Судья Клинова Е.А.
Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-585/2020
(33-11511/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 января 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Коваленко В.В., Ермоленко О.А.,
при секретаре Ефременко Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2046/19 по иску Николаевой Елены Анатольевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 24 октября 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Николаева Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области (далее – УПФР в Тайшетском районе). В обоснование исковых требований указала, что 13 июля 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»). Решением УПФР в Тайшетском районе от 23 июля 2019 года № 170 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. С решением ответчика она не согласна.
Николаева Е.А. просила суд признать незаконным решение УПФР в Тайшетском районе от 23 июля 2019 года № 170 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 8 ноября 1995 года по 19 марта 2000 года - работа в качестве медсестры аптечного пункта Тайшетской центральной районной больницы; обязать УПФР в Тайшетском районе назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 13 июля 2019 года; взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в сумме 6 000 руб.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 24 октября 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в Тайшетском районе от 23 июля 2019 года № 170 в части не включения в стаж дающий право на назначение страховой пенсии досрочно периодов работы Николаевой Е.А. с 13 ноября 1995 года по 19 декабря 1995 года включительно, с 3 января 1996 года по 21 сентября 1998 года включительно, с 4 октября 1998 года по 19 1999 года включительно, с 3 октября 1999 года по 19 марта 2000 года включительно в должности медицинской сестры Тайшетской центральной районной больницы.
На УПФР в Тайшетском районе возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Николаевой Е.А. с 13 ноября 1995 года по 19 декабря 1995 года включительно, с 3 января 1996 года по 21 сентября 1998 года включительно, с 4 октября 1998 года по 19 сентября 1999 года включительно, с 3 октября 1999 года по 19 марта 2000 года включительно в должности медицинской сестры Тайшетской центральной районной больницы; назначить Николаевой Е.А. досрочную страховую пенсию по старости с 13 июля 2019 года.
С УПФР в Тайшетском районе в пользу Николаевой Е.А. взысканы расходы на оплату юридических услуг в сумме 3 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в Тайшетском районе Слободчикова М.В., действующая на основании прав по должности, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов к отмене решения указала на отсутствие правовых оснований для зачёта спорных периодов в специальный стаж. Суду были представлены косвенные документы, которые не могут подтверждать ни период работы истца, ни ее характер. Такое учреждение здравоохранения как аптечный пункт больницы и должность медицинская сестра аптечного пункта не предусмотрены Списками должностей и учреждений, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Работодатель не включает оспариваемые периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Удовлетворяя требования истца, суд обязал ответчика включить спорные периоды как работу истца в должности медицинской сестры Тайшетской центральной районной больницы, в то время как истец в указанные периоды работала медицинской сестрой аптечного пункта Тайшесткой центральной районной больницы.
Кроме того, указала на то, что взыскание с УПФР в Тайшетском районе судебных издержек приведет к нецелевому использованию денежных средств и уменьшению расходной части бюджета а, следовательно, к уменьшению сумм, выделяемых на финансирование пенсий пенсионерам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Николаева Е.А., представитель третьего лица ОГБУЗ «Тайшетская районной больницы» Кирикова Л.В., действующая на основании доверенности, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, представителя ответчика Ступину Е.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 13 июля 2019 года Николаева Е.А., зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 9 апреля 1999 года, обратилась УПФР в Тайшетском районе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 23 июля 2019 года № 170 Николаевой Е.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно решению ответчика стаж на соответствующих видах работ Николаевой Е.А. составил 28 лет 1 месяц 25 дней при требуемом 30 лет.
В стаж на соответствующих видах работ ответчиком не засчитан период работы Николаевой Е.А. с 8 ноября 1995 года по 19 марта 2000 года (4 года 4 месяца 11 дней) в должности медицинской сестры аптечного пункта Тайшетской центральной районной больницы.
Частично удовлетворяя требования Николаевой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что в период работы Николаевой Е.А. с 8 ноября 1995 года по 19 марта 2000 года в должности медицинской сестры аптечного пункта Тайшетской центральной районной больницы в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым предусмотрено право на пенсию за выслугу лет среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, которым предусмотрена должность медицинской сестры районной больницы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части признания незаконным решения ответчика и возложении обязанности зачесть в стаж на соответствующих видах работ периоды работы истца с 13 ноября 1995 года по 19 декабря 1995 года, с 3 января 1996 года по 21 сентября 1998 года, с 4 октября 1998 года по 19 сентября 1999 года, с 3 октября 1999 года по 31 октября 1999 года в должности медсестры аптечного пункта Тайшетской центральной районной больницы, поскольку в соответствии с действующим в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, правом на пенсию за выслугу лет обладали лица, работающие в должностях среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Как следует из материалов дела, Тайшетская центральная районная больница относится лечебно-профилактическому учреждению, аптечный пункт находился в составе больницы, истец работала медсестрой аптечного пункта больницы, ее должность относилась к среднему медицинскому персоналу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в указанный период времени такое учреждение здравоохранения как аптечный пункт больницы и должность медицинская сестра аптечного пункта не были предусмотрены Списком должностей и учреждений, дающими право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, основаны на неправильном понимании законодательства, действующего в спорный период.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, работодатель не включил оспариваемые периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не влияют на выводы суда, так как в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица Тайшетской центральной районной больницы Кирикова Л.В. поясняла, что в спорный период времени истец занимала должность, которая относится к среднему медицинскому персоналу, в уточняющих справках спорные периоды не указаны по требованию пенсионного органа, по мнению которого должность медсестры аптечного пункта не предусмотрена Списками. При этом, судебная коллегия учитывает, что сведения, содержащиеся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Николаевой Е.А. за спорный период (отсутствие льготной кодировки работы истца), опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Между тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что не подлежал включению в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслуг лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, засчитывает работа в должностях среднего медицинского персонала районной больницы, среди которого должность медицинской сестры аптечного пункта не указана. Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области от 23 июля 2019 года № 170 в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы Николаевой Елены Анатольевны с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года, возложении на ответчика обязанности зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы Николаевой Е.А. с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года. Решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что с учетом периодов работы, подлежащих зачету в стаж на соответствующих видах работ с 13 ноября 1995 года по 19 декабря 1995 года, с 3 января 1996 года по 21 сентября 1998 года, с 4 октября 1998 года по 19 сентября 1999 года, с 3 октября 1999 года по 31 октября 1999 года, стаж работы Николаевой Е.А., дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» превысит 30 лет, предусмотренных законом, решение суда в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную пенсию с 13 июля 2019 года отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 3 000 рублей, учитывая бюджетное финансирование ответчика, судебной коллегией признаются несостоятельными, так как законом не предусмотрено освобождение пенсионного органа о возмещения судебных расходов при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 24 октября 2019 года по данному делу в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области от 23 июля 2019 года № 170 в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы Николаевой Елены Анатольевны с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года, возложении обязанности зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы Николаевой Елены Анатольевны с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тайшетском районе Иркутской области от 23 июля 2019 года № 170 в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы Николаевой Елены Анатольевны с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года, возложении обязанности зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы Николаевой Елены Анатольевны с 1 ноября 1999 года по 19 марта 2000 года, отказать.
В остальной части решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 24 октября 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи В.В. Коваленко
О.А. Ермоленко