Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 июля 2012 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
с участием прокурора Антоновой В.М.,
при секретаре Воробьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2782/12 по иску прокурора г.Сызрань в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Сызрань обратился в Сызранский городской суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении денежных средств – социальной выплаты для приобретения отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ФИО1, **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД (в редакции от 9 февраля 2010 года № 14-ГД), однако до настоящего времени ни жилым помещением, ни социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Сызрань ФИО4 и истица ФИО1 иск поддержали, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель Администрации г.о. Сызрань ФИО5 иск не признал, пояснил, что в соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 вышеназванного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона Самарской области «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 7 июля 2005 года № 152-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Предусмотренная вышеназванная мера по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года N 87-ГД, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий Самарской области имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий Самарской области за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий Самарской области обязаны: осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов; использовать финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные для осуществления государственных полномочий Самарской области, по целевому назначению. Органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий Самарской области обязаны: обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий Самарской области; предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области; осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий Самарской области и целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Самарской области осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Администрация городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года N 87-ГД, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов и использует финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные для осуществления государственных полномочий Самарской области, по целевому назначению, а обязательство по предоставлению жилого помещения является расчетным обязательством субъекта РФ, в связи с чем Администрация г.о. Сызрань считает себя ненадлежащим ответчиком.
Представитель Правительства Самарской области и Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в письменных возражениях просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает, полагает их необоснованными по тем основаниям, что в соответствии с абзацами 2, 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) дети-сироты, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии со статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок), согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый периоул. ХХХ ул. ХХХ годов» на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены средства в размере №00 рублей, из них №00 рублей предусмотрено г.о. Сызрань. Правительство Самарской области, учитывая сложившуюся ситуацию в рамках своей компетенции, предпринимает все меры по решению данной проблемы, однако средств, выделенных на указанные цели не достаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан жилыми помещениями.
3-е лицо – Жилищный отдел Администрации г.о. Сызрань, в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело без участия его представителя, против удовлетворения иска возражает, полагает, что Администрация г.о. Сызрань не является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Представитель Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань ФИО6 иск поддержала, пояснила, что ФИО1 стоит на учете и включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот. В установленном законом порядке она обратилась в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о постановке ее на очередь в Жилищный отдел Администрации г.о. Сызрань на внеочередное получение жилья, т.к. является сиротой, после чего ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 52 ЖК РФ. Закрепленного жилого помещения за ней не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями паспорта и свидетельства о рождении истицы, распоряжением Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. №00-р, уведомлениями об отсутствии в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **.**.**** г. №00 и от **.**.**** г. №00, справкой Сызранского филиала ГУП «ЦТИ», решением Сызранского районного суда от **.**.**** г., а также другими материалами настоящего гражданского дела.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД) для указанной категории граждан – лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 года № 27-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам.. . в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено, что в соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на ул. ХХХ год и на плановый периоул. ХХХ ул. ХХХ годов» распределены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, городскому округу Сызрань выделено №00 рублей.
Распорядителем средств областного бюджета в сумме №00 рублей, предусмотренных на 2012 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определена Администрация городского округа Сызрань. Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.
Таким образом, ФИО1, **.**.**** г. года рождения, в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о.Сызрани выделить ФИО1 денежные средства (за счет средств областного бюджета) для приобретения жилого помещения согласно действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Сызрань в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Непопалов Г.Г.