Дело № 2а-1070/2021 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Саранск Республики Мордовия 21 октября 2021 года
Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Лазарева Д.В.,
при помощнике судьи Тулаевой О.М.,
с участием представителя административного ответчика -председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 Елхиной Н.В.,
представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии РМ Болтунова В.В., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования г.о.Саранск Антоновой А.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Пролетарской территориальной избирательной комиссии Полякова С.С., действующего на основании доверенности,
старшего помощника прокурора Пролетарского района г.Саранска Терентьевой Т.П.,
с участием в деле административного истца Рогова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рогова Игоря Вячеславовича к участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 об отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому избирательному округу №13,
УСТАНОВИЛ:
Рогов И.В. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 об отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому избирательному округу №13.
Требования мотивированы тем, что 23.06.2021 г. решением Совета депутатов городского округа Саранск №366 были назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Саранск нового созыва. 06.08.2021 г. решением Избирательной комиссии Муниципального образования Саранск Рогов И.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому одномандатному избирательному округу №13. В ходе проведения голосования 17-19 сентября 2021 г. и последующего подсчета голосов на избирательном участке №625 города Саранска участковой избирательной комиссией допущены нарушения законодательства о выборах, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на данном избирательном участке и затрагивающие права и законные интересы административного истца как зарегистрированного кандидата в депутаты. На момент ознакомления члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса гр. 1. 19.09.2021 г. в 08 часов 40 минут с реестром за 19.09.2021 г. в нем содержалось 82 записи, реестр был подписан председателем УИК №625 и заверен печатью комиссии 17.09.2021 г. в 16 часов 40 минут. Вместе с тем, работа с реестром, в том числе внесение в него новых записей продолжалась 18 и 19 сентября 2021 г. Часть записей в реестре дублируют друг друга: записи с №<данные изъяты> по №15 дублируют записи с №<данные изъяты> по №<данные изъяты> что свидетельствует о ненадлежащем ведении реестра и его возможной фальсификации. В отношении части записей в реестре указаны идентичные даты и время приема обращений избирателей, записи внесены не в день поступления обращений. Так, согласно реестру 337 обращений поступило в УИК №625 16.09.2021 г., из них: записи с №1по №164 обозначены как устные обращения, поступившие 16.09.2021 г. в 13 часов 30 минут. Данные записи включены в реестр только на следующий день – 17.09.2021 г., записи с №165 по №336 обозначены как устные обращения и письменные заявления. Поступления устных обращений также датировано 16.09.2021 г. в 13 часов 30 минут. Поступление письменных заявлений датировано 16.09.2021 г. в 14 часов 00 минут. Все указанные записи включены в реестр с задержкой в два дня – 18.09.2021 г.
Указывает, что члены УИК №625 допустили нарушения п.9 ст.66 Закона №67-ФЗ. Согласно актам о проведении голосования вне помещения для голосования за 17 и 18 сентября 2021 г. члены УИК №625 одновременно проводили голосование с использованием переносных ящиков №2 и 3 по одной выписке из реестра. Вместе с тем, каждый переносной ящик для голосования подлежит использованию по отдельности, а по окончанию голосования с его использованием подлежит оформлению отдельный акт. Члены УИК №625 при проведении голосования вне помещения для голосования получали бюллетени в количестве, многократно превышающем допустимое: 17.09.2021 г. при проведении голосования в переносной ящик №1 члены УИК №625 на 82 избирателя получили 328 бюллетеней, 17.09.2021 г. при голосовании в переносные ящики №2 и 3 члены УИК №625 на 164 избирателя получили 1032 бюллетеня, 18.09.2021 г. при голосовании в переносные ящики №2 и 3 члены УИК №625 на 173 избирателя получили 806 бюллетеней, 18.09.2021 г. при голосовании в переносной ящик №4 члены УИК №625 на 15 избирателей получили 105 бюллетеней. В тоже время, законодательство о выборах требует, чтобы бюллетени выдавались в количестве, которое не может более чем на 5 процентов превышать число полученных обращений согласно выписке, выданной для проведения голосования вне помещения для голосования. При одновременном проведении избирательной комиссией голосования на нескольких выборах акты о проведении голосования вне помещения для голосования должны оформляться отдельно по каждому виду выборов. В противном случае при проведении подсчета голосов комиссия не сможет удостовериться в том, что количество бюллетеней, содержащиеся в переносном ящике или сейф-пакете, не превышает количества бюллетеней, выданных избирателям по каждому виду выборов. В случае такого превышения все бюллетени, содержащиеся в переносном ящике или сейф-пакете с бюллетенями из переносного ящика, подлежат признанию недействительными. Отметки о том, что к соответствующим избирателям вышли члены УИК №625 для проведения голосования вне помещения для голосования, проставлялись только по возвращении этих членов УИК №625, а не при их отправке. Голосование вне помещения для голосования проводилось в большее число переносных ящиков, чем допустимо по закону. Так, согласно п.8 ст.66 Закона №67-ФЗ, если число избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет до 501 избирателя, УИК должна быть укомплектована одним переносным ящиком. В соответствии с п.8.1 ст.66 Закона №67-ФЗ это количество может быть увеличено, но не более чем на два. Тем самым, суммарное количество переносных ящиков в распоряжении УИК №625 не могло составлять более трех, однако она располагала четырьмя ящиками.
В административном исковом заявлении также указано, что УИК №625 нарушила установленных порядок хранения избирательных бюллетеней, использованных избирателями при голосовании 17 и 18 сентября 2021 г. Согласно п.3.3, 3.5-3.8 Положения ЦИК об особенностях голосования в течение нескольких дней, бюллетени из переносного ящика подлежат помещению в отдельный сейф-пакет, в отношении каждого сейф-пакета составляется акт. Бюллетени из переносных ящиков №2 и 3 за 17.09.2021 г. были упакованы в разные сейф-пакеты, однако при этом бюллетени из двух ящиков были перемешаны друг с другом, а для упаковки в сейф-пакеты разделены пополам. Ввиду данного нарушения не представляется возможным удостовериться в том, что количество бюллетеней в каждом переносном ящике за 17.09.2021 г. соответствовало количеству заявлений избирателей с отметками о получении бюллетеней, голосовавших с использованием каждого переносного ящика. Полагает, что имеется ряд оснований для отмены судом решения участковой избирательной комиссии №625 об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому избирательной округу №13. Просит отменить решение участковой избирательной комиссии №625 об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому избирательной округу №13.
В судебном заседании представитель административного ответчика председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 Елхина Н.В. административные исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии РМ Болтунов В.В., представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии муниципального образования г.о.Саранск Антонова А.А., представитель заинтересованного лица Пролетарской территориальной избирательной комиссии Поляков С.С. возражали против удовлетворения административных исковых требований.
Старший помощник прокурора Пролетарского района г.Саранска Терентьева Т.П. в заключении полагала, что требования административного истца Рогова И.В. не подлежат удовлетворению.
Административный истец Рогов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных КАС РФ, не усматривается, в связи с чем суд в соответствии с частью 3 статьи 243 КАС РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Суд, изучив письменные материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, допросив свидетеля, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Вместе с тем, не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
В силу пункта 2 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 63.1, пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона и пунктом 18 настоящей статьи, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
Как следует из пункта 3 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российский Федерации» при регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.
Согласно пункту 8 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона, для организации голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии, а если при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума территория единого избирательного округа, округа референдума совпадает с территорией избирательного участка, участка референдума, - решением участковой комиссии. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней решение принимается комиссией, участвующей в подготовке и проведении выборов (референдума) более высокого уровня. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке, участке референдума в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума, составляет: а) до 501 избирателя, участника референдума - 1 переносной ящик для голосования; б) от 501 до 1001 избирателя, участника референдума - 2 переносных ящика для голосования; в) более 1000 избирателей, участников референдума - 3 переносных ящика для голосования.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решением соответствующей комиссии, указанной в пункте 8 настоящей статьи, количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, указанное в пункте 8 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на 2 переносных ящика при наличии хотя бы одного из условий: а) избирательный участок, участок референдума включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования; б) на территории избирательного участка, участка референдума располагается место временного пребывания избирателей, участников референдума, где не образован избирательный участок, участок референдума; в) на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона зарегистрировано более 50 избирателей, участников референдума старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 настоящего Федерального закона; г) при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.
Как следует из пункта 9 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 1.2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования; количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования; количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования (пункт 17 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 12 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
В пунктах 4.5.-4.6 Постановления ЦИК России от 01.07.2021 N 13/103-8 "О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" указано, что если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка: для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших на дому, - согласно письменным заявлениям о голосовании на дому; для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования, - по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования. С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе, предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения. Если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу), обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам (соответствующему избирательному округу), находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. По данному факту составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4), который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Как следует из пункта 3.3 Постановления ЦИК России от 01.07.2021 N 13/103-8 "О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" 17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком.
В соответствии с пунктами 3.5-3.8 Постановления ЦИК России от 01.07.2021 N 13/103-8 "О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. 3.7. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения. В случае если средства видеонаблюдения не применяются, рекомендуется использовать видеорегистраторы (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации). Наблюдатели, представители средств массовой информации при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе с использованием фото- и (или) видеоаппаратуры запечатлеть факт запечатывания сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта. Факт запечатывания сейф-пакета и составления акта с использованием фото- и (или) видеоаппаратуры также может быть зафиксирован членами участковой избирательной комиссии. 3.8. После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф (металлический шкаф, металлический ящик) участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением (видеофиксацией). Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать (в том числе в нерабочее и ночное время) видеорегистраторы (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации), обладающие необходимым размером памяти (емкостью) и возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки). Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями. В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне видеонаблюдения (видеофиксации) мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
В соответствии с частью 2 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Согласно части 2 статьи 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 названного Кодекса.
Как следует из части 3 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Оспариваемое административным истцом решение принято 20 сентября 2021 г. (подписан протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 об итогах голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Саранск седьмого созыва), следовательно, срок подачи административного иска истекал 30 сентября 2021 года.
Суд приходит к выводу, что поскольку административный иск подан в суд 30 сентября 2021 года, то срок подачи административного иска не пропущен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.06.2021 г. Решением Совета депутатов городского округа Саранск №366 были назначены на 19.09.2021 г. выборы депутатов Совета депутатов городского округа Саранск нового созыва.
06.08.2021 г. Решением Избирательной комиссии Муниципального образования город Саранск Рогов И.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому одномандатному избирательному округу №13.
Из Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" следует, что голосование на выборах, назначенных на 19.09.2021 г., осуществлялось в течение нескольких дней подряд -17, 18 и 19 сентября 2021 г.
Как следует из постановления Администрации г.о.Саранск № от 08.07.2021 г. в перечень избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на территории г.о.Саранск входит избирательный участок №625 (место нахождения участковой избирательной комиссии – ГБУ СОН РМ «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов», <адрес>, приемная директора, помещение для голосования – ГБУ СОН РМ «Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов», <адрес>, актовый зал. – улица <адрес>).
Итоги голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск седьмого созыва от 19.09.2021 г. по избирательному участку N 625 об итогах голосования по Коваленковскому избирательному округу №13 оформлены протоколом №1 об итогах голосования на участке N 625.
Указанный протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии №625, заместителем председателя участковой избирательной комиссии №625, секретарем участковой избирательной комиссии №625 и шестью членами участковой избирательной комиссии №625 20.09.2021 г. в 08 часов 30 минут.
Так, в соответствии с протоколом участковой избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Саранск седьмого созыва об итогах голосования по Коваленковскому избирательному округу №13 избирательного участка №625 число избирателей, включенных в список избирателей (на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск седьмого созыва) на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом - 137, число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 514, избирательной комиссией было выдано 54 бюллетеня избирателям в помещении для голосования и 30 бюллетеней избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования, число погашенных избирательных бюллетеней -430, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования -54, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования -30, число недействительных бюллетеней -13, число действительных бюллетеней -71. Голоса избирателей распределены следующим образом: гр. 2 -6 голосов, гр. 3 – 5 голосов, гр. 4 -54 голоса, гр. 5- 3 голоса, Рогов Игорь Вячеславович -3 голоса.
Жалобы членов участковой избирательной комиссии №625 с правом совещательного голоса гр. 1., гр. 6 поступившие в участковую избирательную комиссию №625 в период проведения выборов, были рассмотрены участковой избирательной комиссией №625 по существу, что подтверждается материалами дела.
В список избирателей на избирательном участке №625 всего было включено 540 избирателей, в числе которых: 419 избирателей, находящихся в учреждении здравоохранения РМ «Мордовский республиканский клинический перинатальный центр» и ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница», 121 избиратель проживают в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения Республики Мордовия "Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Судом установлено, что реестр заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, который содержал 82 записи (избиратели, находящиеся в учреждении здравоохранения РМ «Мордовский республиканский клинический перинатальный центр») был подписан в 16 часов 40 минут 17.09.2021 г. Новые записи в указанный реестр 18 и 19 сентября 2021 г. не вносились, так как заявлений избирателей, которые желают проголосовать в данном учреждении здравоохранения 18 и 19 сентября не поступало. 18 и 19 сентября 2021 г. члены участковой избирательной комиссии №625 вели работу по ведению реестра заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения на территории ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница». При формировании электронного реестра заявления о голосовании вне помещения произошла техническая ошибка, а именно дублирование записей с №9 по №15, однако данная ошибка была немедленно исправлена членами комиссии в присутствии наблюдателей, а все записи восстановлены согласно списку избирателей. Заявления избирателей, находящихся в учреждении здравоохранения РМ «Мордовский республиканский клинический перинатальный центр» и ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница», которые поступили 16.09.2021 г., внесены в реестр 16.09.2021 г. 17.09.2021 г. и 18.09.2021 г. в указанный реестр внесена запись в столбец №10, так как выписки из реестра были составлены 17.09.2021 г. и 18.09.2021 г. Каких-либо иных нарушений при приеме и оформлении обращений о голосовании вне помещения для голосования, судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что существенных нарушений при приеме и оформлении обращений о голосовании вне помещения для голосования, не имеется. Ошибка технического характера, произошедшая при формировании электронного реестра заявлений о голосовании вне помещения для голосования, была незамедлительно исправлена в присутствии наблюдателей. Доводы административного истца о возможной фальсификации указанного реестра не нашли своего подтверждения.
Как следует из решения №2 участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 от 17.09.2021 г. на основании п.8.1 ст.66 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено количество переносных ящиков для голосования вне помещения в количестве 4 переносных ящика, что соответствует числу избирателей на данном избирательном участке. Решение было принято с учетом того, что на территории избирательного участка располагается место временного пребывания избирателей, где не образован избирательный участок. Таким образом, довод административного истца о том, что голосование вне помещения для голосования проводилось в большее число переносных ящиков, чем допустимо по закону, подлежит отклонению.
Из актов о проведении голосования вне помещения для голосования следует, что члены участковой избирательной комиссии №625 при проведении голосования вне помещения для голосования получали бюллетени в следующем количестве: 17.09.2021 г. при голосовании в переносной ящик №1 на 82 избирателя получено 328 бюллетеней, 17.09.2021 г. при голосовании в переносные ящики №2 и №3 на 164 избирателя получено 1032 бюллетеня, 18.09.2021 г. при голосовании в переносные ящики №2 и №3 на 173 избирателя получено 806 бюллетеней, 18.09.2021 г. при голосовании в переносной ящик №4 на 15 избирателей получено 105 бюллетеней.
Судом установлено, что 17.09.2021 г. и 18.09.2021 г. голосование вне помещения для голосования (в ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская центральная клиническая больница») проводилось отдельно по разным отделениям лечебного учреждения. В связи с тем, что выдавалось большое количество бюллетеней, размещение которых в один переносной ящик не представилось возможным, члены участковой избирательной комиссии получили 2 переносных ящика №2 и №3 для удобства работы членов комиссии в отделениях лечебного учреждения. Голосование и использование переносных ящиков №2 и №3 проводилось по одной выписке из реестра. После окончания голосования с использованием переносных ящиков составлялись акты, в которых указано количество бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) бюллетеней, сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
Также судом установлено, что после окончания голосования вне помещения для голосования членами участковой избирательной комиссии №625 18.09.2021 г. бюллетени из переносных ящиков №2 и №3 были упакованы в один сейф-пакет. Во всех остальных случаях бюллетени каждого переносного ящика упаковывались в отдельные сейф-пакеты.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, также их подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель председателя участковой избирательной комиссии №625 гр. 25. Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетеля гр. 25 предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имеется, так как она не является лицом, заинтересованным в исходе дела, сведений о наличии у нее неприязненных отношений с административным истцом, у суда не имеется.
Допущенные членами участковой избирательной комиссии N 625 нарушения требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", связанные с превышением числа полученных бюллетеней более чем на 5% от числа заявлений, а также проведение голосования с использованием переносных ящиков №2 и №3 по одной выписке из реестра, являются несущественными и не свидетельствуют о невозможности установить действительную волю избирателей. Как следует из акта участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 от 19.09.2021 г. неиспользованные избирательные бюллетени для голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск седьмого созыва в количестве 430 штук, были погашены. То обстоятельство, что после окончания голосования вне помещения членами участковой избирательной комиссии 18.09.2021 г. бюллетени из переносных ящиков №2 и №3 были упакованы в один сейф-пакет, на результат действительного волеизъявления избирателей не влияет и не влечет невозможность установления действительного результата волеизъявления избирателей в соответствии с положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы административного истца о том, что бюллетени из переносных ящиков №2 и №3 17.09.2021 г. при помещении в сейф-пакеты перемешивались друг с другом или делились, а также, что отметки о том, что к соответствующим избирателям вышли члены УИК №625 для проведения голосования вне помещения для голосования, проставлялись только по возвращении этих членов УИК №625, а не при их отправке, объективно ничем не подтверждены, опровергаются показаниями свидетеля -заместителя председателя участковой избирательной комиссии №625 гр. 25., оснований не доверять показаниям указанного свидетеля и ставить под сомнение их достоверность не имеется.
Итоги голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск седьмого созыва от 19.09.2021 г. по избирательному участку N 625 об итогах голосования по Коваленковскому избирательному округу №13 оформлены протоколом №1 об итогах голосования на участке N 625. Особого мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено, жалоб и заявлений касательно процедуры подсчета голосов избирателей не поступило, соотношения показателей заполненных строк протокола были проверены, каких-либо арифметических ошибок и погрешностей не выявлено. Оснований полагать, что в данный протокол вносились ложные сведения, не имеется.
Доводы административного истца о наличии оснований для отмены решения участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому избирательному округу №13, не нашли подтверждения. Нарушения избирательного законодательства, в том числе при подсчете голосов и при определении итогов голосования, которые могли привести к искажению воли избирателей, а равно повлекли невозможность установления действительной воли избирателей, по делу не установлены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Рогова Игоря Вячеславовича к участковой избирательной комиссии избирательного участка №625 об отмене решения об итогах голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Саранск по Коваленковскому избирательному округу №13 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>