Решение по делу № 2-1049/2013 ~ М-943/2013 от 27.09.2013

Дело №2-1049-2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2013 года город Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе Судьи Синельниковой И.А.

С участием представителя заявителя ФИО3 по доверенности Судебного пристава-исполнителя ФИО4 При секретаре Кулановой OA.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора,

Установил:

Администрация Чернушинского муниципального района обратилась в суд с заявлением об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (ОСП по Чернушинскому району УФССП по Пермскому краю) от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и отменить, освободить администрацию Чернушинского муниципального района от взыскания исполнительского сбора.

Заявление обоснованно тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации Чернушинского муниципального района в размере *** рублей, которое является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленного ФИО2 к исполнению судебному приставу-исполнителю, возбуждено исполнительное производство во исполнение решения Чернушинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на администрацию Чернушинского муниципального района по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящегося в черте Чернушинского муниципального района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.метров за счет средств выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели в отношении заявителя с пятидневным сроком добровольного исполнения требований. На указанное постановление судебному приставу было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о том, что администрация Чернушинского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки ввиду отсутствия жилого фонда в Чернушинском муниципальном районе. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Чернушинский районный суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Судебное заседание было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя удовлетворены. Таким образом, исполнительный документ должником админи

страцией Чернушинского муниципального района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен по уважительным причинам.

Представитель заявителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала требования и доводы, изложенные в заявлении.

Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Чернушинскому району УФССП по Пермскому краю ФИО4 в судебном заседании пояснила, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно, поскольку решение суда не исполнено в пятидневный срок. Информационное письмо администрации Чернушинского муниципального района не является уважительной причиной. Администрация Чернушинского муниципального района с заявлением об отсрочке исполнения, об освобождении от уплаты исполнительского сбора не обращалась. В заявлении не указано какие нормы закона нарушены судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора. Исполнительский сбор является штрафной санкцией за неисполнение решения суда в срок. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Суд, заслушав представителя заявителя, судебного пристава-исполнителя, проверив доводы, изложенные в заявлении, представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения заявления, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

В соответствии со ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств из материалов дела следует, что решением Чернушинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Чернушинского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО2 внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустроенности на территории Чернушинского

муниципального района по договору социального найма в черте Чернушинского муниципального района общей площадью не менее 33 кв.метров за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на эти цели.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника -администрации Чернушинского муниципального района с установлением должнику пятидневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления. ДД.ММ.ГГГГ исх.должнику направлено постановление о возбуждении исполнительного производства с установлением пятидневного срока для добровольного исполнения с момента получения должником копии постановления. В материалах дела отсутствуют данные о дате получения должником указанного постановления, но поскольку ДД.ММ.ГГГГ дан ответ судебному приставу-исполнителю, можно считать что постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ должником в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация об отсутствии возможности исполнить решение суда в установленные сроки, мотивированное тем, что администрация муниципального района жилыми помещениями не располагает. Обеспечение жильем детей-сирот является государственными полномочиями, выполнение которых осуществляется исключительно за счет средств бюджета <адрес>. В бюджет муниципального района ДД.ММ.ГГГГ поступили денежные средства в сумме *** руб. Аукционы в ДД.ММ.ГГГГ не объявлялись.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации Чернушинского муниципального района в сумме 5 000 рублей в связи с неисполнением решения суда в установленный срок без уважительных причин.

Согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 13-П исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Тем самым, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Как следует из материалов дела, решением суда, на основании которого выдан исполнительный лист, исполнение которого производится судебным приставом-исполнителем, на ответчика возложена обязанность по предоставлению взыскателю жилого помещения, как сироте, не имеющего жилья. При этом обязанность должника, вытекающая из положений ст.57 Жилищного кодекса РФ, предполагает внеочередное предоставление жилого помещения, что подразумевает незамедлительное обеспечение лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, жилым помещением при возникновении обстоятельств, с которыми законодатель связывает реализацию лицом права на жилое помещение вне очереди.

Решением суда было установлено, что ФИО5 относится к детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете на

получение во внеочередном порядке, в соответствии со ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.57 ЖК РФ, жилого помещения в администрации Чернушинского муниципального района. Тем самым суд, возлагая на администрацию Чернушинского муниципального района обязанность предоставить взыскателю жилое помещение по договору социального найма, констатировал неисполнение органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной жилищным законодательством.

При этом судом установлено, что на требование судебного пристава-исполнителя исполнить решение суда в пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства, должник судебному приставу-исполнителю направил лишь письмо содержащее, по мнению должника, ссылку на обстоятельства, не позволяющие в установленный срок выполнить предъявленное требование. Между тем, какие-либо доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые должник ссылался в обоснование своих возражений, ни судебному приставу-исполнителю, ни в суд представлены не были, тогда как обязанность доказать невозможность исполнения исполнительного документа по обстоятельствам не зависящим от должника и носящим объективный характер препятствий к совершению должником возложенных на него вступившим в законную силу решением суда, лежит на заявителе.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права" при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу приведенной выше статьи Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства и предполагает соблюдение требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исходя из приведенной правовой позиции невозможность исполнения решения суда, вступившего в законную силу, может быть обусловлена лишь объективными обстоятельствами, преодоление которых лицами, на которых решением суда наложены обязанности, невозможно.

В заявлении об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должник - администрация Чернушинского муниципального района приводит доводы, что администрация Чернушинского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки ввиду отсутствия жилого фонда в Чернушинском муниципальном районе и то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда и возложении обязанности на администрацию Чернушинского района выплатить денежную компенсацию. Судебное заседание назначено на ДД.ММ.ГГГГ и заявление удовлетворено.

Указанные обстоятельства не могут быть отнесены к чрезвычайным, объективно исключающим невозможность исполнения решения суда в установленный срок.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ поступили деньги в бюджет муниципального района на цели приобретения жилья для детей-сирот. В суд не представлено никаких доказательств о принятии мер по целевому использованию поступивших денежных средств, принятии мер по проведению аукциона, выплате денежных средств взыскателям.

ФИО2 обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда уже после истечения установленного срока для добровольного исполнения решения суда.

Администрация Чернушинского муниципального района располагала денежной суммой для исполнения решений суда по предоставлению жилого помещения детям-сиротам. В судебном заседании представитель должника пояснила, что определения суда о взыскании денежных сумм исполняются сразу же по вступлении в законную силу. То есть, у должника была возможность обратиться с заявлением о продлении срока для добровольного исполнения в связи с имеющимся правом взыскателя обратиться в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда.

Правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность постановления о взыскании исполнительского сбора, суд не находит.

Решение не было исполнено в установленный срок для добровольного исполнения, ФИО2 обратился в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения после истечения срока на добровольное исполнение.

То обстоятельство, что постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено после обращения в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда, не является правовым основанием признания постановления незаконным. Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не определены сроки вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В судебном заседании установлено, что исполнительный документ в установленный срок не был исполнен добровольно, что и является правовым основанием для взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, приведенных норм законодательства, заявление администрации Чернушинского муниципального района не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Чернушинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                     И.А. Синельникова

2-1049/2013 ~ М-943/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация чернушинского муниципального района
Другие
ОСП
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Синельникова Ирина Александровна
Дело на странице суда
chernush--perm.sudrf.ru
27.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2013Передача материалов судье
30.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2013Предварительное судебное заседание
01.10.2013Судебное заседание
05.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее