Дело № 2а-5785/2019
Решение
именем Российской Федерации
12 июля 2019 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,
при секретаре Казарян С.Г.,
с участием представителя административного истца Янько Ю.Ю., представителя ответчика - адвоката Степаненко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Зуевой О. С. о взыскании задолженности по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Зуевой О.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 года, пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2015 год, пени по земельному налогу, всего в размере 56 508 рублей 41 копейка.
Требования обоснованы тем, что Зуева О.С. является собственником объектов недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу ***; квартиры, расположенной по адресу ***; машино-места, расположенного по адресу ***.
Кроме того, Зуева О.С. является собственником объектов недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу ***, кадастровый номер ***; земельного участка, расположенного по адресу ***, кадастровый номер ***.
Согласно налогового уведомления №58549037, направленного инспекцией в адрес Зуевой О.С., сумма земельного налога за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2017г. составила – 1 480 рублей 00 копеек; сумма налога на имущество физических лиц за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2017г. составила – 52 194 рублей 00 копеек; сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017г. составила – 2 723 рублей 00 копеек.
По истечении установленного законодательством срока уплаты налогов, сумма налогов не была уплачена Зуевой О.С. в бюджет, налоговым органом, в соответствии со ст.69,70 НК РФ направлено требование об уплате налога: №37608 от 13.12.2017 со сроком уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также пени.
В связи с несвоевременной уплатой налога Зуевой О.С. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 106 рублей 93 копейки по налогу на имущество физических лиц, 04 рубля 48 копеек по земельному налогу.
Поскольку указанные требования Зуевой О.С. не были исполнены в установленный законодательством о налогах и сборах срок, инспекция, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась к мировому судье по Благовещенскому городскому судебному участку с заявлением о вынесении судебного приказа.
07 марта 2018 года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с Зуевой О.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, включая пени. 24.01.2019 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
Так как Зуевой О.С. не исполнена обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, пени, административный истец Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области просит взыскать с Зуевой О.С. в доход государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 52 194,00 рублей, за 2016 год в сумме 2 723,00 рублей, пени по налогу в сумме 106,93 рублей, а также земельный налог за 2015 год в сумме 1 480,00 рублей, пени по земельному налогу в сумме 4,48 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Янько Ю.Ю. настаивала на предъявленном иске. Суду пояснила, что оплата имеющейся задолженности не погашена.
Представитель ответчика - адвокат Степаненко Е.А. в судебном заседании указала на необоснованность предъявленного иска с учетом того, что ответчик убыла на постоянное место жительства в США, соответственно не могла получать налоговые уведомления и знать об имеющейся задолженности.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1, 2 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, административным истцом направлено в адрес Зуевой О.С. налоговое уведомление № 58549037, согласно которому Зуевой О.С. было установлено уплатить налоги до 01.12.2017 года. В связи с неуплатой в установленный срок налога в полном объеме вынесено требование №37608 от 13.12.2017 года со сроком уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также пени.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно представленным материалам, 07 марта 2018 года мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с Зуевой О.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, включая пени. 24.01.2019 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения, взыскателю разъяснено, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке административного искового производства.
С настоящим административным иском в суд Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась 29 мая 2019 года.
Таким образом, срок Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области на обращение в суд с настоящим исковым заявлением, не пропущен.
Рассматривая заявленные административные исковые требования по существу, суд приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Зуева О.С. в 2016 году являлась собственником объектов недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права собственности – 10.05.2007 года, дата снятия с регистрации – 30.03.2015 года; земельного участка, расположенного по адресу ***, кадастровый номер ***, дата регистрации права собственности – 26.10.2007 года, дата снятия с регистрации – 20.10.2016 года.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации относит жилые помещения, к числу объектов налогообложения.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Зуева О.С. в 2015 и 2016 годах являлась собственником объектов недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу ***, дата регистрации права собственности – 27.08.2007 года, дата снятия с регистрации – 20.10.2016 года; квартиры, расположенной по адресу ***, дата регистрации права собственности – 19.12.2008 года, дата снятия с регистрации – 09.11.2016 года; машино-места, расположенного по адресу ***, дата регистрации права собственности – 18.03.2009 года, дата снятия с регистрации – 09.11.2016 года.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На основании изложенного, возникновение, изменение и прекращение налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу законодательно поставлено в зависимость от факта регистрации прав собственности на объекты недвижимости территориальными органами государственной регистрации, а также направления сведений о проведенной регистрации в налоговый орган.
Информация об объектах недвижимости, которые находились и находятся во владении налогоплательщика Зуевой О.С. в 2015, в 2016 году, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В связи с чем, Зуева О.С. в силу ст. 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Из требования №37608 от 13.12.2017 года следует, что сумма земельного налога за 2016 год составила 1 480 рублей 00 копеек, сумма налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 год – 54 917 рублей 00 копеек и 2 723 рубля 00 копеек, требование согласно списку внутренних почтовых отправлений, было направлено в адрес административного ответчика, о чем свидетельствуют отметки почтовой организации, однако оставлены последним без исполнения.
Согласно пункту 4 статьи 101.4 НК РФ акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
В соответствии с абз. 3 пункта 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Исходя из положений данной нормы, направление налоговым органом документов по почте заказным письмом является надлежащим способом уведомления налогоплательщика.
Вопреки доводам представителя ответчика –адвоката Степаненко Е.А. требование направлено Зуевой О.С. заказным письмом и соответственно в силу абзаца 3 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ считается полученным на шестой день со дня отправки заказного письма.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начислена пеня по земельному налогу: 04 рубля 48 копеек, по налогу на имущество физических лиц: 106 рублей 93 копейки.
Доказательств, опровергающих правомерность начисления налога, пени, и подтверждающих исполнение обязательств по уплате налога в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено. Сумма земельного налога, налога на имущество физических лиц определена налоговым органом правильно, с инвентаризационной стоимости и налоговой ставки, с учетом перерасчета.
Предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании налогов и пени, административным истцом соблюден.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение тот факт, что до настоящего времени налог, а также пени в указанном административным истцом размере должником не уплачены, доказательств обратного административным ответчиком представлено не было, суд полагает необходимым взыскать с Зуевой О.С. задолженность по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, а также пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, всего в размере 56 508 рублей 41 копейку.
На основании вышеизложенного, суд признает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.114 КАС РФ, 333.19 НК РФ с ответчика Зуевой О.С. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 895 рублей.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Зуевой О. С. о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Зуевой О. С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 52 194 рубля, за 2016 год в сумме 2723 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 г. по 12.12.2017 г. в сумме 106 рублей 93 копейки, задолженность по земельному налогу за 2015 г. в сумме 1480 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 г. по 12.12.2017 г. в сумме 4 рубля 48 копеек, а всего взыскать 56508 (пятьдесят шесть тысяч пятьсот восемь) рублей 41 копейку.
Взыскать с Зуевой О. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1895 (одна тысяча восемьсот девяносто пять) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З. Кургунова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2019 года.