Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4371/2016 ~ М-2538/2016 от 12.04.2016

Дело № 2а-4371/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2016 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Кашириной Н.А.

при секретаре Ванюковой И.В.

с участием:

административного истца Иноземцева Е.В.

представителя административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Томилиной С.С., действующей на основании доверенности от 20.04.2015 года (№) (л.д.81) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.82),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Иноземцева Е.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 04.04.2016 года (№) по заявлению от 18.03.2016 года об исправлении в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки в указании площади жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Иноземцев Е.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области (далее по тексту – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области), в котором просит суд:

Признать недействительным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 04.04.2016 года (№) по заявлению от 18.03.2016 года об исправлении в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) технической ошибки в указании площади жилого дома с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области исправить техническую ошибку в содержащихся в ГКН сведениях о площади 33,8 кв.м. жилого дома с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенного по адресу: <адрес>, на актуальные сведения о площади 33,5 кв.м.

В обоснование административного иска указал, что 01.03.2016 года обратился в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН о жилом доме с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенном по адресу: <адрес>. Техническая ошибка в указании адреса была исправлена и в сведения ГКН по данному доме внесен номер <адрес>, но другая техническая ошибка в указании площади дома исправлена не была. 21.03.2016 года Иноземцев Е.В. обратился с заявлением на имя директора филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области с просьбой исправить техническую ошибку относительно площади дома. 04.04.2016 года административному истцу было выдано решение об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН о площади дома, в связи с чем предметом оспаривания в рамках настоящего административного дела по требованию Иноземцева Е.В. является решение филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области как органа кадастрового учета от 04.04.2016 года (№) на его заявление от 18.03.2016 года, поскольку административный истец полагает действия филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области незаконными ввиду того, что к его заявлению об исправлении технической ошибки были приложены все необходимые документы, в том числе новый технический паспорт дома, изготовленный БТИ Рамонского района, с указание площади дома 33,5 кв.м. Кроме того, имеется судебный акт, вступивший в законную силу, которым установлена действительная площадь дома 33,5 кв.м. Также адмнистративный истец считает несостоятельной ссылку филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области при отказе в исправлении технической ошибки на необходимость предоставления в орган кадастрового учета технического плана и заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта, поскольку таким образом, получается, что филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области усмотрел в данном случае не техническую, а кадастровую ошибку, что не соответствует действительности, так как сведения о площади объекта недвижимости 33,8 кв.м. поступили в орган кадастрового учета не от заявителя - физического лица, а от органа технической инвентаризации. Кроме того, филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области мог исправить указанную ошибку в порядке информационного взаимодействия с органом технической инвентаризации либо, усматривая в заявлении Е.В., кадастровую ошибку, мог самостоятельно исправить ее и уведомить об этом заявителя, чего со стороны административного ответчика сделано не было. Помимо указанного, административный истец полагает, что проведенный органом кадастрового учета анализ представленных им документов для исправления технической ошибки не может считаться объективным, поскольку им был предоставлен технический план на дом от 1992 года и от 2015 года, которые по сути идентичны, а разница заключается только в результатах внутренних измерений размеров помещений и точности их вычислений, поскольку перепланировки и иные изменения в жилом доме не производились (л.д.7-11, 52-53).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12.05.2016 года к участию в административном деле в качестве второго административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области.

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 07.06.2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено бюро технической инвентаризации Центрального района г. Воронежа.

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.07.2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено бюро технической инвентаризации Рамонского района Воронежской области.

Административный ответчик Управление Росреестра по Воронежской области, заинтересованные по делу лица, в судебное заседание представителей не направили, были извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств не представили.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании административный истец Иноземцев Е.В. административный иск поддержал и просил суд удовлетворить его в полном объеме.

Представитель административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Томилина С.С., действующая на основании доверенности от 20.04.2015 года (№) (л.д.81) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.82), административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, предоставила суду письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.84-87).

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 ст.219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что 16.02.2016 года Иноземцев Е.В. обратился в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области с заявлением, в котором просил устранить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о здании с кадастровым номером 36:25:5700003:27, сведения о площади содержащиеся в ГКН – 33,8 кв.м., в предоставленных заявителем документах – 33,5 кв.м. (л.д.75).

К указанному заявлению об устранении технической ошибки в сведениях ГКН Иноземцев Е.В. приложил выписку из похозяйственной книги от 25.01.2016 года администрации Сомовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области и определение Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года.

Из выписки из похозяйственной книги (№) администрации Сомовского сельского поселения Рамонского района Воронежской области, заложенной в 2007 году, лицевой счет (№), от 25.01.2016 года (№) следует, что по данным похозяйственного учета гр. Иноземцевой А.К. принадлежит на праве частной собственности 1/3 доли жилого дома в селе Большая <адрес> <адрес> год постройки 1962, материал стен – дерево, общая площадь 33,5 кв.м., в том числе жилая 29,8 кв.м., расположенный на земельном участке размером 5000 кв.м., находящемся в селе Большая Трещевка, <адрес> <адрес>. На указанном земельном участке также расположены надворные постройки, сооружения, сособственниками которых являются Никулин Д.К., 1/3 доля, умерший (ДД.ММ.ГГГГ), и Никулин Н.К., 1/3 доля, умерший (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.77).

Согласно определению Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года по гражданскому делу по иску Никулина П.Н. к Никулиной Л.Ф., Никулиной М.В., Иноземцевой А.К. и Никулину А.Д. о признании права собственности на жилой дом было утверждено мировое соглашение, согласно которому:

У Никулина П.Н. возникает право собственности на жилой дом общей площадью 33,5 кв.м., в том числе жилой 29,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Прав общей долевой собственности Никулиной Л.Ф., Никулиной М.В., Иноземцевой А.К. и Никулина А.Д. на жилой дом общей площадью 33,5 кв.м., в том числе жилой 29,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, прекращается.

Указанное определение Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года вступило в законную силу 31.12.2015 года (л.д.76).

Решением филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области от 24.02.2016 года (№) заявление Иноземцева Е.В. об исправлении технической ошибки было отклонено. При этом, органом кадастрового учета было выявлено отсутствие противоречий между сведениями об объекте капитального строительства с кадастровым номером 36:25:5700003:27, содержащимися в ГКН и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых такие сведения вносились в ГКН (л.д.79).

18.03.2016 года Иноземцев Е.В. обратился к директору филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области Маслову И.В. с заявлением, в котором также просил исправить техническую ошибку в сведениях ГКН об объекте недвижимого имущества жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в части указания верной площади дома, вместо 33,8 кв.м., указать 33,5 кв.м., к которому заявителем были приложены подтверждающие документы (л.д.35-37).

Указанное обращение было получено филиалом ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области 21.03.2016 года.

04.04.2016 года заместитель директора – главный технолог филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области Сорокин А.С. направил в адрес Иноземцева Е.В. ответ на его обращение об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН, согласно которому было разъяснено, что исправить техническую ошибку не представляется возможным, поскольку сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером (№) внесены в ГКН 22.08.2012 года на основании сведений, поступивших из органов технической инвентаризации на основании технического паспорта здания от 04.08.1992 года и его площадь составляла 33,8 кв.м. В связи с чем, заявителю разъяснена необходимость уточнения площади здания на величину равную 33,5 кв.м. при предоставлении в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана (л.д.12-13).

Не согласившись с указанным решением, Иноземцев Е.В. обратился в суд с настоящим административным иском, поскольку полагает, что на основании вступившего в законную силу определения Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года и нового технического паспорта на жилой дом от 28.10.2015 года, а также иных документов, подтверждающих, что площадь жилого дома в настоящее время составляет 33,5 кв.м., филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области обязан исправить техническую ошибку в сведения об указанном объекте недвижимости в ГКН.

Суд не может согласиться с позицией административного истца по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 2 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч.3 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ч.5 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Частью 5 статьи 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из кадастрового дела объекта недвижимости 36:25:5700003:27 от 22.08.2012 года (л.д.62-72) и кадастровой выписки от 15.03.2016 года (№) (л.д.20-21) следует, что сведения в ГКН о жилом доме были внесены 22.08.2012 года на основании поступившего в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда от 04.08.1992 года (л.д.22-22-26), в котором площадь объекта недвижимости составляет 33,8 кв.м.

Согласно ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме документов на бумажном носителе по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости либо, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии этих сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона, с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.

В течение пяти рабочих дней со дня исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган кадастрового учета обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Споры, возникающие в связи с исправлением кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии технической ошибки в сведениях ГКН об объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:25:5700003:27, поскольку судом установлено соответствие сведений ГКН и сведений технического паспорта от 04.08.1992 года, на основании которого и были внесены сведения об объекте недвижимости в ГКН, в том числе в части площади жилого дома.

Согласно ст.16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

В статье 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлен перечень необходимых для кадастрового учета документов, которые представляются заявителем вместе с заявлением.

Таким образом, филиалом ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области в ответе от 04.04.2016 года на обращение Иноземцева Е.В. верно указано на необходимость уточнения площади здания на величину равную 33,5 кв.м. при предоставлении в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного ответчика филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области в части отсутствия возможности внесения изменений в сведения ГКН об объекте недвижимости путем информационного взаимодействия и истребования из БТИ Рамонского района Воронежской области технического плана в отношении жилого дома, поскольку на основании ч.1 ст.43, ч.8 ст.47 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.01.2013 года окончен переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года, из чего следует вывод, что с 01.01.2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем технический паспорт от 28.10.2015 года не может являться основанием для внесения в ГКН изменений об объекте недвижимости.

Кроме того, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с указанным ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ч. 1 ст. 2).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 указанного Федерального закона (ч. 3 ст. 8).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12).

Из материалов административного дела следует, что административный истец обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области 18.03.2016 года, которое было получено органом кадастрового учета 21.03.2016 года, что сторонами не оспаривается. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области направил в адрес Иноземцева Е.В. ответ на его обращение 04.04.2016 года, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, суд делает вывод о том, что оспариваемый ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 04.04.2016 года на обращение административного истца Иноземцева Е.В. составлен в пределах полномочий, предоставленных органу в силу закона и направлен заявителю в установленном законом порядке, каких-либо нарушений требований нормативных правовых актов судом не установлено, в связи с чем административные исковые требования Иноземцева Е.В. удовлетворению не подлежат.

Помимо указанного, суд полагает, что административным ответчиком не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца по вышеизложенным причинам, а также ввиду того, что Иноземцев Е.В. не предоставил суду доказательств обратного.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.08.2016 года следует, что на жилой дом с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют зарегистрированные права, в том числе право собственности.

Из предоставленного суду определения Рамонского районного суда Воронежской области следует, что ранее право общей долевой собственности на указанный объект недвижимости принадлежало Никулиной Л.Ф., Никулиной М.В., Иноземцевой А.К. и Никулину А.Д., которое при утверждении судом мирового соглашения было прекращено, а у Никулина П.Н. возникло право собственности на указанный жилой дом, но не было зарегистрировано.

Из указанного следует, что жилой дом ранее не принадлежал и не принадлежит на праве собственности либо ином праве Иноземцеву Е.В. и административный истец обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области на основании ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который предоставляет право быть заявителем любому лицу.

Однако, суд не может признать довод административного ответчика о том, что Иноземцев Е.В. является ненадлежащим административным истцом, поскольку право такого обжалования ему предоставлено законом, но вместе с тем, дает основания суду полагать, что права и законные интересы Иноземцева Е.В. не нарушены со стороны филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, поскольку оспариваемое решение соответствует всем требования закона, а из пояснений Иноземцева Е.В. следует, что он обратился к административному ответчику и в дальнейшем в суд в связи с тем, что указанное несоответствие площади объекта недвижимости препятствует регистрации права собственности законного владельца указанного жилого дома, что также подтверждает отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Иноземцева Е.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 04.04.2016 года (№) по заявлению от 18.03.2016 года об исправлении в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки в указании площади жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья:                                                                                  Н.А. Каширина

        Решение принято в окончательной форме 29.08.2016 года.

Дело № 2а-4371/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2016 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Кашириной Н.А.

при секретаре Ванюковой И.В.

с участием:

административного истца Иноземцева Е.В.

представителя административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Томилиной С.С., действующей на основании доверенности от 20.04.2015 года (№) (л.д.81) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.82),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Иноземцева Е.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 04.04.2016 года (№) по заявлению от 18.03.2016 года об исправлении в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки в указании площади жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Иноземцев Е.В. обратился в суд с административным иском к административному ответчику филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области (далее по тексту – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области), в котором просит суд:

Признать недействительным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 04.04.2016 года (№) по заявлению от 18.03.2016 года об исправлении в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) технической ошибки в указании площади жилого дома с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области исправить техническую ошибку в содержащихся в ГКН сведениях о площади 33,8 кв.м. жилого дома с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенного по адресу: <адрес>, на актуальные сведения о площади 33,5 кв.м.

В обоснование административного иска указал, что 01.03.2016 года обратился в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН о жилом доме с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенном по адресу: <адрес>. Техническая ошибка в указании адреса была исправлена и в сведения ГКН по данному доме внесен номер <адрес>, но другая техническая ошибка в указании площади дома исправлена не была. 21.03.2016 года Иноземцев Е.В. обратился с заявлением на имя директора филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области с просьбой исправить техническую ошибку относительно площади дома. 04.04.2016 года административному истцу было выдано решение об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН о площади дома, в связи с чем предметом оспаривания в рамках настоящего административного дела по требованию Иноземцева Е.В. является решение филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области как органа кадастрового учета от 04.04.2016 года (№) на его заявление от 18.03.2016 года, поскольку административный истец полагает действия филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области незаконными ввиду того, что к его заявлению об исправлении технической ошибки были приложены все необходимые документы, в том числе новый технический паспорт дома, изготовленный БТИ Рамонского района, с указание площади дома 33,5 кв.м. Кроме того, имеется судебный акт, вступивший в законную силу, которым установлена действительная площадь дома 33,5 кв.м. Также адмнистративный истец считает несостоятельной ссылку филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области при отказе в исправлении технической ошибки на необходимость предоставления в орган кадастрового учета технического плана и заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта, поскольку таким образом, получается, что филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области усмотрел в данном случае не техническую, а кадастровую ошибку, что не соответствует действительности, так как сведения о площади объекта недвижимости 33,8 кв.м. поступили в орган кадастрового учета не от заявителя - физического лица, а от органа технической инвентаризации. Кроме того, филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области мог исправить указанную ошибку в порядке информационного взаимодействия с органом технической инвентаризации либо, усматривая в заявлении Е.В., кадастровую ошибку, мог самостоятельно исправить ее и уведомить об этом заявителя, чего со стороны административного ответчика сделано не было. Помимо указанного, административный истец полагает, что проведенный органом кадастрового учета анализ представленных им документов для исправления технической ошибки не может считаться объективным, поскольку им был предоставлен технический план на дом от 1992 года и от 2015 года, которые по сути идентичны, а разница заключается только в результатах внутренних измерений размеров помещений и точности их вычислений, поскольку перепланировки и иные изменения в жилом доме не производились (л.д.7-11, 52-53).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12.05.2016 года к участию в административном деле в качестве второго административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области.

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 07.06.2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено бюро технической инвентаризации Центрального района г. Воронежа.

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 25.07.2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено бюро технической инвентаризации Рамонского района Воронежской области.

Административный ответчик Управление Росреестра по Воронежской области, заинтересованные по делу лица, в судебное заседание представителей не направили, были извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств не представили.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании административный истец Иноземцев Е.В. административный иск поддержал и просил суд удовлетворить его в полном объеме.

Представитель административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области Томилина С.С., действующая на основании доверенности от 20.04.2015 года (№) (л.д.81) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.82), административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, предоставила суду письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.84-87).

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 ст.219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что 16.02.2016 года Иноземцев Е.В. обратился в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области с заявлением, в котором просил устранить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о здании с кадастровым номером 36:25:5700003:27, сведения о площади содержащиеся в ГКН – 33,8 кв.м., в предоставленных заявителем документах – 33,5 кв.м. (л.д.75).

К указанному заявлению об устранении технической ошибки в сведениях ГКН Иноземцев Е.В. приложил выписку из похозяйственной книги от 25.01.2016 года администрации Сомовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области и определение Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года.

Из выписки из похозяйственной книги (№) администрации Сомовского сельского поселения Рамонского района Воронежской области, заложенной в 2007 году, лицевой счет (№), от 25.01.2016 года (№) следует, что по данным похозяйственного учета гр. Иноземцевой А.К. принадлежит на праве частной собственности 1/3 доли жилого дома в селе Большая <адрес> <адрес> год постройки 1962, материал стен – дерево, общая площадь 33,5 кв.м., в том числе жилая 29,8 кв.м., расположенный на земельном участке размером 5000 кв.м., находящемся в селе Большая Трещевка, <адрес> <адрес>. На указанном земельном участке также расположены надворные постройки, сооружения, сособственниками которых являются Никулин Д.К., 1/3 доля, умерший (ДД.ММ.ГГГГ), и Никулин Н.К., 1/3 доля, умерший (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.77).

Согласно определению Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года по гражданскому делу по иску Никулина П.Н. к Никулиной Л.Ф., Никулиной М.В., Иноземцевой А.К. и Никулину А.Д. о признании права собственности на жилой дом было утверждено мировое соглашение, согласно которому:

У Никулина П.Н. возникает право собственности на жилой дом общей площадью 33,5 кв.м., в том числе жилой 29,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Прав общей долевой собственности Никулиной Л.Ф., Никулиной М.В., Иноземцевой А.К. и Никулина А.Д. на жилой дом общей площадью 33,5 кв.м., в том числе жилой 29,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, прекращается.

Указанное определение Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года вступило в законную силу 31.12.2015 года (л.д.76).

Решением филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области от 24.02.2016 года (№) заявление Иноземцева Е.В. об исправлении технической ошибки было отклонено. При этом, органом кадастрового учета было выявлено отсутствие противоречий между сведениями об объекте капитального строительства с кадастровым номером 36:25:5700003:27, содержащимися в ГКН и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых такие сведения вносились в ГКН (л.д.79).

18.03.2016 года Иноземцев Е.В. обратился к директору филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области Маслову И.В. с заявлением, в котором также просил исправить техническую ошибку в сведениях ГКН об объекте недвижимого имущества жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в части указания верной площади дома, вместо 33,8 кв.м., указать 33,5 кв.м., к которому заявителем были приложены подтверждающие документы (л.д.35-37).

Указанное обращение было получено филиалом ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области 21.03.2016 года.

04.04.2016 года заместитель директора – главный технолог филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области Сорокин А.С. направил в адрес Иноземцева Е.В. ответ на его обращение об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН, согласно которому было разъяснено, что исправить техническую ошибку не представляется возможным, поскольку сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером (№) внесены в ГКН 22.08.2012 года на основании сведений, поступивших из органов технической инвентаризации на основании технического паспорта здания от 04.08.1992 года и его площадь составляла 33,8 кв.м. В связи с чем, заявителю разъяснена необходимость уточнения площади здания на величину равную 33,5 кв.м. при предоставлении в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана (л.д.12-13).

Не согласившись с указанным решением, Иноземцев Е.В. обратился в суд с настоящим административным иском, поскольку полагает, что на основании вступившего в законную силу определения Рамонского районного суда Воронежской области от 15.12.2015 года и нового технического паспорта на жилой дом от 28.10.2015 года, а также иных документов, подтверждающих, что площадь жилого дома в настоящее время составляет 33,5 кв.м., филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области обязан исправить техническую ошибку в сведения об указанном объекте недвижимости в ГКН.

Суд не может согласиться с позицией административного истца по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 2 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно ч.3 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ч.5 ст.1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Частью 5 статьи 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из кадастрового дела объекта недвижимости 36:25:5700003:27 от 22.08.2012 года (л.д.62-72) и кадастровой выписки от 15.03.2016 года (№) (л.д.20-21) следует, что сведения в ГКН о жилом доме были внесены 22.08.2012 года на основании поступившего в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда от 04.08.1992 года (л.д.22-22-26), в котором площадь объекта недвижимости составляет 33,8 кв.м.

Согласно ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или заверенную копию данного решения и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме документов на бумажном носителе по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости либо, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии этих сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом кадастрового учета с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в части 9 статьи 38 настоящего Федерального закона, с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. При этом площадь земельного участка после исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, не более чем на пять процентов.

В течение пяти рабочих дней со дня исправления кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган кадастрового учета обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Споры, возникающие в связи с исправлением кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии технической ошибки в сведениях ГКН об объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 36:25:5700003:27, поскольку судом установлено соответствие сведений ГКН и сведений технического паспорта от 04.08.1992 года, на основании которого и были внесены сведения об объекте недвижимости в ГКН, в том числе в части площади жилого дома.

Согласно ст.16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

В статье 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлен перечень необходимых для кадастрового учета документов, которые представляются заявителем вместе с заявлением.

Таким образом, филиалом ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области в ответе от 04.04.2016 года на обращение Иноземцева Е.В. верно указано на необходимость уточнения площади здания на величину равную 33,5 кв.м. при предоставлении в филиал ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана.

Вместе с тем, суд соглашается с доводами административного ответчика филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Воронежской области в части отсутствия возможности внесения изменений в сведения ГКН об объекте недвижимости путем информационного взаимодействия и истребования из БТИ Рамонского района Воронежской области технического плана в отношении жилого дома, поскольку на основании ч.1 ст.43, ч.8 ст.47 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01.01.2013 года окончен переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года, из чего следует вывод, что с 01.01.2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий в соответствии с требованиями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем технический паспорт от 28.10.2015 года не может являться основанием для внесения в ГКН изменений об объекте недвижимости.

Кроме того, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с указанным ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ч. 1 ст. 2).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 указанного Федерального закона (ч. 3 ст. 8).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12).

Из материалов административного дела следует, что административный истец обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области 18.03.2016 года, которое было получено органом кадастрового учета 21.03.2016 года, что сторонами не оспаривается. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области направил в адрес Иноземцева Е.В. ответ на его обращение 04.04.2016 года, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, суд делает вывод о том, что оспариваемый ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 04.04.2016 года на обращение административного истца Иноземцева Е.В. составлен в пределах полномочий, предоставленных органу в силу закона и направлен заявителю в установленном законом порядке, каких-либо нарушений требований нормативных правовых актов судом не установлено, в связи с чем административные исковые требования Иноземцева Е.В. удовлетворению не подлежат.

Помимо указанного, суд полагает, что административным ответчиком не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца по вышеизложенным причинам, а также ввиду того, что Иноземцев Е.В. не предоставил суду доказательств обратного.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.08.2016 года следует, что на жилой дом с кадастровым номером 36:25:5700003:27, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют зарегистрированные права, в том числе право собственности.

Из предоставленного суду определения Рамонского районного суда Воронежской области следует, что ранее право общей долевой собственности на указанный объект недвижимости принадлежало Никулиной Л.Ф., Никулиной М.В., Иноземцевой А.К. и Никулину А.Д., которое при утверждении судом мирового соглашения было прекращено, а у Никулина П.Н. возникло право собственности на указанный жилой дом, но не было зарегистрировано.

Из указанного следует, что жилой дом ранее не принадлежал и не принадлежит на праве собственности либо ином праве Иноземцеву Е.В. и административный истец обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области на основании ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который предоставляет право быть заявителем любому лицу.

Однако, суд не может признать довод административного ответчика о том, что Иноземцев Е.В. является ненадлежащим административным истцом, поскольку право такого обжалования ему предоставлено законом, но вместе с тем, дает основания суду полагать, что права и законные интересы Иноземцева Е.В. не нарушены со стороны филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, поскольку оспариваемое решение соответствует всем требования закона, а из пояснений Иноземцева Е.В. следует, что он обратился к административному ответчику и в дальнейшем в суд в связи с тем, что указанное несоответствие площади объекта недвижимости препятствует регистрации права собственности законного владельца указанного жилого дома, что также подтверждает отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Иноземцева Е.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области от 04.04.2016 года (№) по заявлению от 18.03.2016 года об исправлении в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки в указании площади жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья:                                                                                  Н.А. Каширина

        Решение принято в окончательной форме 29.08.2016 года.

1версия для печати

2а-4371/2016 ~ М-2538/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иноземцев Евгений Васильевич
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос регистрации кадастраи картографии по ВО"
Другие
БТИ Центрального района г.Воронежа
БТИ Рамонского района Воронежской области
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Каширина Наталья Александровна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
12.04.2016Регистрация административного искового заявления
12.04.2016Передача материалов судье
12.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2016Судебное заседание
07.06.2016Судебное заседание
25.07.2016Судебное заседание
22.08.2016Судебное заседание
29.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2017Дело оформлено
20.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее