Дело №12-129/2023
73RS0001-01-2023-001737-09
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск 19 апреля 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Алиаскарова Г.Ф., при секретаре Никоноровой Е.Н., с участием защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный Выбор» Дельмухаметовой Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный Выбор» Ворожецова А.В. на постановление № главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору Евсиевича А.Н. от 23.03.2023 года,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору Евсиевича А.Н. от 23.03.2023 года общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный Выбор» (ООО «УК СВ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением, директор ООО «УК СВ» Ворожецов А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указал, что собственники не передавали пожарную сигнализацию на обслуживание ООО «Управляющая компания Свободный Выбор». Управляющая компания неоднократно инициировала общее собрание собственников и включала в повестку вопросы относительно восстановления системы пожарной сигнализации и источника финансирования, на что собственники единогласно голосовали «против». Сотрудниками управляющей компании совместно с подрядной организацией был проведен осмотр системы ППА и ДУ, поэтажных пожарных щитов и других элементов противопожарной системы. По результатам обследования сделаны выводы, что ввиду длительного срока эксплуатации (более 50-ти лет) система противопожарного водопровода и дымоудаления и их неработоспособности и износа более 50 процентов, а также несоответствия действующим в настоящее время требованиям «Технического регламента о пожарной безопасности» требуется полная замена, а именно, капитальный ремонт вышеуказанных систем, вместе с тем у управляющей компании отсутствует право на самостоятельное распоряжение собранными денежными средствами и осуществление работ по капитальному ремонту. Аналогичная позиция содержится в Постановлении девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу № № от 27.12.2018. ООО «УК СВ» инициировало общее собрание собственников для принятия решения о проведении работ по восстановлению пожарной системы путем проведения капитального ремонта. Однако собственники решили не голосовать, и в итоге кворум не состоялся.
В судебном заседании защитник ООО «УК СВ» Дельмухаметова Д.Ф. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Каких-либо пояснений относительно наличия в договоре управления многоквартирным домом от 28.01.2020 года с ООО «УК СВ» обязанности управляющей компании по оказанию услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно, системы противопожарной защиты с периодичностью 1 раз в месяц – не представила.
Выслушав защитника ООО «УК СВ», исследовав письменные материалы дела, жалобу, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения по ст. 20.4 КоАП РФ выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 38 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, …лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом... За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно ст. ст. 5, 6 Закона №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре…
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года (вопрос N 14), ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса, подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 года №491 (далее по тексту – Правила содержания общего имущества №491) управление многоквартирным домом (далее по тексту –МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в МКД. Подпункт "е" пункта 11 Правил N 491 в числе других включает в содержание общего имущества меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «УК СВ» осуществляет управление многоквартирным домом на основании Договора управления многоквартирным домом от 28.01.2020 года, подписанного от имени всех собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, членами совета МКД.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения главного государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Евсиевича А.Н. от 03.02.2023 № в отношении ООО «УК СВ» отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России из Ульяновской области проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки от 28.02.2023 №) в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и истечением срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований (предписанию по устранению обязательных требований пожарной безопасности от 12.04.2022 года со сроком исполнения – 01.11.2022). Данная проверка была согласована с органами прокуратуры.
По результатам проведенной проверки в отношении ООО «УК СВ» составлены акт проверки от 28.02.2023 №, протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ от 10.03.2023 №, которым зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в нарушение ст. 86 Закона №123-ФЗ, абзаца 1 п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее по тексту - Правила противопожарного режима в Российской Федерации) руководитель организации не обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами.
В нарушение ст.85 Закона №123-ФЗ, п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (системы дымоудаления), обеспечивающие исправное состояние указанных средств (отсутствуют двигатель, вентиляторы и пункт управления, не исправны клапана)
Здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой пожарной сигнализации (жилые здания высотой более 28 метров должны оборудоваться тепловыми пожарными извещателями, которые устанавливаются в прихожих квартир и используются для запуска систем противодымной защиты) в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Закон №123-ФЗ, приложения 1 подпункта 6 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"
Здание жилого многоквартирного дома не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Закона №123- ФЗ; п. 8, приложение 5 пп.6а Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
В соответствии со ст. 86 Закона №123-ФЗ внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения (ч.2).
Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с абз.1 п.50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно ст.85 Закона №123-ФЗ, в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей.
В соответствии с п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
Согласно п.2 ч.1 ст. 6 Закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий, в том числе, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с приложением 1 подп. 6 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения являются жилые здания высотой более 28 метров.
Согласно приложению 5 подп. 6а Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" жилые здания секционного типа с числом этажей от 11 до 25 включительно, тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для оборудования объектов защиты -1.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества №491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая система электроснабжения, электрические системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях
Как следует из фактических обстоятельств дела, ООО "УК СВ» на момент проверки являлось управляющей организацией, уполномоченной собственниками жилого дома по адресу: <адрес> на выполнение функций по управлению жилым домом.
Возложив на себя функции по управлению жилым домом, заявитель возложил на себя обязанности, в том числе, по обеспечению мер пожарной безопасности в данном жилом доме. Следовательно, осуществляя функции по надлежащему содержанию общего имущества названного многоквартирного дома, обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, ООО «УК СВ» обязано обеспечить соблюдение нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать техническое обслуживание зданий: проводить плановые осмотры жилых зданий (пункт 2.1.1), осуществлять контроль за работой инженерного оборудования (пункт 2.7.2).
Согласно пункту 2.7.2 указанных Правил контроль осуществляется за работой, в частности, следующего инженерного оборудования: громкоговорящей (двухсторонней) связи с абонентами (пассажирами лифтов, жильцами, дворниками), служебными помещениями, организациями по обслуживанию жилищного фонда, объектами другого инженерного оборудования (противопожарный водопровод, противодымная защита, пожарная сигнализация и т.д.).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются) (пункт 5.6.2 Правил N 170).
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень), определен состав работ, необходимых для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 20 Перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме включают в себя в том числе: техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
Пунктом 27 указанного Перечня предусмотрено выполнение работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Также согласно договору управления многоквартирным домом от 28.01.2020 года с ООО «УК СВ» управляющая компания обязалась оказывать услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе системы противопожарной защиты с периодичностью 1 раз в месяц.
Таким образом, ООО «УК СВ» как управляющая организация является лицом, ответственным за содержание общего имущества МКД в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормами безопасности, в том числе в сфере пожарной безопасности, и лицом, обязанным осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N 309-КГ16-16524 по делу N А71-13682/2015.
Доказательства принятия спорного многоквартирного дома в ненадлежащем с точки зрения требований пожарной безопасности состоянии (например, исполнительная и техническая документация на МКД, акт сдачи в эксплуатацию МКД, заключения о соответствии (несоответствии) принимаемого в эксплуатацию МКД предъявляемым требованиям) в материалы дела не представлены.
Нормативные требования, нарушение которых вменено в вину заявителю, непосредственно касаются обеспечения жизни и безопасности людей, и эксплуатация объекта с нарушением таких требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара. При этом также приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствии с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Главный государственный инспектор города Ульяновска по пожарному надзору при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к правильному выводу, что ООО «УК СВ», допустив нарушение требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемом постановлении, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица – ООО «УК СВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 10.03.2023 года, в которых приведены существо правонарушения; актом документарной внеплановой проверки №ак от 28.03.2023 года, в котором изложены выявленные нарушения требований пожарной безопасности; решением о проведении документарной проверки от 03.02.2023 года; постановлением по делу об административном правонарушении от 23.03.2023 года № по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, иными материалами дела.
Представленные доказательства признаются судом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями закона, а их совокупность является достаточной для разрешения жалобы по существу.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и получили надлежащую правовую оценку согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оснований ставить под сомнение доказательства по делу об административном правонарушении, полученные должностным лицом при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства, действовавшим в пределах предоставленных полномочий, не имеется.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых доводов, не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Изложенные в жалобе доводы, поддержанные в судебном заседании защитником Дельмухаметовой Д.Ф., на зависимость в принятии решения по организации мероприятий, направленных на содержание и выполнение требования пожарной безопасности, от решений собраний собственников квартир, нельзя принять правомерными, поскольку в силу анализа требований действующего законодательства должностные лица и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. При этом в случае неустранения нарушений, в случае возникновения пожара создается угроза для жизни и здоровья людей, находящихся в эксплуатируемых зданиях, многоквартирных домах, что является недопустимым.
Суд, исследовав доводы ООО «УК СВ» о том, что управляющей компанией принимались все зависящие меры по соблюдению требований норм пожарной безопасности, находит их несостоятельными.
При заключении вышеупомянутого договора управления многоквартирным домом от 28.01.2020 ООО «УК СВ» приняло на себя обязанность управлять домом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.8 договора), к которому в числе прочего относятся ЖК РФ, Федеральный закон N 69-ФЗ, Федеральный закон N 123-ФЗ.
Следовательно, выполняя принятые на себя в силу заключенного договора управления обязательства по управлению домом надлежащим образом, управляющая компания обязана обеспечить многоквартирный дом исправными системами и средствами противопожарной защиты в целях защиты жизни и здоровья жителей дома, общего имущества дома.
Также согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № Управление в рамках возложенных на него задач в области жилищных отношений обеспечивает подготовку решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора в случае, если в установленный Жилищным кодексом Российской Федерации срок собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме (п.4.2.15).
Наличие нарушений требований пожарной безопасности по существу заявителем не оспорено.
Административное наказание назначено ООО «УК СВ» в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ч.4.1.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «УК СВ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление о назначении административного наказания № от 23.03.2023 года, вынесенное главным государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Евсиевичем А.Н. в отношении общества с ограниченной ответственности «Управляющая компания Свободный выбор», по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Свободный выбор» Ворожецова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 суток с момента вручения копии.
Судья Г.Ф. Алиаскарова