Петрозаводский городской суд РК Дело № 10RS0011-01-2021-004824-06 (№ 5-2778/2021)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 апреля 2021 года г. Петрозаводск
(Резолютивная часть постановления
объявлена 02 апреля 2021 года)
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Позднякова Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Поздняков Ю.А., находясь в районе дома <адрес>, в составе группы граждан участвовал в публичном мероприятии - митинге, которое не было согласовано с органами местного самоуправления в установленном законом порядке, привлекая внимание граждан, осуществлял выкрики лозунгов <данные изъяты>. На неоднократные законные требования сотрудника полиции прекратить противоправные действия в нарушение п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» не реагировал, то есть отказался выполнять законные требования сотрудника полиции.
В судебное заседание Поздняков Ю.А. не явился, извещен о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Представитель УМВД России по г.Петрозаводску в судебное заседание не явился, административный орган извещен надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела.
Инспектор ОИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску С. в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные им в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что с Поздняковым Ю.А. ранее знаком не был, неприязненных отношений с ним нет. Указал, что составлял протокол в отношении Позднякова Ю.А. на основании результатов проведенной проверки по заявлению о правонарушении, изучив представленные административные материалы и видеозаписи на DVD-дисках, на которых зафиксирован момент совершения Поздняковым Ю.А. вменяемого правонарушения.
Допрошенный в качестве свидетеля командир мобильного взвода роты №2 ОБППСП УМВД России по г. Петрозаводску Ж. в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные им в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ во время несения службы в районе <адрес> им был задержан гражданин Поздняков Ю.А., который участвовал в публичном мероприятии (митинге), не согласованном с Администрацией Петрозаводского городского округа, и выкрикивал лозунги <данные изъяты>, привлекая внимание неопределенного круга лиц. На неоднократные законные требования сотрудника полиции прекратить противоправные действия, а именно выкрикивать лозунги и участвовать в указанном не согласованном в установленном порядке публичном мероприятии, гражданин ПоздняковЮ.А. не реагировал, продолжал выкрикивать лозунги, то есть продолжал не выполнять законные требования сотрудника полиции о прекращении противоправных действий, тем самым нарушал установленный действующим законодательством порядок проведения публичного мероприятия. Дополнил, что ранее с Поздняковым Ю.А. знаком не был.
Заслушав объяснения должностного лица, допросив в качестве свидетеля Жарова Н.Г., изучив материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи на двух DVD-дисках, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу разъяснений, содержащихся в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», порядок обеспечения реализации вышеуказанного конституционного права граждан регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с положениями п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В силу п.3 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно п.7 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Положениями ч.1 ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу п.п. 2, 6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности полиции в числе иных относится предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение правопорядка в общественных местах.
Положениями ст.12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункты 5 - 6, 11 части 1).
Согласно п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
В свою очередь положения п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ обязывают участников публичного мероприятия во время его проведения выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О полиции» установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В п.33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие административного правонарушения и виновность Позднякова Ю.А. в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет, рапортами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписями на DVD-дисках, письмами Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и Администрации Петрозаводского городского округа об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Республики Карелия и Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.
В соответствии с заявлением о происшествии, принятом от д/ч ОП №3 УМВД России по г.Петрозаводску Ш., ДД.ММ.ГГГГ Поздняков Ю.А., находясь на <адрес>, рядом с памятником С.М. Кирову, выкрикивал лозунги <данные изъяты>, на неоднократные требования, в том числе с использованием звукоусиливающих устройств, на прекращение противоправных действий не реагировал.
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных сотрудниками полиции С. и Ж. в составленных ими документах, с учетом правовых норм, содержащихся в статьях 5, 6, 7 Федерального закона «О полиции», у судьи не имеется. Достаточных данных о небеспристрастности указанных сотрудников к Позднякову Ю.А., о каких-либо злоупотреблениях с их стороны не представлено, судьей не усматривается.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу о том, что по делу имеется достаточно доказательств вины Позднякова Ю.А. в совершении инкриминируемого правонарушения и квалифицирует его действия по ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Изложенные в письменных объяснениях от 23 января 2021 года доводы Позднякова Ю.А. о том, что он случайно оказался на площади Кирова, где подошел к группе граждан численностью 20-30 человек, поскольку ему были интересны происходящие события, при этом никаких нецензурных слов не употреблял, никого не оскорблял, никому не угрожал, политических лозунгов не выкрикивал, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, с учетом исследованных материалов дела, обозретых видеозаписей и показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля Жарова Н.Г., который при просмотре DVD-диска №1 уверенно опознал Позднякова Ю.А. и указал на него, как на лицо, совершившее вменяемое правонарушение, расцениваются судьей критически как избранный способ защиты, с целью избежать ответственность за совершенное административное правонарушение.
Из всей совокупности представленных доказательств следует, что Поздняков Ю.А. был участником публичного мероприятия, проводившегося в форме митинга без уведомления органов местного самоуправления; представителями правоохранительных органов участникам митинга неоднократно разъяснялся его незаконный характер, высказывались требования о прекращении противоправных действий и прекращении участия в публичном мероприятии, между тем, пренебрегая законными требованиями сотрудников полиции, Поздняков Ю.А. продолжал находиться среди участников мероприятия, выкрикивать тематические лозунги, проявляя с ними солидарность. При этом, требование сотрудника полиции о прекращении противоправных действий являлось законным, обязывало Позднякова Ю.А. исполнить указанное требование, обращенное к участникам митинга, в том числе и к нему.
Согласно материалам дела административное задержание в отношении Позднякова Ю.А. не применялось.
Обстоятельств, установленных ст.ст.2.7, 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного Поздняковым Ю.А. правонарушения, ситуацию с аналогичными митингами на территории всей Российской Федерации, степень вины правонарушителя, данные о его личности, имущественное положение, а также отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а именно: значительный размер минимального штрафа, предусмотренного санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, судья считает необходимым на основании ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа до менее минимального размера, и назначить ПоздняковуЮ.А. наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Позднякова Ю. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40102810945370000073 в Отделение Национального банка Республика Карелия г.Петрозаводск. Получатель: УФК по Республике Карелия (УМВД России по г.Петрозаводску Респ. Карелия), ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, КБК 18811601201019000140, постановление №5-2778/2021, УИН 18880410210120003187.
Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова