Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате с помощью компьютера
Дело №
46RS0№-67
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес>
<адрес> 25 апреля 2019 года
Судья Касторенского районного суда <адрес> Прохорова Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «Касторное-АГРО-Инвест» на постановление по делу об административном правонарушении №-И от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> №-И от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. l ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» обратилось в суд с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении №-И от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного и прекращении производства по делу.
В обоснование доводов жалобы указано, что при проведении проверки не учтено, что ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» регулярно проводится за счет собственных средств уход за СИЗ, их хранение, а также ремонт и замена, что подтверждается наличием в собственности стиральной машины LG Ф 1092 МД и закреплением ответственных за стирку, сушку и ремонт специальной одежды, кроме того, отсутствовал запрос на предоставление сведений, подтверждающих выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. Отмечается, что ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
Ссылаясь на часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, конкретные обстоятельства данного дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и цели исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, полагает возможным изменить назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 65000 рублей на предупреждение.
В судебном заседании представитель ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» ФИО2, действующий по доверенности № ДКАС-1591/19 от ДД.ММ.ГГГГ, жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил данное постановление отменить как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить, при этом полагал, что если суд придет к выводу о наличии указанного в оспариваемом постановлении правонарушении, то с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, привлечения к административной ответственности за данное правонарушение впервые подлежащим изменению наказание в виде административного штрафа в размере 65000 рублей на предупреждение.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав доводы представителя ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» ФИО2, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями 1, 3 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Пункт 24 приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №, (далее Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н) предусматривает, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения ВРИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-И должностным лицом указанного органа в отношении ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» проведена плановая, выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки №-И от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно этому акту в нарушение требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Межотраслевых правил и Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» за счет своих средств не обеспечена стирка спецодежды, выдаваемой работникам, выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств не ведется под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, сведения, подтверждающие выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, на момент проверки ГИТ в <адрес> не представлены.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> в отношении ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №-И.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ ГИТ в <адрес> постановления №-И о привлечении юридического лица - ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Таким образом, факт совершения ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» административного правонарушения, предусмотренного ч. l ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, в том числе: актом проверки, предписанием об устранении нарушений трудового законодательства, протоколом об административном правонарушении, определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и иными материалами дела.
При вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления должностным лицом инспекции труда приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с которой соглашается и судья при рассмотрении жалобы общества.
Таким образом, ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» обоснованно было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судья критически относится к приложенным к жалобе в обоснование доводов о невиновности ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» в совершении административного правонарушения личным карточкам учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств с подписями работников, поскольку данные документы не были предоставлены должностному лицу инспекции труда ни в ходе проведения проверки, ни после неё, вплоть до вынесения государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ постановления №-И, что подтверждается вышеперечисленными материалами дела, и не оспаривалось представителем ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» ФИО2
Его утверждение о том, что инспектор труда не запрашивал данные документы, голословно и ничем не подтверждено, кроме того, опровергается оно актом проверки, предписанием об устранении нарушений трудового законодательства, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, в которых указано, что сведения, подтверждающие выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, на момент проверки ГИТ в <адрес> не представлены. Доказательств, свидетельствующих об обратном, представителем ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» судье не представлено.
Более того, в судебном заседании представитель ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» ФИО2 пояснил, что требования предписания Государственной инспекции труда в <адрес>, в том числе и в п. 3 и п. 4 по организации за счет средств работодателя стирки спецодежды, выдаваемой работникам, и оформления и ведения личных карточек учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, работникам организации выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств фиксировать записью в личной карточке выдачи учета смывающих и (или) обезвреживающих средств, исполнены в установленные до ДД.ММ.ГГГГ сроки.
Указанные представителем ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» ФИО2 обстоятельства о нахождении на забалансовом счете стиральной машины LG Ф 1092 МД и назначении приказом генерального директора ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» №а от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за стирку, сушку, ремонт специальной одежды заведующей хозяйством ФИО4 не свидетельствуют о том, что стирка спецодежды, выдаваемой работникам, работодателем за счет своих средств обеспечена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Иных доказательств, свидетельствующих об обеспечении работодателем за счет своих средств стирки спецодежды, выдаваемой работникам, суду не представлено, и судом не добыто.
Достаточные доказательства объективной невозможности соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест», не установлены.
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения, совершенного ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест», не имеется.
Порядок привлечения ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» к административной ответственности, срок давности привлечения к ответственности по данной категории дел соблюден.
При обстоятельствах, установленных по делу, оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется; предупреждение применяется к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, содеянное обществом к таковым не относится.
Вместе с тем, судья полагает, что имеются основания для изменения постановления в части назначенного наказания по следующим основаниям.
Как следует из обжалуемого постановления №-И от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
Санкция части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наложение штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, в деянии ЗАО «Касторное-АГРО-Инвест» отсутствуют отягчающие административную ответственность обстоятельства, ранее к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» не привлекалось.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также характер и степень опасности совершенного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, то, что последствий в виде причинения имущественного вреда, вреда жизни и здоровью кого-либо не наступило, судья считает назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 65000 рублей чрезмерно суровым и полагает возможным снизить размер административного штрафа до 50000 рублей; в остальной части постановление государственной инспекции труда в <адрес> №-И от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения.
Судья полагает, что вид и размер назначенного наказания будет отвечать принципам соразмерности и справедливости, при этом доказательств, свидетельствующих об избыточности назначенного наказания, невозможности его исполнения, материалы дела не содержат и к рассматриваемой жалобе не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.6, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу закрытого акционерного общества «Касторное-АГРО-Инвест» на постановление по делу об административном правонарушении №-И от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>, удовлетворить частично.
Постановление государственной инспекции труда в <адрес> №-И от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. l ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей, изменить в части назначенного наказания.
Считать юридическое лицо ЗАО «Касторное-Агро-Инвест» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. l ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение 10 дней.
Судья Л.А. Прохорова