Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1210/2011 ~ М-936/2011 от 19.04.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Салют» о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Салют» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Салют» производит начисление размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 (утв. Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985) на основании выставленных счетов-фактур ресурсоснабжающей организацией, что не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, просит суд признать действия руководителя ООО «Салют» по начислению и корректировке размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 на основании выставленных счетов-фактур ресурсоснабжающей организацией незаконными. Обязать руководителя ООО «Салют» производить начисление размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Салют» не оборудованных коллективными приборами учета тепловой энергии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением городской думы Минусинска от 26.12.2005 № 13-115р с момента вынесения решения суда. Обязать руководителя ООО «Салют» произвести перерасчет размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения за период 2008, 2009, 2010 годы, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением городской думы Минусинска от 26.12.2005 № 13-115р, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. (л.д. 4-6)

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что в соответствии с договором теплоснабжения, заключенным ответчиком с ресурсоснабжающей организацией, при отсутствии общедомового прибора учета. количество тепловой энергии, поставленной в жилой дом, необоснованно определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок балансовым методом на основании Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, поскольку в силу действующего законодательства расчеты потреблённой жителями тепловой энергии должны производиться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Представители ответчика (л.д. 143) в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласились, суду пояснили, что не считают себя надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, требования считают не состоятельными и противоречащими действующему законодательству. ООО «САЛЮТ» при начислении корректировки не применяет правила учета отпуска тепловой энергии ПР34-70-010-85. ООО «САЛЮТ» по роду своей деятельности является управляющей организацией и при начислении платы населению за коммунальные услуги руководствуется жилищным законодательством, а в части начисления корректировки размера платы за отопление и горячее водоснабжение положениями Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Ссылка прокурора на Решение городской думы от 26.12.2005 № 13-115р не законна и несостоятельна, поскольку противоречит нормам правил 307 и 306 которые утверждены Постановлениями Правительства РФ на 5 месяцев позже и содержащих отличные от Решения Думы от 26.12.2005 № 13-115р методики расчётов. Согласно, действующего законодательства нормативные акты субъектов Федерации и муниципальных образований не должны противоречить Федеральным нормативно-правовым актам. П.6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» регламентирует, что разъяснения по применению Правил, утвержденных Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Минусинскому межрайонному прокурору известно, что в отношении ООО «САЛЮТ» Министерством регионального развития Красноярского края неоднократно проводились проверки по правильности на­числения коммунальных платежей населению. Ни одной проверкой нарушения в части расчёта корректировки не вы­явлены. Просили в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 66-68).

Представитель ОАО «Енисейская ТГК (ТГК -13)» Марченко О.А. (л.д. 65) в зал суда не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно письменных пояснений, ОАО «Енисейская ТГК (ТГК -13)» 27.09.2007 г. заключил договор на теплоснабжение с ООО «Салют» , в соответствии с которым «Энергоснабжающая организация» поставляла тепловую энергию и химически очищенную воду. Объектами ООО «Салют» являются жилые дома, находящиеся в <адрес> и <адрес>. Порядок учета количества отпущенной тепловой энергии, расчет за пользование тепловой энергии согласованы сторонами при подписании договора на теплоснабжение. В соответствии со ст.541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Согласно п.5.1. учет количества отпущенной тепловой энергии и химически очищенной воды производится по коммерческим прибором учета, установленным на объектах «Абонента» и допущенных в эксплуатацию представителями «Энергоснабжающей организации». При отсутствии коммерческих приборов учета, количество тепловой энергии, и химически очищенной воды определяется по приборам учета, установленных теплоисточниках с последующим распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных потребителей, согласно «правилам учета отпуска тепловой энергии» (балансовый метод). Размер начислений ООО «Салют» за потребленную тепловую энергию балансовым методом за год по отношению к начислениям по нормативу потребления коммунальных услуг меньше. В период декабрь 2009 г.- декабрь 2010 г. расчет количества потребленной тепловой энергии и химически очищенной воды ООО «Салют» произведен по Правилам, с норматива потребления коммунальных услуг. Действия ООО «Салют» по корректировке размера платы за потребленные коммунальные услуги не противоречат действующему законодательству РФ. Пунктом 19 «Правил предоставления коммунальных услуг граждан» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг (ООО «Салют») производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление, в соответствии подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, а также производить корректировку за горячее водоснабжении 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения №2 к Правилам (л.д. 88). В предварительном судебном заседании 06.06.2011 года возражала против доводов представителей ООО «Салют» о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться ОАО «Енисейская ТГК (ТГК -13)», пояснила, что непосредственно потребителям коммунальный ресурс поставляет ООО «Салют» с которым граждане заключили договор. В связи, с чем надлежащим ответчиком является ООО «Салют».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Кривовязова А.Д., привлеченная определением суда от 08.07.2011г. (л.д. 147), в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что в расчете УК ООО «Салют» приложенному к иску, указано о дополнительном взыскании с жильцов горячей воды согласно норматива и числа проживающих жителей в квартире, т.е. разницу между показаниями индивидуальных приборов учета ГВС в этих квартирах, что противоречит пункту 16 раздел 3 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. Согласно договору, заключенному УК ООО «Салют» с собственником многоквартирного дома в разделе 2 пункт 2.1.10 указано: «Производить начисления и прием платежей от собственника квартиры за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в соответствии с постановлениями органов местного самоуправления, действующего законодательства РФ, а при наличии индивидуальных приборов учета - на основании показаний приборов. Согласно пунктам 1,2 статьи 157 жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, при их наличии. Основным аргументом предъявления корректировки должен быть расход ГВС по каждому дому отдельно. В домах по <адрес> , , , , и <адрес>, , , , , экономия составила за 2008, 2009, 2010 гг. -25375 тонн на сумму 1459246 руб. за счет установки - индивидуальных приборов учета в квартирах. До настоящего времени ОАО «Енисейская» ТГК (ТГК-13) не предъявила разницу ГВС УК ООО «Салют». Оплата за отопление собственникам проживающим в помещениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета, должна производиться согласно Постановлению Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. приложение 2 пункт 3 подпункт 2 согласно формуле №1 с учетом норматива, рассчитанного на отопление 1м2 жилой площади и тарифа (руб. г/кал.). Без общедомового прибора нельзя установить фактический расход г/кал. На отопление, для этого и был рассчитан норматив, согласно которому собственники жилья оплачивали за отопление в 2008, 2009, 2010 гг. УК ООО «Салют». Норматив 0,0214 г/кал. На 1м2 утвержден решением Минусинской думы 26.12.2005 г. № 13-115р. На отопительный период 7,4 мес. (225дней) независимо установлены общедомовые приборы по учету тепловой энергии в помещениях или отсутствуют. За период с 15 мая по 1 октября каждого года тепловая энергия в жилые дома для отопления не поставлялась. ОАО «Енисейская» ТГК (ТГК-13) не предъявляла оплату за отопление в летний период УК ООО «Салют», а так же расход ГВС предъявлялся по факту с учетом расхода ГВС согласно показаний индивидуальных приборов, что и следовало - бы отразить в графе 9 расчета приложенного к исковому заявлению. Основными причинами предъявляемых дополнительных сверхнормативных сумм жителям в виде корректировок послужили: ОАО «Енисейская» ТГК (ТГК-13) применяла расчет тепловых нагрузок по объему зданий предусмотренного Пр-34-70-010-85, в котором не учитываются последствия применения нормативов, установленных органами местного самоуправления, который утратил силу согласно письму Минтопэнерго РФ от 20.12.1995 г. № 42.4.2/18. Согласно акту № 616 от 26.09.2007г. подписанный ген. директором УК ООО «Салют» КАВ и директором ОАО «Енисейская» ТГК (ТГК-13) ХАА взыскивались потери городской сети с жителей. Этот акт не имеет никаких юридических оснований, в акте и схеме нарисовали не существующие трубы ДУ-130мм. и их длина фактической отпайки от тепловых камер по <адрес> к жилым домам ,,,, имеют ДУ-50мм. и что при составлении тепловой схемы и акта исполнителем была допущена ошибка. Согласно этого акта сделан расчет тепловых потерь приложение лист к договору от 27.09.2007 г. заключенного УК ООО «Салют» и ОАО «Енисейская» ТГК (ТГК-13) за 2007г. 4 кв. предъявлено 67117 руб., за 2008 г. -210466 руб. Только за 9 мес. 2009г. Возвращены потери городских сетей УК ООО «Салют» 278517 руб. по домам в т. ч. по домам ул. <адрес>, ул. <адрес> 160223 руб., что составило 73,6%. Согласно Постановлению Правительства РФ №491 от 13.08.2006г. пункт 8, что жители не должны оплачивать, что внешней границей является внешняя граница стены многоквартирного дома. Согласно п. 25 Правил установления нормативов потребления, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Согласно решению Президиума Высшего арбитражного суда РФ в Постановлении от 19.06.2009 г. № 525/09 указал на безусловность приобретении исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии на отопление по тарифам установленным для граждан.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Володина В.М., привлеченная определением суда от 23.08.2011г. (л.д. 200) и ее представитель, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечённого определением суда т 06.06.2011г (л.д. 90) - Министерство экономики и регионального развития Красноярского края в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения на исковое заявление, согласно которым указал, что Министерство экономики и регионального развития Красноярского края не является органом осуществляющим контроль в сфере ценообразования (л.д. 138).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Министерство регионального развития Российской Федерации, привлеченного определением суда от 23.08.2011г. (л.д. 199) в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, согласно которым указал, что в соответствии с Инструктивным письмом Минтопэнерго Российской Федерации от 20.12.1995 № 42-4-2/18 «Правила учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85» утвержденные Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985 утратили силу со дня вступления в силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936), но до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85. Согласно ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Поскольку коммунальные ресурсы приобретались ответчиком не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса РФ и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края, привлеченной определением суда от 08.07.2011г. (л.д. 148), в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому указал, что до 29.06.2010 г. контроль в сфере ценообразования (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края) осуществляло Министерством экономики Красноярского края. Службой (до 29.06.2010 г. - Министерством) в 2009 г. и в 2010 г. проведены проверки с целью соблюдения размера платы за коммунальные услуги в отношении ООО «Салют». Порядок начисления платы за коммунальные услуги определен в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В соответствии с п. 1 Правил настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно п. 3 Правил коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В рассматриваемом случае ООО «Салют» выступает исполнителем коммунальных услуг, а потребителями являются собственники жилых помещений в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ООО «Салют». Таким образом, предметом проверок Службы (до 29.06.2010 г. -Министерства) является порядок начисления платы ООО «Салют» (исполнитель коммунальных услуг) за коммунальные услуги собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ООО «Салют» (потребители). При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - согласно подпункту 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 (формула № 2) к настоящим Правилам (пп. «а» п. 19 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, от 29.07.2010 №580)); для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 (формула № 4) к настоящим Правилам (пп. «б» п. 19 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, от 29.07.2010 № 580)). Согласно указанным формулам (№ 2 и № 4) корректировка размера платы за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) определяется как разница между платой граждан за коммунальные услуги, начисленной исполнителем (ООО «Салют») и энергоснабжающей организацией, распределяемая между гражданами пропорционально площади занимаемых жилых помещений. При проведении проверок установлено, что начисление платы за коммунальные услуги гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах обслуживаемого ООО «Салют» жилого фонда, не оборудованных приборами учета производится ООО «Салют» в соответствии с требованиями Правил (для отопления - исходя из утвержденного норматива потребления, тарифа и площади занимаемых жилых помещений), корректировка размера платы за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) гражданам, являющимся собственниками жилых помещений обслуживаемого жилого фонда проведена ООО «Салют» в соответствии с указанными формулами. Проверка порядка определения количества отпущенной тепловой энергии и размера начисленной платы за поставленную тепловую энергию между энергоснабжающей организацией (ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13) и исполнителем коммунальных услуг (ООО «Салют») согласно Положению о службе в компетенцию службы до 29.06.2010 г. - в компетенцию Министерства (согласно Положению о министерстве) не входит. При этом, согласно судебной практике количество и стоимость поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии), приобретенного исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации и потребленного гражданами при отсутствии приборов учета должно определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 09.06.2009 г. № 525/09) (л.д.190).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора

В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.

Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1103 ГК РФ предусмотрена возможность применения правил главы 60 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Содержанием рассматриваемого обязательства являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.

При этом под неосновательным обогащением понимается увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества.

27.09.2007 между ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (энергоснабжающая организация) и ООО «Салют» (абонент) заключен договор на теплоснабжение , к отношениям по которому в силу п. 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ применяются правила, предусмотренные статьями 539 –547 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а так же обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Во исполнение обязательств по договору на теплоснабжение общество «Енисейская ТГК (ТГК-13)» осуществляло подачу тепловой энергии на объекты, находящиеся в управлении ответчика.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а так же обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу п.п. 10, 11 п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно п. 16 Правил N 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В силу п. 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 19 Правил).

Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных отношений допускает учет фактического потребления тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в расчетах между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления.

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за коммунальные услуги.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. №307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Правила учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 в соответствии с Инструктивным письмом Минтопэнерго РФ от 20.12.1995 № 42-4-2/18 утратили силу со дня вступления в силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936), но до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающие определение количества тепловой энергии, отпущенной для нужд потребителей при отсутствии общедомового прибора учета.

По результатам внеплановой документальной проверки Службы по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края, акт № 49/2011в от 20.04.2011 г. (л.д. 21- 27) установлено, что ООО «Салют» для осуществления своей деятельности заключило 27.09.2007 г. договор на теплоснабжение с ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». При начислении платы за коммунальные услуги гражданам ООО «Салют» руководствуется нормативами потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Минусинской городской Думы от 26.12.2005 г. № 13-115р. В результате проверки расчета корректировки размера платы за центральное отопление по жилым домам нарушений не установлено.

Из акта № 74/2010 по результатам выездной проверки ООО «Салют» Министерством экономики и регионального развития Красноярского края (л.д.28) следует, что нарушений расчета корректировки размера платы за горячее водоснабжение по жилым домам нарушений не установлено.

Согласно Уставу ООО «Салют» от 2007 г. (л.д. 47-57) к основным видам деятельности ООО «Салют» относится, в том числе, управление эксплуатацией жилого фонда.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.04.2010 г. (л.д. 58-64) ООО «Салют» является действующим юридическим лицом.

Из Устава ОАО «Енисейская ТГК (ТГК -13)» (л.д. 74) следует, что общество осуществляет в том числе поставку (продажу) электрической энергии, пара и горячей воды (тепловой энергии) по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок, производство электрической энергии, производство пара и горячей воды (тепловой энергии), реализация тепловой энергии потребителям, в том числе энергосбытовым способом и т.д.

Согласно Положению о филиале «Минусинская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК -13)» (л.д. 84) филиал вправе осуществлять в том числе производство электрической и тепловой энергии, передачу тепловой энергии.

27.09.2007 между ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (энергоснабжающая организация) и ООО «Салют» (абонент) заключен договор на теплоснабжение (в редакции соглашений), предметом которого является подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии и химически очищенной воды, а также оплата абонентом принятой энергии, режим ее потребления, на условиях, определяемых договором, а также обеспечение абонентом условий безопасной эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, исправности используемых им приборов и оборудования, связанных потреблением тепловой энергии (л.д. 180).

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 (далее - Правила № 167).

Пунктом 11 Правил № 167 зафиксировано, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ, пункту 69 Правил №167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено Правилами или договором между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Поскольку ООО «Салют» является управляющей компанией – исполнителем коммунальных услуг и приобретает ресурсы с целью оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах, перечисленных в приложении № 1 к договору, к отношениям сторон применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).

Пунктом 3 Правил № 307 определено, что исполнителем коммунальных услуг являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (в спорных правоотношениях - ответчик); ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов; потребителем признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (население).

В соответствии с абзацем первым пункта 15 Правил № 307 размер платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Исходя из изложенных норм, управляющая организация приобретает у ресурсоснабжающей организации горячую воду и тепловую энергию по тарифам, установленным для граждан.

В соответствии с пунктом 49 Правил № 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.

Из ответа администрации г. Минусинска от 08.02.2011 г. (л.д. 107-108) следует, что норматив потребления тепловой энергии на нужды центрального отопления составляет 0,0214 Гкал/м2 для многоквартирных жилых домов, определялся исходя из продолжительности отопительного периода 225 календарных дней, установлен Решением городской думы Минусинска от 26.12.2005 № 13-115р.

Согласно договору управлению многоквартирным домом от 01.09.2009 г. (л.д. 169) собственник квартиры дома по <адрес> заключили договор с ООО «Салют». В силу п.п. 2.1.4 п. 2.1 договора управляющая компания обязана обеспечивать контроль за количеством и качеством энергоресурсов. В силу п.п.2.1.10 производить начисление и приме платежей от собственника квартиры за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом судом установлено, что в соответствии с договором теплоснабжения, заключенным ответчиком с ресурсоснабжающей организацией, при отсутствии общедомового прибора учета, количество тепловой энергии, поставленной в жилой дом, необоснованно определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок балансовым методом на основании Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, поскольку расчеты потреблённой жителями тепловой энергии должны производиться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что следует из анализа действующего законодательства.

Пунктом 8 Правил № 307 определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу пункта 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

На основании пункта 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях за горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам, согласно которым для расчета размера платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение) необходимы показатели: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматив потребления по ГВС, тариф на соответствующий коммунальный ресурс.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным, на него распространяется указание пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также пункта 5 этой же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным Правилам.

Пунктом 15 Правил № 307 предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент заключения.

С момента вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N307 стороны должны руководствоваться их положениями на основании следующего.

Согласно пункту 3 данных Правил тепловая энергия и горячее водоснабжение относятся к коммунальным ресурсам.

Правила N 307 устанавливают порядок определения количества потребленной тепловой энергии в зависимости от наличия и (или) отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Поскольку в спорный период действовали Правила N 307, устанавливающие порядок определения количества потребленной тепловой энергии, при определении количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета необходимо исходить из нормативов, установленных органами местного самоуправления в спорный период, при наличии приборов учета - из их показаний.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по формулам, содержащихся в данных правилах.

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.

Учитывая изложенное довод ответчика о том, что при отсутствии в многоквартирном доме прибора учета количество тепловой энергии подлежало определению с применением Правил ПР 34-70-010-85, суд полагает не основанными на законе.

Суд, исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства в обоснование своих доводов и возражений, установил, что тепловая энергия приобреталась ООО «Салют» в целях оказания коммунальных услуг населению, проживающих в жилых многоквартирных домах, в связи с чем, в отсутствие приборов учета количество поставленной тепловой энергии подлежит определению в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг населением.

Довод ответчика о необоснованном проведении расчета по нормативам, а не расчетно-балансовым методом, как предусмотрено условиями договора, заключенного между ООО «Салют» и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», не принимается судом, поскольку, несмотря на наличие в договоре № 1008 от 27.09.2007 условия о применении раздела 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34- 70-010-85 для расчета количества потребленной энергии, действующее законодательство допускает учет фактического потребления тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в расчетах между энергоснабжающей организацией и абонентом (исполнителем коммунальных услуг) одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления. Следовательно, применение нормативов потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для определения размера потребления соответствует порядку, установленному действующим законодательством.

Доводы представителей о том, что начисление производится правильно, поскольку в результате неоднократных проверок службой по контролю за ценообразованием нарушений установлено не было, суд во внимание принять не может и полагает согласиться с пояснениями истца и третьих лиц о том, что службой по контролю за ценообразованием производится проверка производимых расчетов, а не порядок расчета, что следует также и из представленного службой отзыва, в соответствии с которым, проверка порядка определения количества отпущенной тепловой энергии и размера начисленной платы за поставленную тепловую энергию между энергоснабжающей организацией (ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13) и исполнителем коммунальных услуг (ООО «Салют») согласно Положению о службе в компетенцию службы до 29.06.2010 г. - в компетенцию Министерства (согласно Положению о министерстве) не входит.

Доводы представителей ответчика о том, что утвержденный Решением городской думы от 26.12.2005 № 13-115р норматив потребления не может применяться, т.к. противоречит нормам правил 307 и 306 которые утверждены Постановлениями Правительства РФ на 5 месяцев позже и содержащих отличные от Решения Думы от 26.12.2005 № 13-115р методики расчётов, суд полагает не основанным на законе, поскольку установленный Решением городской думы от 26.12.2005 № 13-115р норматив потребления, принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, ни кем не оспорен и не отменен.

Довод ответчиков о том, что ООО «Салют» является не надлежащим ответчиком по делу суд во внимание принять не может, поскольку как следует из договора управления многоквартирным домом, именно между ООО «Салют» и гражданами заключен договор на обслуживание и именно ООО «Салют» выставляет гражданам счета по оказанным услугам и принимает оплату, в том числе и на предоставление горячей воды и теплоснабжение, то обстоятельство, что указанный коммунальный ресурс приобретается ответчиком у ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не свидетельствует о том, что услуги по теплоснабжению и поставке горячей воды гражданам осуществляет ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».

Доводы представителей ответчика о том, что требования заявленные прокурором за период 2010 года рассмотрению не подлежат, так как имеется принятое решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2011 года дело № , которым с общества с ограниченной ответственностью «Салют» взыскана в пользу открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» задолженность в размере 8 699 945,24 руб. за потребленную тепловую энергию в период с 01.03.2010 по 28.02.2011, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 66 499,73 руб., т.е. за тот же период за который прокурор требует произвести перерасчет, суд во внимание принять не может, поскольку решение Арбитражного суда Красноярского края не вступило в законную силу, и как следует из пояснений представителя ООО «Салют» будет обжаловано, кроме того суд полагает что заявленный в иске прокурором период 2010г., составляет период с января по декабрь 2010г., тогда как в иске открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в лице филиала «Минусинская ТЭЦ» к обществ у с ограниченной ответственностью «Салют» о взыскании задолженности, указан период с марта 2010г. по февраль 2011г.

Учитывая изложенное, суд полагает доводы истца о необходимости производить начисление размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Салют» не оборудованных коллективными приборами учета тепловой энергии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением городской думы Минусинска от 26.12.2005г. № 13-115р обоснованными, а требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия руководителя ООО «Салют» по начислению и корректировке размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения в соответствии с Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 (утв. Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.1985, Главгосэнергонадзором 31.07.1985) на основании выставленных счетов-фактур ресурсоснабжающей организацией незаконными.

Обязать руководителя ООО «Салют» производить начисление размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Салют» не оборудованных коллективными приборами учета тепловой энергии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением городской думы Минусинска от 26.12.2005г. № 13-115р с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать руководителя ООО «Салют» произвести перерасчет размера платы за потребленные коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения за период 2008, 2009, 2010 годы, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением городской Думы Минусинска от 26.12.2005г. № 13-115р, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 307.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен –29.09.2011 г.

Решение не вступило в законную силу.

2-1210/2011 ~ М-936/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный круг лиц
Минусинский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО"Салют"
Другие
ОАО"Енисейская ТГК-13
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Минкина Марианна Тимофеевна
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
19.04.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2011Передача материалов судье
21.04.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2011Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.06.2011Предварительное судебное заседание
08.07.2011Судебное заседание
23.08.2011Судебное заседание
26.09.2011Судебное заседание
01.11.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее