Дело № 12-155/2016
Р Е Ш Е Н И Е
18 июля 2016 года г. Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.
при секретаре Захаровой Е.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе
ОАО «Санаторий «Красный Холм», юридический адрес: <адрес> ИНН №, КПП № ОГРН №,
в лице защитника по доверенности Дмитриевой Н.Ю.
на постановление № 15-7 старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Сафонова В.С. от 18 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ
у с т а н о в и л :
Постановлением № 15-7 старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Сафонова В.С. от 18 мая 2016 года ОАО «Санаторий «Красный Холм» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В постановлении указано, что в результате внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ОАО «Санаторий «Красный Холм» в период с 27.04.2016 г. по 13.05.2016 г. установлено, что ОАО «Санаторий «Красный Холм» осуществляет сброс сточных вод в водный объект <адрес> Выпуск расположен на левом берегу реки, в месте, имеющем географические координаты 57?47"04,7"N 39?43"21,3"Е. Фактический объем сброса сточных вод составляет 60,752 тыс.куб.м. в год. Согласно справки ОАО «Санаторий «Красный Холм» от 26.04.2016 г. № 31, объем воды, потребленной организацией в 1 квартале 2016 г., составил 12 354 куб.м., что соответствует объему сброшенных сточных вод.
При этом сброс сточных вод в <адрес> ОАО «Санаторий «Красный Холм» производится в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, чем нарушена ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Защитник ОАО «Санаторий «Красный Холм» обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, просил данное постановление отменить, признать правонарушение малозначительным, применить ст.2.9 КоАП РФ и ограничится устным замечанием.
В обоснование жалобы указывала на то, что со стороны ОАО «Санаторий «Красный Холм» были предприняты все зависящие меры к получению разрешения на сброс сточных вод, однако данная процедура занимает большой временной промежуток, необходимы финансовые затраты, проведение большого объема лабораторных исследований, при этом в настоящее время получено решение о предоставлении водного объекта в пользование, произведена замена трубопровода на территории от очистных сооружений до приемного колодца. На все мероприятия затрачено около 263 тыс.руб.
Защитники ОАО «Санаторий «Красный Холм» по доверенностям Парамонова А.Е., Яковлева А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, пояснили, что действительно с июня 2014 г. юридическому лицу выдавались предписания, обязывающее получить разрешение на сброс сточных вод. Со стороны ОАО «Санаторий «Красный Холм» предпринимались все зависящие действия для получения данного разрешения, однако все это требует финансовых и временных затрат, кроме того, проводилась модернизация очистных сооружений, в связи с чем анализы воды стали браться лишь в 2016 г.
Должностное лицо - старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Сафонов В.С., представитель административного органа – по доверенности Лысенкова Е.Ю. в суде возражали против удовлетворения жалобы, пояснили, что факт административного правонарушения нашел свое подтверждение и доказан, доводы о применении ст.2.9 КоАП РФ высказывались защитником при рассмотрении дела и вынесении постановления, однако все меры, предпринятые санаторием были учтены в качестве смягчающих обстоятельств, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ нет. При этом у юридического лица имелась возможность с 2014 г. получить необходимое разрешение, проводить необходимые исследования в 2015 г., а не после модернизации очистных сооружений в 2016 г.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что постановление № 15-7 от 18.05.2016 г. отмене не подлежит по следующим основаниям:
Как установлено в ходе судебного заседания, ОАО «Санаторий «Красный Холм» действительно осуществляет сброс сточных вод в <адрес> в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, чем нарушена ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Данный факт подтверждается актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 13.05.2016 г. № 15-10, предписанием от 13.05.2016 г. № 15-3, объяснением ОАО «Санаторий «Красный Холм» от 27.04.2016 г. и не оспаривался защитниками в ходе судебного заседания.
Согласно части 4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст.34 вышеуказанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.1 ст.39 данного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Таким образом, действия ОАО «Санаторий «Красный Холм» правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ как несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений и иных объектов капитального строительства – очистных сооружений, выражающееся в сбросе загрязняющих веществ в водный объект <адрес> (Пекша) в отсутствие соответствующего разрешения
Считаю несостоятельными доводы защитников о возможности применения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку оснований для этого не имеется.
Согласно части 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 (ред. от 19.12.2013 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При рассмотрении дела должностным лицом обоснованно учтены доводы защитника, приведенные в жалобе, как смягчающие обстоятельства, назначено минимальное наказание в виде штрафа. При этом обоснованно учтено, что со стороны ОАО «Санаторий «Красный Холм» предприняты не все зависящие меры к получению разрешения на сброс сточных вод.
Постановление вынесено должностным лицом в пределах своих полномочий, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, защитнику юридического лица вручено. Срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Существенных нарушений норм КоАП РФ, влекущих отмену данного постановления, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 1 - 30.9 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление № 15-7 старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Сафонова В.С. от 18 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Санаторий «Красный Холм» оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «Санаторий «Красный Холм» по доверенности Дмитриевой Н.Ю. - без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья А.М.Хахина