Дело № 2-460/2018 22 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
с участием:
истца Лазоривой Н.О.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонного) Копченковой Т.Г.,
представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области Красновой А.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области – Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области Гришан С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 22 марта 2018 года гражданское дело по иску Лазоривой Н.О. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонному), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области, Федеральной налоговой службе о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лазорива Н.О. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области) о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что в период с 22 мая 2015 года по 02 мая 2017 года она осуществляла индивидуальную предпринимательскую деятельность с патентной системой налогообложения, не требующей предоставления декларации по отчетному периоду. Все налоги и социальные платежи оплачивались истцом в срок.
В апреле 2017 года ответчик уведомил ее о наличии по состоянию на 09 января 2017 года задолженности в сумме 87081 рубль 96 копеек. В этой связи истец 18 апреля 2017 года предоставила в отделение Пенсионного фонда копии всех оплаченных счетов (налогов, взносов в ПФР и ОФМС). 14 мая 2017 года истец получила решение налогового органа от 14 мая 2017 года № о взыскании долга в сумме 71988 рублей 42 копейки. 23 мая 2017 года истец обратилась в налоговую инспекцию и получила документ о состоянии расчетов на 19 мая 2017 года, в котором была указана сумма долга 65378 рублей 87 копеек.
После неоднократного посещения отделения Пенсионного фонда истец получила документ об аннулировании требования от 29 мая 2017 года №.
С 31 июля 2017 года по 13 сентября 2017 года истец находилась в отпуске в центральных районах страны совместно с <данные изъяты> ребенком <данные изъяты>. Во время нахождения в отпуске истцу стало известно, что денежные средства в сумме более 33000 рублей, находящиеся на ее банковской карте, арестованы.
В этой связи истец с ребенком оказалась в затруднительном материальном положении, которое длилось до 05 сентября 2017 года. С 18 августа 2017 года по 12 сентября 2017 года истец с <данные изъяты> ребенком находились в городе <данные изъяты> у престарелых родителей истца. На тот момент отец Лазоривой Н.О., ФИО14, имел заболевание прогрессирующая катаракта на оба глаза, готовился к операции в областном центре микрохирургии глаза. 02 сентября 2017 года после продолжительной болезни умерла мать истца ФИО15. Истец не имела возможности финансово помогать родителям, приобретать лекарства, оплатить расходы на похороны, даже приобретать продукты.
По возвращении из отпуска Лазорива Н.О. вновь обратилась в Пенсионный фонд, заполнила заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на сумму 60148 рублей 47 копеек – взносы по страховым выплатам, 7274 рубля 63 копейки – пеня по страховым выплатам. По состоянию на 16 января 2018 года принудительно взысканные с истца денежные средства не возвращены.
Тем самым истцу причинен моральный вред, выразившийся в длительных переживаниях, продолжительном стрессовом периоде, невозможности помочь старым больным родителям, сильнейшей экономии и нехватке средств. Арестованные денежные средства находились на социальной карте, на которую перечисляется пособие на ребенка и пенсия за период, когда истцом не осуществлялась трудовая деятельность, а именно с 02 мая 2017 года по 01 октября 2017 года. Кроме того, денежные средства были недоступны в течение 5,5 месяцев.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, Лазорива Н.О. просила взыскать с ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области денежную компенсацию морального вреда в сумме 70000 рублей.
Определением судьи от 19 января 2018 года на стадии досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Магаданской области и Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное).
Определением суда, зафиксированным в протоколе судебного заседания от 21 февраля 2018 года, процессуальное положение третьего лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонного) изменено на соответчика. Одновременно от истца принято уточнение исковых требований в части солидарного взыскания денежной компенсации морального вреда с Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонного). Также к участию в деле по инициативе суда в качестве соответчика привлечена Федеральная налоговая служба.
В судебное заседание представитель ответчика Федеральной налоговой службы не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом ответчик извещен надлежащим образом, телеграммой.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Федеральной налоговой службы.
Истец Лазорива Н.О. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований. В обоснование привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В обоснование указала, что согласно положениям Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов, в связи с чем вся информация о налогоплательщиках и лицевые счета переданы налоговому органу. Вместе с тем, несмотря на то, что с 01 января 2017 года налоговый орган является администратором вышеуказанных платежей (страховых взносов), лицевые счета в отношении налогоплательщиков в адрес Инспекции Пенсионным фондом Российской Федерации полностью не переданы. В ходе выгрузки информации, в частности, по лицевому счету истца, в связи с задолженностью по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 87078 рублей 74 копейки налоговым органом было распечатано сформированное ранее в информационном ресурсе Пенсионным фондом требование об уплате задолженности № по состоянию на 09 января 2017 года на указанную сумму. Данное требование было направлено в адрес налогоплательщика в марте 2017 года простым письмом без уведомления на отправку заказной корреспонденцией, в связи с чем доказательства направления (почтовый реестр) и получения указанного документа истцом у Инспекции отсутствуют. В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате задолженности № по состоянию на 09 января 2017 года налоговым органом 14 мая 2017 года в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации было вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, а также постановление №. Указанные документы, имеющие силу исполнительных документов, в связи с отсутствием у налогоплательщика счетов в кредитных организациях были направлены в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Исполнительное производство возбуждено службой судебных приставов постановлением от 19 июня 2017 года № №, окончено 31 августа 2017 года постановлением № №, в связи с подачей 30 августа 2017 года пенсионным органом уточненных сведений относительно отсутствия у Лазоривой Н.О. задолженности по страховым взносам по вышеуказанному требованию. 16 ноября 2017 года Лазорива Н.О. обратилась в адрес налогового органа с жалобой на действия должностных лиц. Данная жалоба была оставлена без рассмотрения в связи с устранением нарушения прав заявителя, о чем истцу было сообщено письмом от 30 ноября 2017 года № №/. Также полагала, что действиями налогового органа по взысканию с истца задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также пени, личные неимущественные права Лазоривой Н.О. не нарушены, в связи с чем отсутствуют предусмотренные законом основания для взыскания с налогового органа денежной компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в городе Магадане Магаданской области (Межрайонного) (далее – УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) в судебном заседании исковые требования Лазоривой Н.О. не признала. В обоснование указала, что с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы от органов государственных внебюджетных фондов в налоговые органы. Вместе с тем, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Лазорива Н.О. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ являлась плательщиком страховых взносов. УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонным) было выставлено требование № от 30 января 2017 года об уплате Лазоривой Н.О. за период с 22 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 79496 рублей 13 копеек (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) и 7582 рубля 61 копейка (пени). Впоследствии на основании представленных Лазоривой Н.О. документов, а именно копии патента на право применения патентной системы налогообложения, указанное требование было аннулировано 26 мая 2017 года. В соответствии с соглашением ФНС России № № ПФ № от 30 ноября 2016 года «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации» корректировка задолженности истца была передана в УФНС России по Магаданской области электронным документом № от 31 мая 2017 года, о чем Лазорива Н.О. была проинформирована письмом от 29 мая 2017 года №. В связи с изложенным полагала, что решение о взыскании задолженности от 14 мая 2017 года № было вынесено Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области правомерно, однако впоследствии сальдо расчетов по страховым взносам подлежало корректировке на основании сведений, представленных пенсионным органом 01 февраля 2017 года в электронном виде. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года. 19 декабря 2017 года Лазорива Н.О. обратилась в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне взысканных страховых взносов. 26 декабря 2017 года УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонным) вынесено заключение о принятии решения, а 10 января 2018 года Отделением ПФР по Магаданской области вынесено решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов № 363 в сумме 67423 рубля 10 копеек. 15 января 2018 года в адрес Лазоривой Н.О. направлено уведомление о принятом решении. Кроме того, на следующий день после принятия решения орган Пенсионного фонда Российской Федерации направил его в соответствующий налоговый орган в соответствии с требованиями Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ.
Выслушав доводы истца, возражения представителей ответчиков, мнение представителя третьего лица по существу спора, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Этим же пунктом было разъяснено, что статьей 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик была установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.
Статьей 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1995 года, указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 данного Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему личные нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В качестве элемента правового механизма, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.
Как вытекает из содержания пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании патента на право применения патентной системы налогообложения № № от 27 мая 2015 года индивидуальный предприниматель Лазорива Н.О. осуществляла предпринимательскую деятельность с применением патентной системы налогообложения. Датой начала действия патента указано 22 мая 2015 года, датой окончания действия патента – 21 декабря 2015 года. Согласно уведомлению о снятии с учета физического лица в налоговом органе Лазорива Н.О. снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя 02 мая 2017 года.
Соответственно, в силу положений действовавших в спорный период положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» истец являлась плательщиком страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов, в связи с чем вся информация о налогоплательщиках и лицевые счета переданы налоговому органу.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществлялся соответствующими органами Пенсионного фонда российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
По состоянию на 09 января 2017 года УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонным) выставлено требование № об уплате Лазоривой Н.О. страховых взносов, пени за период с 22 мая 2015 года по 31 декабря 2015 года в сумме 87078 рублей 74 копейки, из которых 79496 рублей 13 копеек – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 7582 рубля 61 копейка – пени.
Принимая во внимание, что 01 января 2017 года администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является налоговый орган, информация о лицевых счетах налогоплательщиков в соответствии с порядком взаимодействия отделений ПФР с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22 июля 2016 года № № в электронном виде передана органами пенсионного обеспечения налоговым органам.
В частности, в ходе выгрузки информации по лицевому счету Лазоривой Н.О. в связи с задолженностью по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в общем размере 87078 рублей 74 копейки налоговым органом было распечатано сформированное ранее в информационном ресурсе в отношении истца Пенсионным фондом требование об уплате задолженности № по состоянию на 09 января 2017 года.
Согласно пояснениям представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области указанное требование направлено в адрес налогоплательщика в марте 2017 года простым письмом без уведомления на отправку заказной корреспонденцией.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате задолженности № по состоянию на 09 января 2017 года, 14 мая 2017 года налоговым органом вынесены решение и постановление №№ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Указанные документы, имеющие силу исполнительных документов, направлены Инспекцией для принудительного исполнения в УФССП России по Магаданской области.
19 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем Магаданского ГОСП № 1 УФССП России по Магаданской области на основании исполнительного документа от 14 мая 2017 года № возбуждено исполнительное производство № № о взыскании с Лазоривой Н.О. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени, которое было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя от 31 августа 2017 года.
Письмом от 29 мая 2017 года № УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) по результатам рассмотрения соответствующего обращения Лазоривой Н.О. уведомило истца об аннулировании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № за 2015 год на сумму 87078 рублей 74 копейки, одновременно сообщив, что уточненные сведения в части сальдо расчетов будут направлены в УФНС по Магаданской области в установленном порядке.
В то же время, из распечатки сведений о движении денежных средств по банковской карте Лазоривой Н.О. усматривается, что в период с 31 июля 2017 года по 21 августа 2017 года со счета истца были в принудительном порядке списаны денежные средства в общей сумме 70391 рубль 47 копеек(33280 рублей 34 копейки, 19165 рублей, 3240 рублей и 14706 рублей). При этом в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что данные денежные средства удержаны на основании постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках принудительного исполнения решения налогового органа от 14 мая 2017 года № о принудительном взыскании с Лазоривой Н.О. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени.
19 декабря 2017 года Лазорива Н.О. обратилась в УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней в общей сумме 67423 рубля 10 копеек (страховых взносов в сумме 60148 рублей 47 копеек, пени в сумме 7274 рубля 69 копеек).
В соответствии с заключением УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонного) от 26 декабря 2017 года № задолженность Лазоривой Н.О. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени по требованиям № 059S01170008548 от 31 января 2017 года, № № от 22 февраля 2017 года согласно выписке из лицевого счета №, копии чека-ордера от 12 декабря 2017 года в сумме 1265 рублей 57 копеек, в сумме 131 рубль 05 копеек погашены. Обязательств по страховым взносам на страховую часть из расчета 1% от дохода за 2016 год плательщик не имеет. Согласно выписке из лицевого счета № по состоянию расчетов на 13 декабря 2017 года имеются излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии до 01 января 2017 года в сумме 60148 рублей 47 копеек, пени по страховым выплатам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части до 01 января 2017 года в сумме 7274 рубля 63 копейки. В связи с изложенным Управлением предложено произвести возврат переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в сумме 60148 рублей 47 копеек, и пени в сумме 7274 рубля 63 копейки.
Решением ОПФР по Магаданской области от 10 января 2018 года № 363 заявление Лазоривой Н.О. от 19 января 2018 года в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в сумме 60148 рублей 47 копеек, пени в сумме 7274 рубля 63 копейки удовлетворено. Возврат денежных средств определено произвести путем их перечисления на счет плательщика взносов, открытый в ПАО «Сбербанк России».
11 января 2018 года ОПФР по Магаданской области во исполнение соглашения об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № № решение о возврате Лазоривой Н.О. излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области.
15 января 2018 года УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонным) на имя Лазоривой Н.О. направлено уведомление № о принятом решении о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
Как следует из выписки о движении денежных средств по банковской карте истца, денежные средства в суммах 60148 рублей 47 копеек и 7274 рубля 63 копейки зачислены на счет Лазоривой Н.О. 25 января 2018 года.
По настоящему делу Лазоривой Н.О. в качестве основания для взыскания компенсации морального вреда указаны действия ответчиков, нарушающие имущественные права истца – незаконное списание принадлежащих истцу денежных средств в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени.
Каких-либо действий ответчиков, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ей нематериальные блага, судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Между тем, по общему правилу моральный вред подлежит компенсации в том случае, когда физические и нравственные страдания причинены действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности).
Доказательств нарушения ответчиками личных неимущественных прав или посягательства ответчиками на нематериальные блага истца Лазоривой Н.О. в материалы дела не предоставлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Из дела видно, что правоотношения сторон возникли в связи с принудительным исполнением налоговым органом сформированного ранее в информационном ресурсе в отношении истца Пенсионным фондом требования об уплате задолженности №.
Данные правоотношения регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», а также Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Возможность компенсации морального вреда, в том числе в случае ошибочно или излишне взысканных сумм страховых взносов и пеней, законодателем не предусмотрена.
Наряду с этим, исполнение налоговым органом сформированной по состоянию на 01 января 2017 года Пенсионным фондом задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование само по себе не свидетельствует о посягательстве на нематериальные блага истца, в том числе на те, которые прямо названы в пункте 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Поскольку излишнее взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование затрагиваются имущественные права гражданина, требования Лазоривой Н.О. о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, а также налоговых органов к такой ответственности, не имеется.
Доводы истца о том, что в результате действий ответчиков нарушено ее личное нематериальное право на информацию, неубедительны.
В системе действующего национального и международного законодательства «право на информацию» рассматривается в контексте права каждого на свободу выражения своего мнения и включает в себя свободу придерживаться своего мнения, свободу искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 19 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах» и др.)
Применительно к данному спору оснований полагать нарушенными указанные права и свободы истца, охраняемые законом, не имеется.
Также вопреки доводам истца из дела не усматривается, что в результате действий ответчиков было нарушено достоинство ее личности и затронута деловая репутация.
Принимая во внимание, что в силу требований статей 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом характера спора именно на истце лежит бремя доказывания обстоятельств, положенных в основу заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что Лазоривой Н.О. не приведено доводов и не представлено доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что в результате указанных ею действий ответчиков была нарушена сфера ее личных неимущественных и иных нематериальных благ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Лазоривой Н.О. у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, – 27 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░