УИД 24RS0033-01-2021-000825-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при помощнике судьи Елистратове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-813/2021 по иску Тютюлиной Л.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о включении периодов работы, обучения, отпусков в стаж и назначении страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Тютюлина Л.М. обратилась в суд с иском и, уточнив исковые требования в части зачета в стаж периодов работы, отпусков по уходу за ребенком, обучения, просит обязать ответчика включить в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении, то есть один год работы за один год и шесть месяцев период работы с ДД.ММ.ГГГГ года, включить в указанный стаж периоды отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года, включить в указанный стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, включить в страховой стаж периоды обучения с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, включить в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении, то есть один год работы за три года период работы с ДД.ММ.ГГГГ года. Также просит обязать Пенсионный фонд назначить ей страховую пенсию по старости. Свои требования истец мотивирует тем, что период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ года должен быть засчитан в стаж в льготном исчислении на основании Постановления № 464 от 06 сентября 1991 года. Периода отпусков по уходу за ребенком подлежат включению в льготный стаж на основании ст. 12 п.1 п. 3 Закона РФ от 28.12.2013 года. В периоды обучения за ней сохранялась заработная плата и соответственно оплачивались страховые взносы. В указанные периоды она работала на должности и в учреждении, дающим правом на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Тютюлина Л.М. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края Орлова С.Я. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что стаж работы истца на соответствующих видах работ на момент обращения 27 сентября 2017 года составил 24 года 10 мес. 15 дней при требуемом 30 лет. Периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации и обучения не включены в льготный стаж обоснованно, так как они не поименованы п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. Кроме того, обучение истца в 2007 и 2008 годах не связано с ее профессиональной деятельностью. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ года включены в стаж, предусмотренный подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, в льготном исчислении, то есть один год работы за один год и шесть месяцев. С 01 ноября 1999 года стаж исчислен в календарном порядке, поскольку Тютюлина Л.М. работала в должности медицинской сестры хирургического отделения, что не предусмотрено Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. Отпуска по уходу за ребенком не подлежат включению в льготный стаж согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30, поскольку они имели место до 06 октября 1992 года. Оценка пенсионных прав и стажа истца давалась на день обращения за назначением пенсии 27 сентября 2017 года и соответственно не давалась оценка периодам работы и обучения после данной даты, поэтому требования Тютюлиной Л.М. в данной части также не подлежат удовлетворению. Истице может быть назначена страховая пенсия по старости не ранее 19 апреля 2024 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (пункт "н").
В силу пункта 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (пункт "в").
Согласно ч. 3, 4 ст. 30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктами 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают сохранение за работником места работы и средней заработной платы на период направления его для повышения квалификации с отрывом от работы. При этом с сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавших в спорные периоды, правом на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации обладали лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части первая и четвертая статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Порядком и сроками совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденным Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н, прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
Статья 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 167 Кодекс законов о труде Российской Федерации (ранее действовавшего) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До издания Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 применялись положения Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Согласно п. 2 данного Списка установлено, что исчисление сроков выслуги производится среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы за один год и 6 месяцев.
В судебном заседании установлено, что 27 сентября 2017 года Тютюлина Л.М. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Согласно решению Пенсионного фонда № в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия льготного стажа (30 лет), предусмотренного подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, который определен ответчиком продолжительностью 24 года 10 мес. 15 дней. При этом, Пенсионным фондом включены в указанный стаж, наряду с иными периодами, периоды работы Тютюлиной Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. Не включены, заявленные истицей в иске, периоды двух отпусков по уходу за ребенком, периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года и учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из трудовой книжки Тютюлиной Л.М. следует, что ДД.ММ.ГГГГ года она принята в <данные изъяты> на должность медсестры хирургического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ года переведена на должность медицинской сестры палатной гнойного поста хирургического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ года должность переименована на медицинскую сестру палатную (постовую), продолжает работать по настоящее время. Из справки работодателя от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что за период работы истица неоднократно переводилась на должность медицинской сестры чистого поста хирургического отделения, а также работала одновременно на чистом и гнойном посту.
Указанные обстоятельства подтверждены также трудовым договором, приказами работодателя.
В период работы в должности медицинской сестры палатной гнойного поста хирургического отделения <данные изъяты> Тютюлина Л.М. находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, а соответственно оплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение, что не оспорено ответчиком и подтверждено справкой работодателя от 01 марта 2021 года и приказам о направлении в командировки, выпиской из лицевого счета застрахованного лица, свидетельствами о прохождении обучения.
В связи с тем, что за время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялись рабочее место и заработная плата, с которой работодателем уплачивались взносы на государственное социальное страхование, а повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
Разрешая требование истца о включении в указанный льготный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и соответственно имевшего место в данный же период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
Согласно приложению к решению Пенсионного фонда от 23 октября 2017 года в стаж, предусмотренный п. 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно оснований для повторного включения данных периодов не имеется. С учетом же указанных положений закон и разъяснений Верховного суда РФ также не имеется законных оснований для включения в льготный стаж периодов отпусков по уходу за ребенком, имевших место у Тютюлиной Л.М. после ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после изменения действовавшего законодательства.
Судом установлено, что Тютюлина Л.М. в период работы <данные изъяты> обучалась на заочном отделении в имеющем государственную аккредитацию Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», который окончила с выдачей диплома по специальности педагогика и психология, что подтверждается дипломом о получении высшего образования. В связи с обучением ей предоставлялись учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №/П от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №/П от ДД.ММ.ГГГГ).
Требование истца о включении в специальный стаж периодов учебных отпусков, в связи с обучением в указанном вузе подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение учебы по иной (педагогической) специальности в специальный медицинский стаж, в данном случае связанный с лечебной деятельностью, для назначения страховой пенсии. Назначение льготной досрочной пенсии медицинским работникам законодатель связывает с определенными вредными условиями их работы и в связи с этим с невозможностью трудиться по достижении определенного возраста, поэтому включению в льготный стаж подлежат только те периоды, которые связаны с выполнением таких вредных работ. Истец же в периоды учебных отпусков, получала образование, не связанное с лечебной деятельностью, в связи с чем данные периоды не подлежат включению в льготный стаж.
Кроме того, суд полагает, что следует отказать истцу во включении в стаж, предусмотренный п. 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года периода работы в «Красной зоне» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из следующего.
Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (далее Правила №884н) граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
В силу п. 20 Правил №884н при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Согласно п. 20.1 Правил №884н заявитель представляет недостающие документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему выплату пенсии.
Исходя из п. 22 Правил №884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
- дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
- проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
- приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
Согласно п. 23 Правил №884н решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 Правил №884н пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" и статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию.
В силу п. 25 Правил №884н днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.
Исходя из п. 31 Правил №884н в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Согласно п. 34 Правил №884н в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Приостановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую течение срока рассмотрения соответствующего заявления восстанавливается.
Восстановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает заявителя о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.
В соответствии с п. 38 Правил №884н заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматриваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными заявителем по собственной инициативе.
В силу п. 39 Правил №884н в том случае, если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые для ее назначения документы из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, заявление о назначении пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления заявителем недостающих документов для назначения пенсии в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил, и поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о назначении пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно п. 40 Правил №884н в случае если заявитель на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, предусмотренный пунктом 31 настоящих Правил, и при этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документами рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 31 настоящих Правил.
В силу п. 41 Правил №884н по результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, за которой он обратился, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
В соответствии с п. 45 Правил №884н решение о назначении пенсии или о переводе с одной пенсии на другую принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее последнего дня срока, указанного в пунктах 38 - 40 настоящих Правил.
Таким образом, исходя из изложенных положений, Пенсионный фонд дает оценку пенсионных прав истца, в том числе возможность включения периодов обучения, работы в льготный стаж и наличие необходимого для назначения пенсии стажа, на день обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и в установленные сроки. На момент обращения с таким заявлением ДД.ММ.ГГГГ истец Тютюлина Л.М. не прошла обучение, которое имело место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не работала в «Красной зоне» с больными COVID-19 (данная работа имела место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Соответственно ответчиком не давалось и не могло даваться оценки данных периодов обучения и работы и возможности их включения в стаж. С учетом изложенного у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца в данной части, поскольку права истца нарушены не были, а суд не вправе подменять собой орган, уполномоченный в силу закона принимать решение о назначении пенсии.
В дальнейшем при новом обращении в Пенсионный фонд, в случае не включения ответчиком указанных периодов в льготный стаж, истец не лишена права обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного 30-летний стаж на соответствующих видах работ Тютюлиной Т.М. на день обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ не выработан (24 года 10 мес. 15 дней определено Пенсионным фондом и 02 мес. 05 дней – курсы включены судом), а поэтому в удовлетворении искового требования о назначении пенсии следует отказать.
В связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" признан утратившим силу пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу ст. 3.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся: установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения; установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; управление системой обязательного пенсионного страхования; обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, по существу, наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ наряду с государственными органами освобождается от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тютюлиной Л.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) включить Тютюлиной Л.М. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Тютюлиной Л.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о включении в стаж, предусмотренный подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении страховой пенсии по старости отказать.
В удовлетворении требования Тютюлиной Л.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о взыскании судебных расходов по уплате госпошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев
Мотивированное решение суда составлено 14 мая 2021 года.