Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Оса 10 марта 2021 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Ивановой Л.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Сабировой У.А.,
ответчиков Крюкова М.В., Крюкова С.В.,
представителя ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству Юхновича Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-22/2021 по иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации к Крюкову М. В., Крюкову С. В. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений,
установил:
Прокурор Осинского района Иркутской области обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Крюкову М.В., Крюкову С.В. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений, указав следующее:
В ходе осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и животного мира прокуратурой Осинского района выявлены нарушения законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Так, <дата обезличена> Крюков М.В., Крюков С.В., в нарушение требований ч.8 ст.29, ст.30 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) совершили незаконную рубку 35 сырорастущих деревьев породы сосна до степени прекращения их роста в лесном массиве в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству.
Приговором Осинского районного суда Иркутской области от 02 августа 2019 года Крюков М.В., Крюков С.В. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ. Вред, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты и среде их обитания, в результате рубки лесных насаждений и уничтожения среды обитания, охотничьих ресурсов, Крюковым М.В., Крюковым С.В. не возмещен.
В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиками вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на указанном лесном участке, период воздействия для зоны трансформации (прямого воздействия) ограничен временем восстановления хвойных молодняков (25 лет) на лесном участке 0,1 га, период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) равен времени, в течение которого осуществлялись факторы беспокойства, а именно работы бензопил и техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования, на который затрачен 1 день (0, 003 лет).
В результате незаконных действий Крюкова М.В., Крюкова С.В. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 135042 рубля 67 копеек, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным отделом охраны и регулирования объектов животного мира и среды их обитания Министерства лесного комплекса Иркутской области.
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии, исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Ущерб, причиненный Крюковым М.В., Крюковым С.В. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке лесных охотничьих угодий в квартале ... Осинского района Иркутской области в указанном размере должен быть взыскан в судебном порядке.
Ответчики своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиками среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.
В результате незаконных действий ответчиков была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
Истец прокурор Осинского района Иркутской области просит взыскать с Крюкова М.В., Крюкова С.В. ущерб, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате незаконной вырубки лесных насаждений в размере 135042 рубля 67 копеек в пользу бюджета Осинского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Сабирова У.А. поддержала заявленные исковые требования, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Просила суд требования прокурора удовлетворить.
Ответчики Крюков М.В., Крюков С.В. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились. При этом ответчиком Крюковым М.В. представлено письменное возражение на иск, согласно которого следует, что суду не представлены сведения об источниках, из которых установлены площадь необратимого воздействия, равная 0,01 га, и, соответственно, площади сильного, среднего и слабого воздействия, которые напрямую связаны с площадью необратимого воздействия. Данное обстоятельство свидетельствует о неправильности расчета ущерба. Из приговора суда, представленного суд, не следует, что заготовку древесины им потрачен 1 день. Таким образом, период воздействия, в течение которого осуществлялись факторы беспокойства на среду обитания охотничьих ресурсов, явно завышен в несколько раз. С представленным расчетом он не согласен, так как им не была полностью уничтожена среда обитания животного мира на указанной площади. Он произвел выборочную рубку деревьев, не производя сплошную, не уничтожая полностью лесной массив на указанной территории, его действиями лесной массив подвергся минимальному изменению, которые препятствовали дальнейшему обитанию животных на указанной территории. Кроме того, указанная методика расчета применима лишь в том случае, если отсутствуют иные источники воздействия на среду обитания животных и в данной местности источником непосредственного воздействия фактора беспокойства являлись его действия. Истцом не принято во внимание, что в данной местности проходит довольно оживленная трасса, по которой передвигается множество техники, осуществляется иная хозяйственная деятельность, поблизости расположены сельскохозяйственные поля, арендные леса, близость населенного пункта, что также негативно влияет на среду обитания животного мира. При расчете ущерба указаны объекты животного мира, которые никогда не обитали на указанной территории, например, благородный олень, дикий северный олень, горностай, выдра и т.д. Считает, что сумма вреда, причиненного им охотничьим угодьям должна исчисляться с учетом только тех объектов животного мира, которые фактически обитают на данной территории, с учетом источников, влияющих на среду обитания животных, а также степени негативных изменений среды обитания животного мира в результате именно его действий. Суду также не представлены сведения о средства и суммах, которые (якобы) ранее поступали в федеральный и областной бюджеты от использования животного мира на указанной территории, которых, якобы, лишились в результате его незаконных действий. Также истцом не учтено, что на стадии предварительного расследования ущерб, причинённый экологии его действиями был исчислен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 года № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», где были учтены расходы, необходимые для лесовосстановления и устранения вреда экологии, причиненного в результате лесонарушения, в том числе, и для устранения наступивших негативных последствий вследствие нарушение или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов. Соответственно, предъявление к нему нового иска необоснованно. То есть, помимо уголовного наказания, с него дополнительно взыскиваемая неподъёмная для него сумма, исчисленная непонятным образом, что не может являться справедливым, законным и обоснованным. Негативные последствия, налагаемые государством, явно несоизмеримы с содеянным. Также полагает, что истец основал свой иск на неверном толковании норм материального права, сославшись на приказ Минприроды России от 08 декабря 2011 года № 948, поскольку он не допустил уничтожения охотничьих ресурсов, не погибло ни одно животное, ни одна птица. Вследствие нарушения им среды обитания охотничьих ресурсов, животные не покинули навсегда (или временно) эту среду обитания, а если и покинули, то это не повлекло их гибель, сокращение численности на территории Осинского района или Иркутской области, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей. Им не были уничтожены норы, дупла деревьев, токи. Вместе с тем, прокурором необоснованно предъявлен иск о взыскании суммы, равной сумме ущерба, которая причиняется при реальной гибели животных, перечисленные в расчете ущерба, что противоречит здравому смыслу. Он не совершал действий, которые бы подпадали под перечень действий, указанных в Приложении к Методике исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам. Таким образом, его действия не причинили последствий, указанных в Методике исчисления вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 948, а также отсутствуют обстоятельства, которые повлекли причинение вреда охотничьим ресурсам, перечисленные в приложении 2 указанной методики. Соответственно, отсутствуют какие-либо законные основания для удовлетворения заявленного иска. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству Юхнович Н.М. в судебном заседании пояснил, что расчет производится на основании существующей методики, куда они вносят данные их ежегодного мониторинга. В расчет ими включаются именно те животные, птицы, которые обитают не территории Осинского района, что подтверждается данными проводимых ими ежегодных мониторингов. В результате незаконных рубок животные вынуждены покидать места их обитания. В связи с чем, требования прокурора поддерживает.
Представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области (отдел охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания) в судебное заседание не прибыл, направив отзыв на иск, согласно которого исковые требования прокурора они поддерживают, просят рассмотреть дело в их отсутствие. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, ответчиков, третье лицо, всесторонне исследовав доказательства, представленные по рассмотрению иска сторонами в соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее ФЗ № 209-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.1, 3, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов, строится на принципах соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности человека среди прочего являются леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.ст.4, 55, 56 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст.ст.1,7,56,57,58 ФЗ от 24.07.2009 года N 209-ФЗ охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. К охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери и птицы, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется лицами, виновными в нарушении законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Приговором Осинского районного суда Иркутской области от 02 августа 2019 года установлено, что Крюков М.В., Крюков С.В. в период времени с 10 часов 00 минут до 12 часов 50 минут <дата обезличена>, находясь в лесном массиве в квартале ... Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Осинскому лесничеству в 29 км в юго-восточном направлении от <адрес обезличен>, совершили незаконную рубку 35 деревьев породы сосна, причинил ущерб Российской Федерации (лесному фонду) в размере 67607 рублей. В размер указанного ущерба не включен ущерб, причиненный охотничьим ресурсам в месте незаконной рубки. Общий объем незаконной рубки лесных насаждений составил 9,45 куб. м древесины, размер площади территории, в границах которой произошла незаконная рубка, составил 0,1га, что подтверждается приговорами и расчетом размера ущерба, причиненного объектам животного мира.
Данные действия Крюкова М.В., Крюкова С.В. квалифицированы как преступление, а именно - незаконная рубка лесных насаждений, совершенная группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, то есть по ч.3 ст.260 УК РФ, что подтверждает факт совершения ответчиками незаконной рубки лесных насаждений в вышеуказанном месте и их виновность в совершении противоправных действий.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что ответчики Крюков М.В., Крюков С.В. своими преступными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, уничтожили среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий площадью 0,1 га, расположенных в квартале ... Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Осинскому лесничеству в 29 км в юго-восточном направлении от <адрес обезличен>. Согласно подпункту "б" пункта 5 "Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам", утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011г. N 948, при расчете размера вреда в связи с нарушением или уничтожением среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Согласно представленному истцом расчету оценки вреда, объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства на участке лесных охотничьих угодий, расположенных в квартале ... выполнен по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 года N 948, Крюков М.В., Крюков С.В. причинили ущерб объектам животного мира и среде их обитания в размере 135042 рубля 67 копеек.
Произведенный расчет вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненный на площади незаконной рубки лесных насаждений, включает все необходимые параметры, предусмотренные установленной Методикой исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, на основе информации о времени негативного воздействия на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты, о месте незаконной рубки лесных насаждений и площади уничтожения лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов). Применяя при данном расчете методику исчисления ущерба, начальник территориального управления использовал нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, сведения о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов в целом по Осинскому району Иркутской области за 2019г., данные отчета службы по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области в 2019г, проведенного методом зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных и других специальных методов учета, с использование средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по Осинскому району Иркутской области за 2019г., приведенными в приложениях к данному расчету.
Представленный истцом расчет размера ущерба произведен должностным лицом, являющимся начальником территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Осинскому лесничеству, на основе, утвержденной в установленном порядке методики, с учетом ежегодно обновляемых данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, являющегося в соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ, "Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", утвержденным Приказом Минприроды России от 06.09.2010 года N 344, системой регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
При этом функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания возложены, согласно п.8.п.п.51 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 года N 155-пп именно на Министерство лесного комплекса Иркутской области.
В соответствии с п.п.4 п.8.3 приказа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 N 90-мпр "Об утверждении Положений о территориальных управлениях министерства лесного комплекса Иркутской области", в соответствии с возложенной на территориальные управления задачей по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, на территории Иркутской области территориальное управление осуществляет функции по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда животному миру и среде обитания основана на том объективном положении, согласно которому при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела и определяется самим фактом незаконной деятельности ответчиков, которыми осуществлялась незаконная вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания, при этом закон предусматривает именно расчетный способ определения размера вреда на основе данных государственного мониторинга, в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру применяемой в силу закона.
В связи с чем, суд признает расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений, охотничьим ресурсам и среде их обитания признан обоснованным и достоверным. Сведений о недостоверности произведенного расчета суду не представлено. Ответчики, оспаривая представленный расчет, не представили суду свой вариант расчета, не представили доказательства того, что в результате их действий не произошли негативные воздействия на среду обитания животного мира, не произошло сокращение численности животных и птиц, не произошло снижение продуктивности их популяций и т.д.
При этом, доводы ответчиков о том, что указанных в расчете животных в той местности нет, что там проходит дорога, там не охотничьи угодья, иные доводы, являются не состоятельными и опровергаются как материалами дела, так и показаниям специалиста ТУ МЛК, проводившего указанный расчет с подробным описанием проведенного расчета.
Суд исходит из положений Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2019 N 1197-О, в котором Конституционный суд РФ указал, что при установлении принципов и ориентиров в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами необходимо достижение баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств (административных, фискальных и др.); лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом; соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации); хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме. Данные правовые позиции, сохраняющие свою юридическую силу, имеют общий характер и подлежат применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины.
Таким образом, Конституционный суд указал, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействий, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причинения ей ущерба. В связи с этим законодатель определил, что вред окружающей среде должен возмещаться в соответствии утверждёнными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, который подлежит обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Суд также считает необоснованными доводы об отсутствии сведений о средствах и суммах поступивших в бюджеты от использования животного мира на указанной территории. Ответчики, в свою очередь, возражая по указанному основанию, не представили доказательства того, что средства и суммы от использования животного мира в соответствующий бюджет ранее, до совершения ими противоправных действия, не поступали.
Ссылка в возражении на те обстоятельства, что ранее приговором суда в рамках уголовного судопроизводства с него взыскан материальный ущерб, не может свидетельствовать о незаконности, заявленных истцом требований и не свидетельствует о предъявлении к нему аналогического иска, поскольку иски о возмещении ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания и иски о возмещении ущерба, причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений имеют разные предмет и основание.
В связи с чем, суд признает расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений, охотничьим ресурсам и среде их обитания признан обоснованным и достоверным. Сведений о недостоверности произведенного расчета суду не представлено.
Принимая во внимание положения ст.8 Лесного кодекса РФ о принадлежности лесных участков в составе земель лесного фонда федеральной собственности, положения ст.42 Федерального закона от 24.07.2009 года N 209-ФЗ о платности пользования охотничьими ресурсами суд приходит к выводу, что Крюков М.В., Крюков С.В. своими незаконными действиями уничтожили среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, чем нарушили интересы Российской Федерации как собственника лесных участков и лесных насаждений, а также нарушили интересы Российской Федерации и Иркутской области, являющихся получателями средств сбора за пользование объектами животного мира. Данные обстоятельства свидетельствует о правомерности обращения прокурора с данный иском в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, оценив относимость, допустимость и достоверность представленных суду доказательств в отдельности и их достаточность, и взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации к Крюкову М.В., Крюкову С.В. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений, подлежат удовлетворению, причиненный ущерб подлежит взысканию в пользу бюджета Осинского муниципального района, то есть по месту причинения вреда.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, в силу п.9 ч.1 ст.333.39 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, которая подлежит взысканию с ответчиков в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации к Крюкову М. В., Крюкову С. В. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате незаконной рубки лесных насаждений, удовлетворить.
Взыскать с Крюкова М. В., Крюкова С. В. в солидарном порядке сумму ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений в квартале ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участках охотничьих угодий, в размере 135 042 (сто тридцать пять тысяч сорок два) рубля 67 копеек в доход бюджета Осинского муниципального района: Банк – ГРК ЦГУ Банка России по Иркутской области г.Иркутск, расчетный счет 40101810250048010001, БИК 042520001, ИНН 3808170859, КПП 380801001, ОКТМО 25631427101, Код дохода – 843 1 16 35030 05 0000 140.
Взыскать с Крюкова М. В. государственную пошлину в доход бюджета Осинского муниципального района в размере 1950 (одна тысяча девятьсот пятьдесят) рублей 43 копейки.
Взыскать с Крюкова С. В. государственную пошлину в доход бюджета Осинского муниципального района в размере 1950 (одна тысяча девятьсот пятьдесят) рублей 43 копейки.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво