Дело № 2-452/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Палатовой Т.В.
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, о признании права на получение социальной выплаты на строительство жилья, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л :
Донцова Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. обратились в суд с иском к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, заявляя следующие требования: признать право Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П., проживавших в утраченном жилом помещении по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на строительство жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Амурской области выдать Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. свидетельство на приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований указали, что в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Амурской области жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу. На момент объявления режима чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении постоянно проживал собственник данного помещения Донцова Г.Н. и члены её семьи Крячек Н.З. – дочь, Качура А.П. – гражданский муж. Донцова Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. обратились в министерство социальной защиты населения с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Однако ДД.ММ.ГГГГ министерством социальной защиты населения Амурской области истцам было отказано в предоставлении социальной выплаты по следующим основаниям – не представлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации и не представлены документы свидетельствующие о признании Качура А.П. членом семьи собственника жилого помещения. Учитывая, Донцова Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. постоянно проживали по адресу: <адрес>, кроме того, Качура А.П. вселен в данное жилое помещение с согласия собственника и постоянно проживал с ним со дня его вселения, как член его семьи. Все истцы вели совместное хозяйство, оказывали материальную и моральную поддержку друг другу, проявляли заботу, имели общие интересы. В силу изложенного считали, что имеют право на предоставление социальной выплаты на строительство жилья взамен утраченного.
Истец Качура А.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
Истцы Донцова Г.Н., Крячек Н.З., в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили суд признать право Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П., проживавших в утраченном жилом помещении по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на строительство жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Амурской области выдать Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П., свидетельство на строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом. Представили суду отзыв на исковое заявление, в котором указали, что механизм предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья урегулирован Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520. Для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья граждане должны обратиться с письменным заявлением в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по месту жительства и предоставить определенный Правилами пакет документов. Донцова Г.Н., собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обращалась с заявлением на получение социальной выплаты на строительство жилья. В заявлении был указан состав семьи из трех человек: она, дочь Крячек Н.З., гражданский муж Качура А.П. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было отказано в предоставлении социальной выплаты по причине несоответствия заявителя требованиям п. 2 раздела I Правил. Основаним для отказа в предоставлении социальной выплаты послужило то обстоятельство, что Донцовой Г.Н. при подаче заявления на социальную выплату не были представлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания в утраченном жилом помещении на день объявления режима ЧС, а так же факт признания членом семьи собственника жилого помещения гражданского мужа Качура А.П.. Согласно паспорта Донцова Г.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, следует отметить, что Донцова Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключила договор социального найма жилого помещения № 497 по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с составом семьи, включая Донцову Г.Н. 5 человек (<данные изъяты> кв.м. на одного человека). В соответствии с п. 3 раздела I Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке. В силу ст. 56 ГПК РФ, истцы должны доказать те обстоятельства, на которых они ссылаются в обосновании своих доводов, а следовательно представить в суд неопровержимые доказательства проживания в утраченном жилом помещении на момент ЧС, подкрепив их показаниями свидетелей. Также поясняли суду, что решение о признании права граждан на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья принимается Комиссией, в силу чего министерство социальной защиты населения возражает против удовлетворения требований истцов о признании права на получение социальной выплаты и возложении на министерство обязанности выдать свидетельство, поскольку суд не вправе вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти, а Комиссия по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является единственным органом, уполномоченным на рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) у пострадавших граждан права на получение социальных выплат.
Представитель ответчика администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о месте и времени судебного заседания был уведомлен должным образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Минстрой России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о дате и времени судебного заседания были уведомлены должным образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов Крячек Н.З., Донцову Г.Н., заслушав свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, утвержденных постановлением Правительства Амурской области № 520от 28 октября 2013 года (далее по тексту – Правила), право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья. Гражданам в связи с безвозмездной передачей (отказом) утраченного жилья (земельного участка) по их заявлениям предоставляются бесплатно в собственность земельные участки в соответствии с подпунктами "к", "л" части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 21 января 2005 г. N 422-ОЗ "Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области.
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Правил факт постоянного проживания пострадавших граждан на день объявления режима чрезвычайной ситуации подтверждается регистрацией по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктом 4 установлено, что в целях настоящих Правил члены семьи, совместно проживавшие с собственником утраченного жилого помещения, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации; в случае если собственник жилого помещения не проживал по состоянию на день объявления режима чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются на день объявления режима чрезвычайной ситуации в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Разделом II Правил установлено, что размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления пострадавшим гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. – на семью из 2 человек и по 18 кв.м. – на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади жилья, установленной правовым актом органа местного самоуправления на территории муниципального образования, на которой проживал гражданин, но не более: 25000 рублей для сельских поселений Архаринского, Белогорского, Бурейского, Завитинского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Октябрьского, Ромненского, Свободненского, Серышевского, Сковородинского и Шимановского районов и 30000 рублей для городских округов (городов), поселков городского типа, поселений Благовещенского, Ивановского и Тамбовского районов – на цели в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 2 настоящего раздела; 30000 рублей – на цели в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего раздела.
При расчете размера социальной выплаты не учитываются граждане, имеющие в собственности или на условиях социального найма иное жилье, пригодное для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
В случае если у гражданина имеется иное жилье, принадлежащее на праве собственности или предоставленное по договору социального найма, но его площадь менее установленной органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то такой гражданин учитывается при предоставлении социальной выплаты. Размер социальной выплаты в отношении данного гражданина рассчитывается на общую площадь жилого помещения, являющейся разницей между нормативом, установленным настоящим пунктом, и площадью иного жилья, принадлежащего гражданину на праве собственности или предоставленного по договору социального найма.
Для получения социальной выплаты гражданин-собственник утраченного жилья либо член его семьи из числа лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящих Правил (далее-заявитель), подает в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району (далее – ГКУ УСЗН) по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области (далее – министерство).
Совместно с заявлением представляются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
а) документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи, проживавших в утраченном жилом помещении;
б) заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации);
в) правоустанавливающие документы на утраченное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении);
д) документы, подтверждающие факт смены фамилии, имени или отчества (в случае наличия соответствующего факта);
е) документы, подтверждающие родство членов семьи (в том числе в случае необходимости - решение суда о признании членами семьи собственника жилого помещения);
ж) справка о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении (с указанием даты регистрации граждан в жилом помещении), выданная уполномоченным органом (организацией) (если данные сведения находятся в распоряжении органа местного самоуправления, справка представляется по инициативе заявителя);
з) письменное обязательство о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность. Письменное обязательство составляется по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и начинает действовать в случае принятия решения о предоставлении социальной выплаты заявителю.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации из регистрационной службы организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее – комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством.
По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.
В течение 10 дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан – получателей социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются: а) несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пункта 2 раздела I настоящих Правил; б) представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего раздела Правил; в) наличие в представленных документах несоответствий (разночтений) личных данных, подтверждающих юридически значимые факты и события (в том числе в фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения).
Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее - свидетельство) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Таким образом, факт постоянного проживания в жилом помещении, признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, является обязательным условием для предоставления обратившемуся лицу социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, а так же для учета количества лиц в расчете размера социальной выплаты. При этом при расчете размера социальной выплаты могут быть учтены только собственник жилого помещения и члены его семьи. Лица, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, не имеют права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны четкие определения места пребывания и места жительства гражданина. Так, место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из анализа приведенной нормы следует, что критерий постоянного проживания для целей предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации может включать в себя следующие аспекты: наличие оснований, предусмотренных законом, для проживания в жилом помещении; длительность проживания в данном жилом помещении; ведение хозяйства по указанному адресу; посещение образовательных, медицинских, иных социальных учреждений, обслуживающих данную территорию и иные, заслуживающие внимания аспекты.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находится в собственности Донцовой Г.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 28 <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 00-00-4001/5022/2013-3489.
Согласно акту обследования помещения № 76 от ДД.ММ.ГГГГ и заключению межведомственной комиссии № 76 от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодными для постоянного проживания в результате подтопления, аварийными и подлежащими сносу.
Из выписки из протокола заседания комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее по тексту – Комиссия), от ДД.ММ.ГГГГ, а так же документов, предоставленных министерством социальной защиты населения Амурской области, следует, что Донцова Г.Н. обращалась с заявлением на получение социальной выплаты на строительство жилья ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи из трех человек: Донцова Г.Н., Крячек Н.З. – дочь, Качура А.П. – гражданский муж. Комиссией было принято решение об отказе в предоставлении Донцовой Г.Н. и членам ее семьи указанной социальной выплаты в связи с тем, что не все указанные Донцовой Г.Н. в заявлении лица в силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ являются членами ее семьи (Качура А.П.), кроме того не подтвержден факт постоянного проживания в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, на день объявления режима чрезвычайной ситуации.
Как следует из копий паспортов Крячек Н.З., Качура А.П., Донцовой Г.Н., Крячек и Качура зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Донцова Г.Н. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, судом установлено, что Донцова Г.Н. постоянно без регистрации проживает по адресу: <адрес>, что подтверждено справкой администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № 327, а так же показаниями свидетеля ФИО19., пояснившего, что в жилом помещении, расположенном в <адрес>, на протяжении длительного времени проживают Донцова Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П., живут одной семьей, оказывают взаимное уважение и заботятся друг о друге. Качура А.П. является гражданским мужем Донцовой Г.Н., они ведут совместное хозяйство, проживают вместе.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно пп. б п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь ввиду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Таким образом, для признания членом семьи других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и иных лиц необходимо соблюдение в совокупности ряда условий: совместное проживание, ведение с собственником общего хозяйства, вселение собственником данного лица в качестве члена семьи.
Учитывая пояснения Донцовой Г.Н., согласно которым Качура А.П. был вселен в жилое помещение по <адрес> в качестве члена ее семьи, а так же обстоятельства длительного совместного проживания Качура А.П. и Донцовой Г.Н., установленные судом, показания свидетеля, суд приходит к выводу, что фактически Качура А.П. является членом семьи Донцовой Г.Н.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № 28-00-4001/5001/2014-2989, от ДД.ММ.ГГГГ № 00-00-4001/5022/2013-3489, уведомления Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № 28-00-4001/5001/2014-2990 за Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П., не зарегистрировано права собственности на какие-либо иные объекты недвижимости – жилые помещения.
Согласно информации администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ истцы не имеют в пользовании жилых помещений на условиях социального найма.
Из информации, предоставленной комитетом по управлению имуществом г. Благовещенска следует, что из всех истцов на условиях социального найма имеет жилье только Донцова Г.Н.
Согласно договору социального найма жилого помещения № 497 от ДД.ММ.ГГГГ, Донцовой Г.Н. на состав семьи из пяти человек предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно Правилам в случае если у гражданина имеется иное жилье, принадлежащее на праве собственности или предоставленное по договору социального найма, но его площадь менее установленной органом местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то такой гражданин учитывается при предоставлении социальной выплаты. Размер социальной выплаты в отношении данного гражданина рассчитывается на общую площадь жилого помещения, являющейся разницей между нормативом, установленным настоящим пунктом, и площадью иного жилья, принадлежащего гражданину на праве собственности или предоставленного по договору социального найма.
Постановлением Главы администрации Благовещенского района Амурской области от 12 января 2006 года № 05 «О норме предоставления площади жилого помещения и учетной норме площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, несмотря на наличие у Донцовой Г.Н. иного жилого помещения на условиях социального найма, учитывая, что на долю Донцовой Г.Н. приходится <данные изъяты> кв.м. площади жилого помещения (<данные изъяты>/5= <данные изъяты> кв.м.), суд приходит к выводу, что Донцова Г.Н. имеет право на предоставление социальной выплаты на строительство жилья взамен утраченного, поскольку постоянно проживала в утраченном жилом помещении на момент объявления режима чрезвычайной ситуации, а имеющееся у нее в найме жилье не соответствует учетной норме. При этом Донцова Н.Г. подлежит учету при расчете социальной выплаты в соответствии с вышеприведенными нормами, то есть размер социальной выплаты в отношении нее рассчитывается на общую площадь жилого помещения, являющейся разницей между нормативом, установленным настоящим пунктом, и площадью иного жилья, принадлежащего гражданину на праве собственности или предоставленного по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд считает, что истцами представлено достаточно доказательств, того, что Донцова Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе и на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года, иного пригодного для проживания жилого помещения они не имеют, за исключением Донцовой Г.Н., чье жилье не соответствует учетной норме, являются членами одной семьи, в силу чего Донцова Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. имеют право на получение социальной выплаты на строительство жилья, а следовательно требования истцов о признании права Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. на получение социальной выплаты на приобретение жилья подлежат удовлетворению.
Из вышеприведенных положений Правил следует, что условием для получения социальной выплаты является принятие собственником на себя обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность.
В материалы дела истцом предоставлена копия обязательства Донцовой Г.Н. о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка), расположенного по адресу: <адрес> сельсовета, в котором так же выражено согласие на отчуждение всех членов семьи, проживающих в данном жилом помещении.
Таким образом, суд так же считает подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Амурской области выдать Донцовой Г.Н. с учетом членов ее семьи Крячек Н.З., Качура А.П. свидетельство на строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Рассматривая требования истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П. к администрации Гродековского сельсовета Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области, о признании права на получение социальной выплаты на строительство жилья, возложении обязанности выдать свидетельство на строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – удовлетворить.
Признать право Донцовой Г.Н., Крячек Н.З., Качура А.П., проживавших в утраченном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на предоставление социальной выплаты на строительство жилья как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Возложить обязанность на министерство социальной защиты населения Амурской области выдать Донцовой Галине Николаевне с учетом членов ее семьи: Крячек Н.З., Качура А.П., свидетельство на строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: