Дело № 2-21/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2013 г. Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Лепиной Л.Л. при секретаре Волковой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой В.Н. к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, признании права на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, возложении обязанности с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории,
УСТАНОВИЛ:
Волкова В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, признании права на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, возложении обязанности с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Свои требования обосновала тем, что ее, истца, семья является многодетной, проживающей на территории Костромской области, в связи с этим она обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв. м, расположенного в (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от ДДММГГГГ администрация отказала ей, заявителю, в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям гражданам в целях ведения личного подсобного хозяйства. В связи с этим, а также со ссылкой на ч.2 ст.9, ч.1 и ч.3 ст.36 Конституции РФ, п.2, п.4 ст.28, п.1, п.2 и п.5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, Закон Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, ст. 13 ГК РФ, ст.ст. 245, 254, 256, 257, 258 ГПК РФ, Волкова В.Н. просит признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ исх. № в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв. м, расположенного (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства; признать за ней, Волковой, право на приобретение бесплатно в собственность указанного земельного участка; возложить на администрацию Костромского муниципального района обязанность с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; взыскать расходы по оплате государственной пошлине в размере ***** руб.
В процессе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, изменив основания иска, указывая следующее. Ее, Волковой, семья является многодетной, проживающей на территории Костромской области. На основании пп. 6 п.1 ст. 3 Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», она обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв. м, расположенного (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с законодательством РФ (п.2 ст. 28, ст. 34, ст. 85 ЗК РФ), в том числе, на основании указанного закона Костромской области у нее, Волковой, возникло право для приобретения земельного участка бесплатно, в связи с чем она обратилась в орган местного самоуправления. Письмом от ДДММГГГГ исх. № администрация Костромского муниципального района отказала ей в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденном постановлением администрации Костромского муниципального района. Она, Волкова, считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим ее законные права и интересы. Основание, указанное администрацией в письме от ДДММГГГГ, не предусмотрено законом, является безосновательным. Тогда как в силу ЗК РФ орган местного самоуправления может отказать в предоставлении земельного участка только по основаниям, предусмотренным законом. Кроме того, в настоящее время Генеральным планом Кузьмищенского сельского поселения для земельного участка площадью ***** кв. м, расположенного (адрес) предусмотрена иная функциональная зона - для сельскохозяйственного использования, то есть возможно использовать указанный земельный участок в соответствии со ст. 85 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для личного подсобного хозяйства.
Истец Волкова В.Н. в суде исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, подтвердив обстоятельства, указанные в заявлении.
Представитель истца - Куликова Е.Н. в суде находит требования, заявленные Волковой обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом Куликова Е.Н. пояснила, что истица обратилась в администрацию Костромского муниципального района Костромской области в установленном порядке за предоставлением земельного участка на основании ст. 28 ЗК РФ и Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», где определено это право. Отказ в предоставлении земельного участка был по тому основанию, что земельный участок не входил в перечень земельных участков для предоставления отдельным категориям гражданам. Других оснований отказа не было. Кроме того, согласно ст. 28 ЗК РФ, Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, право представления земельного участка не влияет на нахождение спорного земельного участка в функциональной зоне малоэтажной застройки. Согласно п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Постановление администрации Костромской области № 344-А от 1 октября 2010 г. предусматривает использование в указанной функциональной зоне земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Поэтому ведение личного подсобного хозяйства в зоне малоэтажной застройки не противоречит нормам Российского законодательства и не нарушает правовой режим использования земель. Строительство жилых домов допускается в обеих функциональных зонах: и в жилой зоне, и в зоне сельскохозяйственного использования. Ст. 28 ЗК РФ не предусматривает предоставление земельного участка бесплатно с указанием правового режима. В данном случае действует общая норма ст. 28 ЗК РФ, в которой зарождается право приобретения земельного участка в собственность бесплатно и которая предусматривает, что не допускается отказа в предоставлении земельного участка. В силу п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 ЗК РФ, Закона Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», Постановления администрации Костромской области № 344-А от 1 октября 2010 г. не запрещается предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в зоне малоэтажной застройки.
Представитель ответчика - администрации Костромского муниципального района Смирнова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДДММГГГГ, исковые требования Волковой считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Земельные участи должны использоваться в соответствии с категорией и видом разрешенного использования. В Кузьмищенском сельском поселении Костромского муниципального района Костромской области ДДММГГГГ утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения, который определяет функциональное зонирование территории поселения. В соответствии с данным Генеральным планом спорный земельный участок находится в границах, отнесенных к землям, предназначенным для индивидуального жилищного строительства. Волкова обратилась в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка для личного подсобного хозяйства. Ведение личного подсобного хозяйства и индивидуальное жилищное строительство являются самостоятельными видами разрешенного использования. У каждого вида разный порядок предоставления. Согласно ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Учитывая, что исковые требования истца взаимосвязаны, обстоятельства, определяющие правовой режим земель, функциональные зоны, являются значимыми обстоятельствами для рассмотрения данного дела. Исследованию подлежат именно эти обстоятельства. Нормы Градостроительного кодекса РФ истцом и его представителем трактуются неверно, поскольку относительно указанной территории ранее не имелось нормативно-правого акта о том, что спорный земельный участок может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства. Постановление администрации Костромской области № 344-А от 1 октября 2010 г. - это документ, который регулирует деятельность по разработке Генерального плана, и не устанавливает правовой режим земельного участка. Таким образом, она, Смирнова, считает, что отказ администрации Костромского муниципального района в предоставлении Волковой спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства бесплатно в собственность законен.
Представитель третьего лица - администрации Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Из письменного отзыва главы Кузьмищенского сельского поселения Шапошникова Я. А. от ДДММГГГГ на исковое заявление Волковой следует,что требования последней основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В мае 2012 г. в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» заявитель обратился в администрацию поселения с просьбой согласовать заявление на имя главы Костромского муниципального района о предоставлении земельного участка, расположенного (адрес) площадью ***** кв. м, в собственность бесплатно, как лицо, относящееся к льготной категории граждан. До данного обращения заявителю с администрацией поселения было согласовано месторасположение участка, являющегося свободным от застройки и прав третьих лиц. Для реализации закона области администрацией района установлен порядок, в соответствии с которым главы сельских поселений передают в администрацию района сведения о свободных земельных участках, после чего данные участки утверждаются постановлением главы администрации района и вывешиваются на информационном стенде администрации района, а также на сайте администрации района. Учитывая, что данный порядок не регламентируется как федеральными нормативными актами, нормативными актами субъекта федерации, так и нормативными самой администрации района, администрацией поселения принято решение при реализации закона области следовать нормам, установленным законом, а именно абзацем 3 пункта 3 статьи 3.1, в соответствии с которым при обращении льготных категорий граждан с заявлением о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, данные земельные участки предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Заявителю земельный участок был согласован в порядке статьи 34 ЗК РФ, а также положения администрации района, разработанного в соответствии с указанной статьей. После согласования земельного участка, в соответствии с указанными нормами заявителю администрацией поселения выдан ситуационный план участка, акт согласования границ, проект границ. Администрацией Костромского муниципального района заявителю в предоставлении земельного участка было отказано с мотивировкой, что испрашиваемый им земельный участок не находится в списке земельных участков, утвержденном постановлением главы района. Однако установленный районной администрацией порядок утверждения списка свободных земельных участков, во-первых, не предусмотрен действующим законодательством, во-вторых, противоречит самому закону области, так как вопреки указанному закону устанавливает иной порядок, в отличие от порядка, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ. Принципиальная разница в порядке, предусмотренном статьями 30-31 и статьей 34 ЗК РФ отсутствует, так как существенной разницей в указанных порядках является лишь возможность проведения торгов. Кроме того, ДДММГГГГ решением Совета депутатов поселения № утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения. ДДММГГГГ решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения № спорная функциональная зона изменена с функциональной зоны «зона застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами» на функциональную зону «зона сельскохозяйственного использования». Действие данного нормативного акта распространено на отношения, возникшие с ДДММГГГГ Таким образом, учитывая, что действие указанного решения Совета депутатов распространено на предшествующие отношения, ПЗЗ в поселении не приняты, и фактически не установлены виды разрешенного использования, виды разрешенного использования, запланированные Генеральным планом, не исключают предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, вся территория указанной ранее функциональной зоны, в соответствии со схемой современного использования территории, утвержденной в составе Генерального плана, в границах этой зоны, имеет назначение - для ведения личного подсобного хозяйства. Это исторически сложившееся пользование землей. При этом следует учесть, что с момента земельной реформы с 1992 г. жителям поселения в границах указанной территории земельные участки, в соответствии с выданными свидетельствами о правах, предоставлялись с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, п. 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрен ограниченный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.п.1 п.1 ст. 3 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО (в редакции от 29 декабря 2011 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» бесплатное предоставление в собственность земельного участка в целях эксплуатации индивидуального жилого дома осуществляется, если на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрировано гражданином в установленном законодательством порядке, в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка является супругом (супругой), в семье которых имеется трое и более детей.
Согласно п. 1.2 ст. 3 вышеназванного Закона гражданам Российской Федерации, указанным в пунктах 1-11 части 1 настоящей статьи, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент представления (направления) заявления не имеет в собственности земельного участка, предоставленного для этих целей.
В соответствии со ст.3.1 Закона Костромской области от 21 октября 2010 г. № 672-4-ЗКО (в редакции от 29 декабря 2011 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области» земельные участки в случаях, указанных в статье 3 настоящего Закона, бесплатно предоставляются в собственность гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Костромской области не менее 5 лет. Данное требование не распространяется на граждан, указанных в пунктах 1, 7 и 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона.
Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно гражданам Российской Федерации, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не реализовали право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Земельные участки в случае, указанном в части 1.2 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Закона Костромской области предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в рамках реализации данного закона, осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ в редакции от 21 июня 2011 г. «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
На основании ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 ЗК РФ).
Порядок управления и распоряжения земельными участками на территории Костромского муниципального района установлен Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Собрания депутатов Костромского Муниципального района от 6 ноября 2008 г. № 91, согласно разделу 2, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и других целей направляют в администрацию Костромского муниципального района заявление, согласованное с главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, в котором указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); кадастровый план территории; - ситуационный план в масштабе 1:10000 или 1:2000; план земельного участка, с размерами длин сторон и описанием смежных землепользователей; акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
Судом установлено следующее.
Истец Волкова В.Н., ДДММГГГГ года рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО1, ДДММГГГГ года рождения, которые имеют на иждивении троих несовершеннолетних детей: сына *****, ДДММГГГГ года рождения, сына ***** ДДММГГГГ года рождения, дочь ***** ДДММГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о заключении брака и о рождении детей. Волковы проживают на территории Костромской области.
Истец Волкова В.Н. не имеет в собственности земельных участков, что подтверждается уведомлением Управлением Росреестра от ДДММГГГГ № об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Волковой В.Н. на имеющиеся у неё земельные участки.
Согласно отметке в паспорте, Волкова В.Н. постоянно проживает на территории Костромской области более 5 лет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Волкова В.Н. относится к льготной категории граждан, которая в соответствии с Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям гражданам земельных участков на территории Костромской области» имеет право на однократное приобретение в собственность земельного участка. При этом предоставление земельного участка должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ.
Из материалов гражданского дела усматривается, что ДДММГГГГ в соответствии с Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области», Волкова В.Н. обратилась в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, ориентировочной площадью ***** кв. м, расположенным (адрес).
К заявлению Волкова В.Н. приложила ситуационный план участка и акт согласования границ, согласованные с главой администрации Кузьмищенского сельского поселения, а также проект границ земельного участка, утвержденный главой администрации Кузьмищенского сельского поселения Шапошниковым Я.А., в котором указан проект границ земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Волковой В.Н., расположенный (адрес), площадь ***** кв. м, категория земель - земли населенных пунктов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом Волковой В.Н. были соблюдены требования, предусмотренные ст.34 ЗК РФ, предъявляемые к гражданину, желающему приобрести в собственность земельный участок.
Письмом от ДДММГГГГ за исх. № администрация Костромского муниципального района отказала Волковой В.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на момент обращения указанный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденным постановлением администрации Костромского муниципального района.
Суд считает данный отказ законным и обоснованным. При этом суд руководствуется следующим.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В соответствии с п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Частями 1, 2, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В силу ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства включаются в состав зон сельскохозяйственного использования. Включение территорий, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, в состав жилых зон не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что на момент отказа администрации Костромского муниципального района в предоставлении ФИО8 спорного земельного участка в собственность бесплатно, на территории Кузьмищенского сельского поселения не приняты правила землепользования и застройки, которыми в соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков отдельно по каждой территориальной зоне, определенной градостроительным зонированием.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДДММГГГГ № утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения.
Пункт 3.10.2 указанного плана определяет функциональное зонирование территории поселения, в соответствии с которым территория, в границах которой находится спорный земельный участок отнесена к жилой функциональной зоне (зоне застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами, которая представляет собой застройку низкой плотности и представлена в основном индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками.
В указанной зоне допускается возведение отдельно стоящих жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; магазинов с торговой площадью до 40 кв. м, кроме специализированных магазинов строительных материалов и магазинов с наличием в них взрывоопасных веществ и материалов. Для данной зоны предусмотрены следующие виды разрешенного использования объектов недвижимости: разрешается использование объектов недвижимости для надомных видов деятельности в соответствии с санитарными и противопожарными нормами; устройства садов, огородов; постройки бань, саун, при условии канализирования стоков; размещение сооружений, связанных с выращиванием цветов, фруктов, овощей, парников, теплиц, оранжерей и т.д., хозяйственных построек. Для жилых домов усадебного типа разрешается встроенные или отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более двух транспортных средств на одном земельном участке. На земельном участке, занятом блокированными жилыми домами, разрешается возведение встроенных или отдельно стоящих гаражей, открытых стоянок на одно транспортное средство. Разрешено размещать устройства и строения для содержания мелкого домашнего скота. К числу условно разрешенных видов использования объектов недвижимости, то есть требующих специального согласования, относятся виды использования объектов недвижимости, имеющих параметры более и менее указанных в требованиях к застройке. Например, размещение детских садов, иных объектов дошкольного воспитания; начальных и средних школ; объектов, связанных с отправлением культа, предприятий общественного питания, кабинетов практикующих врачей, центров народной и традиционной медицины, помещений для занятий спортом, библиотек, аптек, небольших гостиниц, пансионатов, почтовых отделений, телефона, телеграфа.
Из буквального толкования данного пункта Генерального плана Кузьмищенского сельского поселения следует, что территория в границах вышеуказанной функциональной зоны для ведения личного подсобного хозяйства не предназначена, что полностью согласуется с вышеуказанными нормами права, закрепленными в Земельном и Градостроительном кодексе. Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, установленные Генеральным планом, исключают предоставление спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела также усматривается, что Генеральным планом Кузьмищенского сельского поселения от ДДММГГГГ, кроме жилых зон, на территории поселения предусмотрены зоны сельскохозяйственного использования; земельные участки, находящиеся в пределах этих зон, могут предоставляться гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота), а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства.
Решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДДММГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный решением Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДДММГГГГ № были внесены следующие изменения:
- В приложении № к Генеральному плану - карте (схеме) функциональных зон изменить состав функциональных зон в части населенного пункта - деревни Кузьмищи (приложение).
- Решение Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДДММГГГГ № «О внесении изменений в Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области признано утратившим силу.
- Действие настоящего решения распространено на отношения, возникшие на ДДММГГГГ
Из карты (схемы) функциональных зон Кузьмищенского сельского поселения усматривается, что функциональное назначение зоны на северо-востоке д.Кузьмищи изменено с жилой зоны на зону сельскохозяйственного использования.
Однако решением Костромского райсуда Костромской области от ДДММГГГГ указанное решение Совета депутатов Кузьмищенского сельского поселения от ДДММГГГГ было признано недействующим с момента принятия решения.
Решение Костромского райсуда от ДДММГГГГ вступило в законную силу ДДММГГГГ
Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, а также в силу приведенных выше норм права суд приходит к выводу о том, что Волкова В.Н. имеет право на льготное предоставление ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, однако испрашиваемый ею земельный участок расположен на территории Кузьмищенского сельского поселения в границах жилой функциональной зоны, не предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем не может быть предоставлен истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
Суд находит несостоятельной ссылку представителя истца Куликовой Е.Н. на Постановление администрации Костромской области № 344а от 1 октября 2010 г. Данным постановлением утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Костромской области. Так, пунктами 1.4.6, 1.4.7 данного Постановления предусмотрено, что развитие городских округов и поселений Костромской области следует осуществлять на основании документов территориального планирования с учетом нормативно-технических, нормативных, правовых актов в области градостроительства областного и муниципального уровней.
Общая потребность в территории для развития городских округов и поселений, включая резервные территории, определяется на основании документов территориального планирования (генеральных планов городских округов и поселений).
Возможные направления территориального развития населенных пунктов, входящих в состав городских округов и поселений, определяется их генеральными планами, а также документами территориального планирования областного и муниципального уровней.
Согласно п.1.4.11 указанного Постановления в пределах указанных территорий с учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений могут устанавливаться, в том числе, функциональные зоны: жилые, сельскохозяйственного использования.
В силу п.1.4.12 названного Постановления в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами и жилой застройки иных видов (дома временного проживания).
В соответствии с п.1.4.15 Постановления в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства.
По мнению суда, нормы указанного Постановления в этой части полностью согласуются с нормами Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Суд полагает, что поскольку испрашиваемый Волковой В.Н. земельный участок находится, согласно Генеральному плану Кузьмищенского сельского поселения, в функциональной зоне - земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, то данный участок не может быть предоставлен истцу для ведения личного подсобного хозяйства.
Представитель истца - Куликова Е.Н. ссылается на отсутствие в Постановлении администрации Костромской области № 344а от 1 октября 2010 г. запрета на предоставление участка для ведения личного подсобного хозяйства в функциональной зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства.
Однако, по мнению суда, данное отсутствие запрета не влечет возможность предоставления Волковой В.Н. испрашиваемого ею земельного участка с нарушением положений ст.85 Земельного кодекса РФ и ст.35 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что Постановление администрации Костромской области № 344-А от 1 октября 2010 г. не устанавливает правовой режим земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Куликова Е.Н. ссылается на п.12 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Ранее, по её мнению, на спорной функциональной зоне гражданам выделялись земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. Представитель администрации Кузьмищенского сельского поселения в своем письменном отзыве также указал, что «это исторически сложившееся пользование землей. С момента земельной реформы с 1992 г. жителям поселения в границах указанной территории земельные участки в соответствии с выданными свидетельствами о правах предоставлялись с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства».
Суд считает данные доводы неубедительными, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 18Градостроительного кодекса РФ Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципальных образований. Судом установлено, что ДДММГГГГ утвержден Генеральный план Кузьмищенского сельского поселения, который, в силу закона, является документом территориального планирования. Из материалов гражданского дела следует, что до вышеназванного Генерального плана в Кузьмищенском сельском поселении какого-либо иного документа территориального планирования не существовало. Сведения о том, что земельные участки на указанной территории ранее предоставлялись гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, в материалах гражданского дела отсутствуют. Кроме того, даже если земельные участки и предоставлялись гражданам, и последним выдавались свидетельства о праве собственности на землю с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, то в соответствии п.12 ст.9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, в связи с чем права указанных граждан не нарушаются и за ними должно быть сохранено предоставленное им право. Между тем, по мнению суда, само по себе наличие на данной территории земельных участков, ранее предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, не является основанием для удовлетворения требования Волковой В.Н. о предоставлении ей в собственность бесплатно указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Ссылка представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения, а также представителя истца на ч.4 ст.28 ЗК РФ, по мнения суда, неубедительна по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Между тем часть 2 указанной статьи предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства регламентируется ст.34 Земельного кодекса РФ, ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а также Законом Костромской области «О бесплатном предоставлении в собственности отдельным категория граждан земельных участков на территории Костромской области».
При этом суд полагает, что при предоставлении гражданину земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства органы местного самоуправления обязаны руководствоваться не только нормами вышеуказанных правовых актов, но и положениями ст.85 Земельного кодекса РФ и ст.35 Градостроительного кодекса РФ.
Ссылка представителя администрации Кузьмищенского сельского поселения на фактическое отсутствие в администрации Костромского муниципального района Перечня земельных участков, которые могли быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, (на который указано в ответе администрации от ДДММГГГГ), по мнению суда, несостоятельна. Из материалов гражданского дела с очевидностью следует, что отказ администрации Костромского муниципального района Волковой В.Н. в предоставлении в собственность испрашиваемого им земельного участка был связан именно с тем, что данный участок не предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку находится в жилой функциональной зоне.
При таких обстоятельствах суд полагает, что у администрации Костромского муниципального района Костромской области имелись законные основания для отказа Волковой В.Н. в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка в собственность бесплатно.
В связи с этим исковые требования Волковой В.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, признании права на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, возложении обязанности с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Волковой В.Н. в удовлетворении иска к администрации Костромского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ исх. № в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ***** кв. м, расположенного (адрес), для ведения личного подсобного хозяйства; о признании за ней, Волковой, права на приобретение бесплатно в собственность указанного земельного участка; о возложении на администрацию Костромского муниципального района обязанности с учетом зонирования территории в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ***** руб.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через райсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Л.Лепина