Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2018 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-131/2018 по иску Гойсак В.Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о включении в льготный стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гойсак В.Е. обратился в суд с указанным иском и, уточнив исковые требования в части требования о взыскании компенсации морального вреда, просит обязать ответчика включить в льготный стаж период работы в должности инженера по эксплуатации, назначить досрочную страховую пенсию по старости и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что ответчик необоснованно не включил в льготный стаж период работы в должности инженера по эксплуатации в МБУЗ «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в данный период он фактически работал мастером котельной на твердом топливе-угле.
В судебном заседании Гойсак В.Е. исковые требования поддержал, изложив указанные обстоятельства. Также суду пояснил, что указанная котельная работала сезонно, то есть с начала отопительного сезона с 01 сентября и по его окончание 31 мая ежегодно. Кроме выполнения обязанностей мастера котельной, в обязанности инженера по эксплуатации также входило обеспечение работоспособности иных объектов, входящих в состав больницы, устранение поломок отопительной системы и системы водоснабжения, организация и проведение ремонтов зданий и другие вопросы материально технического характера.
Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Оводова А.Ю, Семенова Ю.Л. исковые требования не признали. Полагают, что оснований для зачета в льготный стаж указанного периода работы истца не имеется, поскольку должности «инженер по эксплуатации объектов» и «мастер котельной» не предусмотрены Списком № 2 от 26.01.1991 года № 10; отсутствуют документы, подтверждающие продолжительность работы не менее 80% рабочего времени согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда от 22.05.1996 года № 5; в штатном расписании работодателя отсутствует должность «мастер котельной», а также нет информации о работе котельной на твердом топливе. Кроме того, особые условия труда не подтверждены ни Перечнем рабочих мест, наименований и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, ни данными персонифицированного учета.
Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ в части, не противоречащей данному закону.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 г.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют: машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы; мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки; мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи; начальники смен котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи; начальники котельных цехов и их заместители.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Согласно решению № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы, предусмотренного п.п.2 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который у истца отсутствует при необходимых 12 лет 6 месяцев.
Согласно записи в трудовой книжке Гойсак В.Е. имеет трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принят в <адрес> центральную районную больницу в порядке перевода и назначен на должность инженера по строительству, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инженера по эксплуатации объектов, ДД.ММ.ГГГГ принят по совместительству на должность заместителя главного врача <адрес> ЦРБ по ТО и мобилизационной работе, ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность директора ООО «<адрес>». Справкой уточняющей особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КГБУЗ «<адрес>» установлено, что Гойсак В.Е. работает в КГБУЗ «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по строительству, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность инженера по эксплуатации объектов, по совместительству в должности заместителя главного врача по ГО и МОБ работе, по совместительству в должности заместителя главного врача по ГО и мобилизационной работе, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность специалиста гражданской обороны.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>, нежилое здание котельной, расположенное по адресу <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилось на балансе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Пировская центральная районная больница», что также подтверждается Актом проверки готовности <данные изъяты> ЦРБ к отопительному сезону 2004/2005, инструкцией по действиям дежурного персонала котельной <данные изъяты> ЦРБ при пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией кочегара котельной от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда Р-<адрес> имеются сведения о начале и окончании отопительных сезонов за период с сентября 1994 по май 2011 года: начать отопительный сезон в лечебных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ; в связи с окончанием отопительного сезона начать подготовку теплоэнергетики к отопительному сезону с ДД.ММ.ГГГГ; начать отопительный сезон 2006-2007 с ДД.ММ.ГГГГ; начать отопительный сезон 2007-2008 года с ДД.ММ.ГГГГ, разрешить центральной больнице начать отопительный сезон с 1 сентября; закончить отопительный сезон 2008-2009 ДД.ММ.ГГГГ; в учреждениях здравоохранения начать отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ; продлить отопительный сезон до ДД.ММ.ГГГГ; начать отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ; продлить отопительный сезон до ДД.ММ.ГГГГ; начать отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается распоряжениями <адрес>.
Гойсак В.Е., работая начальном по эксплуатации объектов <данные изъяты> ЦРБ направлялся в командировки в <адрес> для получения угля в марте, апреле, мае, октябре, ноябре 1996 года, что подтверждается архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес>.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда Р-40 <данные изъяты> ЦРБ в штатном расписании за 1994 – 2010 года должность «мастер котельной» не значится, что также следует из штатных расписаний МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» за 1996, 1997, 2007 – 2011 года.
Факт работы истца в спорный период подтвердили в судебном заседании свидетели С1., С2., С3., которые также работали с истцом в котельной <данные изъяты> ЦРБ. Свидетели подтвердили, что котельная работала сезонно, то есть в отопительный сезон с 01 сентября по 31 мая каждого года.
Оценивая показания свидетелей, с учетом характера выполняемых ими работ, подробных сведений о работе, суд приходит к выводу о достоверности данных показаний, а также их допустимости с учетом того, что часть документов, подтверждающих характер выполняемых истцом работ в настоящее время не сохранено.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусматривается, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Таким образом, обязательным условием для возникновения права на досрочную пенсию, является постоянная занятость (не менее 80% рабочего времени) в особых условиях труда.
Суд, оценивая изложенные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что истец не представил достаточных и бесспорных доказательств того, что был занят 80% рабочего времени на работе в котельной МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в должности, которая предусмотрена Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 г. N 10. При этом, суд принимает во внимание, что как следует из показаний истца, указанных свидетелей, а также в соответствии с должностной инструкцией инженера по эксплуатации объектов в обязанности истца в спорный период входила организация работы всех зданий, сооружений и помещений больницы, а не только котельного отделения.
В подтверждение факта работы в особых условиях труда истцом представлена справка, уточняющая особый характер работы.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздрава РФ N 258н от 31 марта 2011 года (пп. 3, 4) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"-документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"-на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Из сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, имеющихся в материалах пенсионного дела, следует, что Гойсок В.Е. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета, сформированной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за весь спорный период отсутствует код особых условий труда, то есть сам работодатель не оценивает работу истца как льготную.
Представленные истцом доказательства подтверждают лишь факт исполнения истцом должностных обязанностей (части из них), но не свидетельствуют о том, что он был занят исключительно на работе котельного отделения.
Установив указанные выше обстоятельства, дав правовую оценку доказательствам по делу в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, с учетом требований закона, отказывая в удовлетворении исковых требований Гойсак В.Е., суд исходит из того, что истцом не доказано соответствие выполняемых работ тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В связи с отказом в удовлетворении требований истца о включении в льготный стаж спорного периода и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а также поскольку в данном случае затронуты только материальные интересы истца, и отсутствует отдельный закон, предусматривающий в данном случае компенсацию морального вреда, то исковое требование Гойсак В.Е. о возмещении такого вреда также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Гойсак В.Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о включении в льготный стаж работы периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, назначении страховой пенсии по старости и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев