Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-768/2013 ~ М-957/2013 от 18.03.2013

                                                                                                                          

Дело № 2-2061/13

Строка № 57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2013 года суд Центрального района г. Воронежа в составе: председательствующего судьи: Буслаевой В.И.,

при секретаре:                             Русановой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности

установил:

Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в Таганский районный суд г. Москвы с настоящим иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, указав, что Отделом надзорной деятельности по Центральному району г.Воронежа проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности здании вокзала ст. Воронеж-1, расположенного по адресу: г. Воронеж, пл. Черняховского, 1, находящегося на балансе Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». При проверке было выявлено не соблюдение законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1 (здание с массовым пребыванием людей, внеклассный вокзал): в нарушение п.6.9 СНиП 21-01-97* отсутствуют эвакуационные выходы из подвального этажа непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток; лестница, ведущая из подвала в первый этаж, не отделена перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, что является нарушением п. 7.23* СНиП 21-01-97*; вопреки п. 12 НПБ 110-03 отсутствует система пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС; отсутствует система пожаротушения в помещении (камеры) хранения багажа ручной клади, расположенном в цокольном этаже, что противоречит НПБ 110-03 табл. 3 п.33; в нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; допускается отделка путей эвакуации материалами с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (декоративная отделка стен и пола в общих коридорах), что является нарушением п. 6.25* СНиП 21-1-97*; вопреки п. 55 Правил не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раза в год (весной и осенью); запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, что противоречит п. 35 Правил; в нарушение п. 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС РФ от 12.122007 № 645, отсутствует разработанная и утвержденная в установленном порядке специальная программа пожарно-технического минимума.

Несоблюдение правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании, на обеспечение пожарной безопасности, а также на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В связи с чем, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил: обязать ответчика устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, а именно: обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток; отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж; создать систему пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС; оборудовать системой пожаротушения помещение (камеру) хранения багажа ручной клади, расположенное в цокольном этаже; оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; устранить отделку путей эвакуации ( стен и пола в общих коридорах) материалами с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные; провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей эвакуационных выходов; разработать и утвердить в установленном порядке специальную программу пожарно-технического минимума (л.д.3-6).

Определением от 14.02.2013 г. Таганского районного суда г. Москвы по ходатайству сторон гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Воронежа (л.д.98).

В судебном заседании транспортный прокурор представил уточненное исковое заявление, согласно которому просит суд обязать ответчика:

-обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*);

-отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

- оборудовать системой пожаротушения помещение (камеру) хранения багажа ручной клади, расположенное в цокольном этаже (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, НПБ 110-03 табл. 3 п.33);

-оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

-провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (п.55 Правил противопожарного режима в Росийской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»);

-разработать и утвердить в установленном порядке специальную программу пожарно-технического минимума (п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645).

Определением суда от 04.06.2013 г. производство по делу в части требований о возложении обязанности на ответчика: создать систему пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС; обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей эвакуационных выходов, прекращено в связи с отказом от данной части требований, так как указанные нарушения устранены ответчиком добровольно.

В судебном заседании ст. прокурор отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Любых В.Ю. заявленные уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1 в случае возникновения пожара, могут привести к массовой гибели людей.

Проверка по исполнению требований пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1 проводилась межрегиональной транспортной прокуратурой в 2011 году, по результатам которой на имя начальника Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» 04.03.2011 внесено соответствующее представление, где среди прочих отмечены, в том числе и указанные в заявленных требованиях нарушения, из чего можно сделать вывод, что последние носят системный характер.

Несоблюдение правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании вокзала, на обеспечение пожарной безопасности, а также на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Вокзал является объектом, осуществляющим деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем пассажирам, работникам вокзала и иным лицам.

Представитель ответчика по доверенности Михеев О.В. частично по существу заявленных требований не возражал, однако заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*); отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*); оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)не согласился, ссылаясь на то, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не является нормативно-правовым актом и не влечет правовых последствий, так как не зарегистрирован в установленном порядке. Представил письменные возражения на иск (л.д.123-125).

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности Влазнев В.И. заявленные требования поддержал, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» размещен в национальной справочно-информационной службе в области пожарной безопасности (НСИС ПБ) и, согласно письмам Минпромэнерго России от 29.11.2006 г. № АР-6893/08 и Минрегиона России от 29.11.2006 г. № 12325-ЮТ/08, СНиП 21-01-97 подлежит обязательному применению. Требования данного СНиПа являются законными, так как настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК и ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре в РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании имеющихся в деле копии Акта проверки Отдела надзорной деятельности Центрального района г. Воронежа Главного управления МЧС России по Воронежской области Управления надзорной деятельности от 13.12.2012 г. (л.д.115-118); предписания № 308/1/1-12 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д.119-122) судом установлено, что при проверке были выявлены следующие нарушения обязательных требований о пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1, расположенном по адресу: г. Воронеж, пл. Черняховского, 1:

В нарушение п.6.9 СНиП 21-01-97* отсутствуют эвакуационные выходы из подвального этажа непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток.

Лестница, ведущая из подвала в первый этаж, не отделена перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, что является нарушением п. 7.23* СНиП 21-01-97*.

Вопреки и. 12 НПБ 110-03 отсутствует система пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС.

Отсутствует система пожаротушения в помещении (камеры) хранения багажа ручной клади, расположенном в цокольном этаже, что противоречит НПБ 110-03 табл. 3 п.33.

В нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах.

Допускается отделка путей эвакуации материалами с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (декоративная отделка стен и пола в общих коридорах), что является нарушением п. 6.25* СНиП 21-1-97*.

Вопреки п. 55 Правил не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раза в год (весной и осенью).

Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, что противоречит п. 35 Правил.

В нарушение п. 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС РФ от 12.122007 № 645, отсутствует разработанная и утвержденная в установленном порядке специальная программа пожарно-технического минимума.

Указанные обстоятельства подтверждаются информационным письмом отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Воронежа от 17.12.12 г., представленной в прокуратуру по результатам проверочных мероприятий, проведенных в период с 11.12.2012 г. по 13.12.2012 г. (л.д.27).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, т.е. соблюдение нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: национальных стандартов, сводов правил, содержащих нормы и правила пожарной безопасности, правил пожарной безопасности.

Согласно ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют при этом непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 230 "О противопожарном режиме" настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1 Правил, они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7, данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

    Как установлено судом, при проведении проверки здания вокзала Воронеж-1на соответствие его требованиям пожарной безопасности, было установлено наличие нарушений противопожарной защиты здания вокзала Воронеж-1, в том числе, нарушение пунктов СНиП 21-01-97*, указанных выше.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика по доверенности с частью установленных нарушений согласился, а также не оспаривал то обстоятельство, что отсутствуют эвакуационные выходы из подвального этажа непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток, лестница, ведущая из подвала в первый этаж, не отделена перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре,; двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, но ссылался на то, что требования СНиП 21-01-97* не могут быть применены, так как не зарегистрированы в установленном порядке.

    Оценив представленные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 подлежат применению, так как эти нормы и правила разработаны в соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 "Пожарная безопасность" Системы нормативных документов в строительстве. Ими установлена приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями.

      В связи с тем, что ответчиком допущены грубейшие нарушения требований закона, регулирующего пожарную безопасность на объекте с массовым пребыванием граждан, а пожар как стихия опасен для жизни и здоровья лиц, находящихся в здании вокзала, работников вокзала, иных лиц, находящихся рядом со зданием вокзала, круг которых определить не представляется возможным, прокурор, действуя в рамках полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обращается в суд с настоящим исковым заявлением об обязании устранить выявленные нарушения закона, поскольку непринятие должных мер может привести к тяжким последствиям в результате пожара в виде смерти граждан и причинения вреда здоровью различной степени тяжести, уничтожению или повреждению имущества.

Поскольку суду не представлено доказательств устранения ответчиком имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала Воронеж-1, уточненные заявленные требования Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Исковые требования заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД»:

-обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*);

-отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

- оборудовать системой пожаротушения помещение (камеру) хранения багажа ручной клади, расположенное в цокольном этаже (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, НПБ 110-03 табл. 3 п.33);

-оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

-провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (п.55 Правил противопожарного режима в Росийской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»);

-разработать и утвердить в установленном порядке специальную программу пожарно-технического минимума (п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645).

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                                 Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме

изготовлено 11.06.2013 г.

                                                                                                                          

Дело № 2-2061/13

Строка № 57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2013 года суд Центрального района г. Воронежа в составе: председательствующего судьи: Буслаевой В.И.,

при секретаре:                             Русановой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности

установил:

Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в Таганский районный суд г. Москвы с настоящим иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, указав, что Отделом надзорной деятельности по Центральному району г.Воронежа проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности здании вокзала ст. Воронеж-1, расположенного по адресу: г. Воронеж, пл. Черняховского, 1, находящегося на балансе Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». При проверке было выявлено не соблюдение законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1 (здание с массовым пребыванием людей, внеклассный вокзал): в нарушение п.6.9 СНиП 21-01-97* отсутствуют эвакуационные выходы из подвального этажа непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток; лестница, ведущая из подвала в первый этаж, не отделена перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, что является нарушением п. 7.23* СНиП 21-01-97*; вопреки п. 12 НПБ 110-03 отсутствует система пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС; отсутствует система пожаротушения в помещении (камеры) хранения багажа ручной клади, расположенном в цокольном этаже, что противоречит НПБ 110-03 табл. 3 п.33; в нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; допускается отделка путей эвакуации материалами с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (декоративная отделка стен и пола в общих коридорах), что является нарушением п. 6.25* СНиП 21-1-97*; вопреки п. 55 Правил не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раза в год (весной и осенью); запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, что противоречит п. 35 Правил; в нарушение п. 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС РФ от 12.122007 № 645, отсутствует разработанная и утвержденная в установленном порядке специальная программа пожарно-технического минимума.

Несоблюдение правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании, на обеспечение пожарной безопасности, а также на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В связи с чем, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил: обязать ответчика устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, а именно: обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток; отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж; создать систему пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС; оборудовать системой пожаротушения помещение (камеру) хранения багажа ручной клади, расположенное в цокольном этаже; оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; устранить отделку путей эвакуации ( стен и пола в общих коридорах) материалами с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные; провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей эвакуационных выходов; разработать и утвердить в установленном порядке специальную программу пожарно-технического минимума (л.д.3-6).

Определением от 14.02.2013 г. Таганского районного суда г. Москвы по ходатайству сторон гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Воронежа (л.д.98).

В судебном заседании транспортный прокурор представил уточненное исковое заявление, согласно которому просит суд обязать ответчика:

-обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*);

-отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

- оборудовать системой пожаротушения помещение (камеру) хранения багажа ручной клади, расположенное в цокольном этаже (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, НПБ 110-03 табл. 3 п.33);

-оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

-провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (п.55 Правил противопожарного режима в Росийской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»);

-разработать и утвердить в установленном порядке специальную программу пожарно-технического минимума (п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645).

Определением суда от 04.06.2013 г. производство по делу в части требований о возложении обязанности на ответчика: создать систему пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС; обеспечить возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей эвакуационных выходов, прекращено в связи с отказом от данной части требований, так как указанные нарушения устранены ответчиком добровольно.

В судебном заседании ст. прокурор отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Любых В.Ю. заявленные уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1 в случае возникновения пожара, могут привести к массовой гибели людей.

Проверка по исполнению требований пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1 проводилась межрегиональной транспортной прокуратурой в 2011 году, по результатам которой на имя начальника Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» 04.03.2011 внесено соответствующее представление, где среди прочих отмечены, в том числе и указанные в заявленных требованиях нарушения, из чего можно сделать вывод, что последние носят системный характер.

Несоблюдение правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании вокзала, на обеспечение пожарной безопасности, а также на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Вокзал является объектом, осуществляющим деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем пассажирам, работникам вокзала и иным лицам.

Представитель ответчика по доверенности Михеев О.В. частично по существу заявленных требований не возражал, однако заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*); отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*); оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)не согласился, ссылаясь на то, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не является нормативно-правовым актом и не влечет правовых последствий, так как не зарегистрирован в установленном порядке. Представил письменные возражения на иск (л.д.123-125).

Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - ГУ МЧС России по Воронежской области по доверенности Влазнев В.И. заявленные требования поддержал, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» размещен в национальной справочно-информационной службе в области пожарной безопасности (НСИС ПБ) и, согласно письмам Минпромэнерго России от 29.11.2006 г. № АР-6893/08 и Минрегиона России от 29.11.2006 г. № 12325-ЮТ/08, СНиП 21-01-97 подлежит обязательному применению. Требования данного СНиПа являются законными, так как настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК и ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре в РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании имеющихся в деле копии Акта проверки Отдела надзорной деятельности Центрального района г. Воронежа Главного управления МЧС России по Воронежской области Управления надзорной деятельности от 13.12.2012 г. (л.д.115-118); предписания № 308/1/1-12 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д.119-122) судом установлено, что при проверке были выявлены следующие нарушения обязательных требований о пожарной безопасности в здании вокзала ст. Воронеж-1, расположенном по адресу: г. Воронеж, пл. Черняховского, 1:

В нарушение п.6.9 СНиП 21-01-97* отсутствуют эвакуационные выходы из подвального этажа непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток.

Лестница, ведущая из подвала в первый этаж, не отделена перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, что является нарушением п. 7.23* СНиП 21-01-97*.

Вопреки и. 12 НПБ 110-03 отсутствует система пожарной автоматики с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» ГПС.

Отсутствует система пожаротушения в помещении (камеры) хранения багажа ручной клади, расположенном в цокольном этаже, что противоречит НПБ 110-03 табл. 3 п.33.

В нарушение п.6.18* СНиП 21-01-97* двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах.

Допускается отделка путей эвакуации материалами с показателями пожарной опасности, превышающими нормативные (декоративная отделка стен и пола в общих коридорах), что является нарушением п. 6.25* СНиП 21-1-97*.

Вопреки п. 55 Правил не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (не реже 2 раза в год (весной и осенью).

Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, что противоречит п. 35 Правил.

В нарушение п. 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС РФ от 12.122007 № 645, отсутствует разработанная и утвержденная в установленном порядке специальная программа пожарно-технического минимума.

Указанные обстоятельства подтверждаются информационным письмом отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Воронежа от 17.12.12 г., представленной в прокуратуру по результатам проверочных мероприятий, проведенных в период с 11.12.2012 г. по 13.12.2012 г. (л.д.27).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичными мерами пожарной безопасности является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, т.е. соблюдение нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: национальных стандартов, сводов правил, содержащих нормы и правила пожарной безопасности, правил пожарной безопасности.

Согласно ст. 34 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют при этом непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 230 "О противопожарном режиме" настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1 Правил, они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7, данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

    Как установлено судом, при проведении проверки здания вокзала Воронеж-1на соответствие его требованиям пожарной безопасности, было установлено наличие нарушений противопожарной защиты здания вокзала Воронеж-1, в том числе, нарушение пунктов СНиП 21-01-97*, указанных выше.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика по доверенности с частью установленных нарушений согласился, а также не оспаривал то обстоятельство, что отсутствуют эвакуационные выходы из подвального этажа непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток, лестница, ведущая из подвала в первый этаж, не отделена перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре,; двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, но ссылался на то, что требования СНиП 21-01-97* не могут быть применены, так как не зарегистрированы в установленном порядке.

    Оценив представленные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7 подлежат применению, так как эти нормы и правила разработаны в соответствии с рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 "Пожарная безопасность" Системы нормативных документов в строительстве. Ими установлена приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями.

      В связи с тем, что ответчиком допущены грубейшие нарушения требований закона, регулирующего пожарную безопасность на объекте с массовым пребыванием граждан, а пожар как стихия опасен для жизни и здоровья лиц, находящихся в здании вокзала, работников вокзала, иных лиц, находящихся рядом со зданием вокзала, круг которых определить не представляется возможным, прокурор, действуя в рамках полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обращается в суд с настоящим исковым заявлением об обязании устранить выявленные нарушения закона, поскольку непринятие должных мер может привести к тяжким последствиям в результате пожара в виде смерти граждан и причинения вреда здоровью различной степени тяжести, уничтожению или повреждению имущества.

Поскольку суду не представлено доказательств устранения ответчиком имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании вокзала Воронеж-1, уточненные заявленные требования Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы; следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Исковые требования заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД»:

-обеспечить наличие эвакуационных выходов из подвального этажа, непосредственно наружу обособленно от общих лестничных клеток (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*);

-отделить перегородкой 1-го типа и устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре лестницу, ведущую из подвала в первый этаж (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

- оборудовать системой пожаротушения помещение (камеру) хранения багажа ручной клади, расположенное в цокольном этаже (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, НПБ 110-03 табл. 3 п.33);

-оборудовать двери, ведущие в лестничные клетки, приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах (ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, п. 6.9 СниП 21-01-97*)

-провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (п.55 Правил противопожарного режима в Росийской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»);

-разработать и утвердить в установленном порядке специальную программу пожарно-технического минимума (п.39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645).

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                                 Буслаева В.И.

Решение в окончательной форме

изготовлено 11.06.2013 г.

1версия для печати

2-768/2013 ~ М-957/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Московский межрегиональный транспортный прокурор
Ответчики
Дирекция железнодорожных Вокзалов - филиал ОАО "РЖД"
Другие
Главное управление Министрества по чрезвычайным ситуациям РФ
ГУ МЧС России по ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
18.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2013Передача материалов судье
22.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.04.2013Предварительное судебное заседание
21.05.2013Судебное заседание
04.06.2013Судебное заседание
11.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2014Дело оформлено
24.01.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее