Дело № 2-2774\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 15 июля 2016 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
судьи Катаевой Т.В.
с участием прокурора Вижовитовой Е.А.
представителя ответчика ООО «Уралводоканал» Виковшинина А.В.
представителя Управления Роспотрбнадзора по Пермскому краю Джолдошалиева В.Р.
при секретаре Северовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Уралводоканал» о возложении обязанностей,
У с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Уралводоканал»:
возложить обязанность разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин в <адрес>: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
возложить обязанность получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин в <адрес>: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № <адрес>, <адрес>, санитарно-эпидемиологическому законодательству;
возложить обязанность установить в соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин в <адрес>: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № д.Ключи, <адрес>, санитарно-эпидемиологическому законодательству, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ;
возложить обязанность организовать водоснабжение население Добрянского муниципального района в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.
Установить срок исполнения 1 год с даты вступления решения в законную силу.
Требования со ссылкой на нормы ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ГК РФ, СанПиН 2.1.41110-02, мотивированы тем, что ходе проверки соблюдения ООО «Уралводоканал» водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании подземных водных объектов с целью водозабора для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения на территории Добрянского муниципального района, установлено, что в нарушении законодательства ответчик осуществляет водоснабжение населения посредством добычи воды из артезианских скважин, не имеющих зон санитарной охраны; проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения разработаны только для артезианских скважин №4, №9, № 5484, на которые заключение о их соответствии не получено, ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения не установлено; водоснабжение осуществляется без лицензии на право пользования недрами.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Уралводоканал» с иском не согласился, мотивируя тем, что требования истца выполнить не представляется возможным, поскольку санитарные зоны накладываются на жилую застройку; скважина № по <адрес> выведена из эксплуатации; проекты санитарных зон скважины № по <адрес>, № по <адрес>, № <адрес> не согласованы, т.к. не соответствуют санитарным требованиям.
Представитель третьего лица Управления Роспотрбнадзора по <адрес> исковые требования поддержал, пояснив, что при указанных представителем ответчика обстоятельствах, проводятся гидрогеологические изыскания для возможности сохранения, определения санитарных зон, предоставил письменные пояснения по иску.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что ООО «Уралводоканал» является арендатором водозаборных скважин № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № <адрес>, является по отношению к потребителям коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, поставляет населению питьевую воду. Установленные в ходе проверки факты нарушений ответчиком не оспариваются.
В силу ч.1 ст.43.1 ФЗ РФ «ОБ охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области окружающей среды.
В соответствии со ст.11 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.3 ст.18, ч.2 ст.19 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ст.43, ч.3 ст.18 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; границы и режим санитарной зоны устанавливаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02. "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
В соответствии с п. п. 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организация ЗСО должна предшествовать разработка его проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13. Правил).
Отсутствие утвержденного заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций при использовании ЗСО источников водоснабжения является ограничением для использования ЗСО.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных (1.14.Правил).
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п.1.17.Правил).
В соответствии с п.14, п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Судом установлено, что ответчиком в нарушение вышеуказанных норм и правил проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения арендованных им артезианских скважин не разработаны, санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин не получено, ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин не установлены, однако ответчик использует эти источники водоснабжения.
Доводы ответчика о том, что установление охранных зон невозможно, поскольку они налагаются на зоны жилой застройки, судом не принимаются. Как следует из п.2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, при условии гидрогеологического обоснования, возможно сокращение размера зоны санитарной охраны.
Вместе с тем, принимая во внимание, что ответчиком предоставлены доказательства прекращения эксплуатации скважины № по <адрес>, суд считает возможным не налагать на ответчика заявленные в иске обязательства относительной данной скважины.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Уралводоканал»:
- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин в <адрес>: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>;
- получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин в <адрес>: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № <адрес>, <адрес>, санитарно-эпидемиологическому законодательству;
- установить в соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин в <адрес>: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № д.<адрес>, <адрес>, санитарно-эпидемиологическому законодательству, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ;
- организовать водоснабжение население Добрянского муниципального района в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.
Установить срок исполнения 1 (один) год с даты вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Катаева
Решение не вступило в законную силу