 (том 2 л.д.59-64), изложено поминутное описание увиденного, из которого, а также по результатам просмотра данной видеозаписи в ходе судебного разбирательства (том 2 л.д.121), усматривается, что истец действительно беспричинно наносил удары двум молодым людям в указанном диско-баре 27 января 2019 года – в 00:45 часов и в 00:47 часов. При этом участковые уполномоченные полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Белоярскому району ФИО2, ФИО3, ФИО4 были очевидцами происшедшего, а ФИО2 разнимал потасовку, начавшуюся после нанесения Хасановым Р.М. удара первому молодому человеку (том 2 л.д.76-82).
Ссылка истца на то, что данная видеозапись может быть недостоверной, не могла сохраниться к моменту ее получения сотрудниками полиции, является голословной, не подтверждается доказательствами, опровергается вышеуказанным рапортом о получении видеозаписи, не доверять которому у суда оснований нет. Мнение ФИО9 в его объяснении от 14 марта 2019 года о том, что ему из разговора с барменом бара «Дорогая, перезвоню!» известно о хранении видеозаписей в этом заведении в течение пяти дней, не является доказательством, поскольку данный гражданин не работает в баре и не обладает достоверной информацией по поводу хранения видеозаписей с камер видеонаблюдения в указанном заведении.
В заключении служебной проверки сделан вывод о том, что поведение Хасанова Р.М. является составом проступка, порочит честь и деловую репутацию сотрудника полиции, наносит урон престижу, авторитету, доброму имени, высокому званию сотрудника органов внутренних дел, свидетельствует о его низком морально-нравственном облике, как сотрудника органов внутренних дел, способного пренебречь предписаниями закона и не соответствует стандартам профессионализма и этическим принципам стража порядка.
Согласно справке ОМВД России по Белоярскому району от 26.08.2019, подполковник полиции Хасанов Р.М., начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Белоярскому району в период с 8 февраля по 3 мая 2019 года находился в отпуске за 2019 год; отпуск за 2019 год продлен на 20 календарных дней с 4 мая по 23 мая 2019 года; с 24 мая по 27 июня 2019 года истцу был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (том 2 л.д.16).
Из писем ОМВД России по Белоярскому району от 01.04.2019, от 14.05.2019 следует, что в связи с проведением в отношении него служебной проверки по факту нанесения телесных повреждений гражданам, находившимся 27.01.2019 в диско-баре «<данные изъяты>!», Хасанову Р.М. предлагалось в кратчайшие сроки представить письменные объяснения (том 2 л.д.41, 43). Письма были получены истцом 21.05.2019 и 23.05.2019, соответственно (том 2 л.д.44-45, 53), что никем не оспаривалось.
19 апреля 2019 года, 23 мая 2019 года и 28 июня 2019 года специалистами ГМПО ОРЛС ОМВД России по Белоярскому району были составлены акты о непредставлении Хасановым Р.М. объяснений (том 2 л.д.52, 58, 69). При этом в Акте от 19.04.2019 указано, что о необходимости представления объяснений в рамках служебной проверки истцу сообщалось 14.04.2019 по телефону.
28 марта 2019 года Хасанов Р.М. подавал рапорт об увольнении по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - по выслуге лет (том 2 л.д.19).
Письмом от 01.04.2019 г. за подписью начальника ОМВД России по Белоярскому району истцу сообщено, что реализовать его рапорт об увольнении по выслуге лет с 4 мая 2019 года не представляется возможным, поскольку в силу п.12 ст.86 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона (том 2 л.д.18).
Согласно приказу начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 28.06.2019 г. № истец уволен со службы в органах внутренних дел по п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Порядок и сроки проведения служебной проверки, а также порядок увольнения со службы в органах внутренних дел в отношении Хасанова Р.М. соблюдены.
Не соглашаясь с увольнением в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, истец ссылался на то, что не совершал проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, при обстоятельствах, указанных в заключении служебной проверки, в период проведения служебной проверки находился в отпуске и освобождался от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, не был ознакомлен с материалами служебной проверки.
Суд считает доводы истца несостоятельными, в связи со следующим.
На основании ч.1 ст.12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение;
2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности;
4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции» (ч.2 ст.12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:
1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;
2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;
3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.5 Федерального закона «О полиции»).
На основании ч.1 ст.6 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав, свобод и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (ч.2 ст.3 Федерального закона «О полиции»).
Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч.4 ст.6 Федерального закона «О полиции»).
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными гражданам (ч.2 ст.9 Федерального закона «О полиции»).
Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.6 ст.9 Федерального закона «О полиции»).
К обязанностям полиции, предусмотренным ч.1 ст.12 Федерального закона «О полиции», относятся, в том числе обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (п.5); пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (п.11).
На основании ч.1 ст.27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции обязан:
знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере (п.1);
выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) (п.2);
соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (п.5);
соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции (п.12).
Обязанности знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; по соблюдению требований к служебному поведению, по соблюдению ограничений, обязанностей и запретов, предусмотрены также главой 2 Дисциплинарного устава органов внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377.
Приказом МВД России от 31.10.2013 № 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138» предписано руководствоваться в системе МВД России до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21).
К основным принципам и правилам служебного поведения государственных (муниципальных) служащих относится: воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления (пп.«м» п.11 Типового кодекса).
По правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года № 278-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года № 7-П; определения от 21 декабря 2004 года № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О и от 3 июля 2014 года № 1405-О).
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, Хасанов Р.М., подполковник полиции, в нарушение вышеуказанных правовых норм и требований к сотруднику органов внутренних дел, беспричинно нанес удары двум молодым людям при вышеизложенных обстоятельствах.
В связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств произошедшего 27.01.2019 г., суд признает обоснованными выводы, изложенные в заключении служебной проверки от 28.06.2019 г. о совершении начальником отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Белоярскому району Хасановым Р.М. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, поэтому у начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре имелись основания для расторжения с истцом контракта и увольнения данного сотрудника со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доводы истца об отсутствии возможности дать объяснения в ходе служебной проверки, суд считает несостоятельными, поскольку Хасанову Р.М. неоднократно предлагалось представить свои объяснения о происшедшем 27.01.2019 г. Каких-либо объективных причин для отказа от дачи объяснений у истца не было. Нахождение в отпуске либо освобождение от службы по причине временной нетрудоспособности написанию таких объяснений не препятствовало.
Порядок проведения служебной проверки не предусматривает необходимости ознакомления сотрудника органов внутренних дел с материалами служебной проверки перед увольнением по результатам этой проверки.
На день рассмотрения данного дела в суде Хасанов Р.М. был ознакомлен с заключениями служебной проверки в отношении него и других сотрудников полиции, находившихся в вышеназванном баре 27.01.2019 г., и материалами служебной проверки, не обжаловал заключение по результатам служебной проверки в соответствии с п.47 Порядка проведения служебной проверки.
При таких обстоятельствах, когда имелись основания для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел, порядок такого увольнения соблюден, исковые требования Хасанова Руслана Муртазоевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белоярскому району о признании незаконным приказа об увольнении, изменении причины увольнения, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хасанова Руслана Муртазоевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белоярскому району о признании незаконным приказа об увольнении, изменении причины увольнения, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Л.Ю. Кулеш
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2019 года. Подлинный документ находится в деле № 2-445/2019 (УИД: 89RS0006-01-2019-000616-24) Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.