Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1102/2020 от 24.04.2020

Судья Тульская С.Г. Дело № 33-1102/2020

№ 2-1-925/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2020 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Шамарине А.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голятина В.С. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе Голятина В.С. на решение Мценского районного суда Орловской области от 10 декабря 2019 г., которым, с учетом определения Мценского районного суда Орловской области от 25 февраля 2020 г. об исправлении описки, в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

        Голятин В.С. обратился в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

        В обоснование указал, что его семья является многодетной. По этому основанию имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки».

        08 июля 2019 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В его удовлетворении отказано.

        Полагая отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, просил суд признать незаконным решение Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области от <дата> обязать ответчика назначить со дня обращения ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением расходов по оплате взносов на капитальный ремонт; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

        Определением суда от 07 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Голятин В.С. просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым иск удовлетворить.

Указывает, что уважительной причиной возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является наличие в составе семьи несовершеннолетних детей. В связи с этим, в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Приводит довод о том, что право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг связано с наличием статуса многодетной семьи, поэтому он имеет право на компенсацию фактически понесенных расходов.

Ссылается на то, что в заявлении о назначении ежемесячной выплаты он просил компенсировать расходы по тем жилищно-коммунальным услугам, по которым производил оплату, то есть за исключением взносов на капитальный ремонт.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Голятин В.С. является отцом троих детей – <...> Имеет право на льготы в соответствии с Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», что подтверждается удостоверением от 08 <дата>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> Голятину В.С. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>

В данном жилом помещении истец зарегистрирован с <дата> по настоящее время.

    08 июля 2019 г. Голятин В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

        Решением Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области от <дата> в назначении ежемесячной денежной компенсации истцу было отказано. Свое решение ответчик мотивировал наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.

        Согласно справке абонентского отдела некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» от <дата> г. по адресу: <адрес>, за период с мая 2017 г. по октябрь 2019 г. числится задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт в сумме <...>

    Разрешив спор, суд отказал в удовлетворении иска. При этом исходил из наличия оснований для отказа Голятину B.C. в предоставлении ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку у него имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт.

Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлена мера социальной поддержки в виде скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

        В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» многодетным семьям предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере: а) 30% платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; б) 30% платы за холодную воду, горячую воду, тепловую энергию, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, бытовой газ в баллонах, - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области; в) 50% платы за газ - для многодетных семей, имеющих троих и четверых детей; 70% платы за газ - для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах нормативов потребления газа, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области; г) 30% платы за электрическую энергию - для многодетных семей, имеющих троих и четверых детей; 70% платы за электрическую энергию - для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах нормативов потребления электрической энергии, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области; д) 30% платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; е) 30% взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Орловской области; ж)     30% оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области утвержден Постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года №43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.11 Порядка к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с законом Орловской области от 02 октября 2003 года №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», должны быть приложены, в том числе, документы об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.

Пунктом 3.3 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации выносится учреждением социальной защиты населения не позднее чем через десять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Гражданину отказывается в назначении ежемесячной денежной компенсации, в том числе при наличии у заявителя задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и отсутствия либо не выполнения соглашения по ее погашению.

Гражданам, указанным в пунктах 1.3.2 - 1.3.13 настоящего Порядка, не являющимся получателями ежемесячной денежной компенсации (за исключением лиц, которым выплата ежемесячной денежной компенсации была прекращена в связи с прекращением регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Орловской области), ежемесячная денежная компенсация назначается со дня приема заявления с приложением документов, перечисленных в пунктах 2.4, 2.6 - 2.12.1 настоящего Порядка, но не ранее возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.2 Порядка).

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

    Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ) (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22).

    Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Так, согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Исходя из части 4 этой же статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как указывалось выше, размер компенсации Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» установлен в процентном соотношении от платы отдельно по каждому виду коммунальных платежей.

По смыслу приведенных норм, подлежащие уплате собственником платежи за жилое помещение и капитальный ремонт, представляют собой самостоятельные обязательства, объем которых зависит от количества потребляемых ресурсов и услуг либо устанавливается нормативно-правовым актом. Самостоятельный характер таких платежей подтверждает и то, что уплата одного из них не освобождает собственника от оплаты остальных.

Согласно действующему законодательству, основанием для получения Голятиным В.С. компенсации является наличие статуса многодетной семьи, условием – отсутствие задолженности по вышеуказанным платежам.

        Обращаясь в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, истец просил назначить ежемесячную денежную компенсацию тех расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые фактически им понесены и задолженности по которым не имеется.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком, у Голятина В.С. действительно имеется задолженность по взносам на капитальный ремонт. Остальные платежи и коммунальные услуги оплачиваются им своевременно.

Исходя из природы ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, раскрытой в вышеуказанном пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, соответствующее лицо вправе претендовать лишь на возмещение понесенных им расходов.

Таким образом, оплата конкретной коммунальной услуги либо взноса на капитальный ремонт, предоставляет гражданину право на получение компенсации в соответствующей части.

Частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа в предоставлении гражданину компенсации за оплачиваемые услуги при наличии задолженности по остальной части услуг.

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 также разъяснено, что при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Исходя из данных разъяснений, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по делу, являются причины возникновения задолженности по оплате коммунальных платежей и взносов на капитальный ремонт, их уважительность.

В суде первой инстанции Голятин В.С. пояснял, что не оплачивал капитальный ремонт, поскольку сроки ремонта многоквартирного дома, в котором он проживает, неоднократно переносились.

В то же время, районный суд не выяснил, не было ли это обусловлено затруднительным материальным положением либо иными уважительными причинами.

В апелляционной жалобе Голятин В.С. указал, что причиной образования задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт является наличие в составе семьи троих несовершеннолетних детей, на содержание которых в первую очередь тратятся денежные средства.

Согласно справке ООО «<...> от <дата> г. супруга истца - ФИО. с <дата>. по <дата>. находилась в отпуске по уходу за ребенком <...>; с <дата> по <дата> находилась в отпуске по беременности и родам. С <дата> по настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За 2019 год дохода в ООО «<...> не имеет.

Из справки о доходах и суммах налога физического лица от <дата>. следует, что за 2019 г. общая сумма дохода Голятина В.С. в <...> составила <...> Стандартный размер заработной платы Голятина В.С. в данном учреждении составлял <...> в месяц.

Очевидно, что на каждого члена семьи Голятина В.С., исходя из размера его дохода, приходится сумма <...>, что значительно меньше прожиточного минимума в Российской Федерации в 2019 году (Приказ Минтруда России от 20 февраля 2020 г. №72н, Приказ Минтруда России от 25 ноября 2019 г. № 738н, Приказ Минтруда России от 09 августа 2019 г. № 561н, Приказ Минтруда России от 02 июля 2019 г. № 461н).

От выяснения и оценки приведенных обстоятельств зависело правильное разрешение спора.

Учитывая изложенное, у ответчика оснований для отказа в предоставлении Голятину В.С. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, кроме расходов на капитальный ремонт, не имелось.

В связи с этим, а также учитывая требования статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии решения по заявленным истцом требованиям, решение районного суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении иска Голятина В.С. о признании незаконным решения ответчика и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.

Поскольку Голятин В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации 08 июля 2019 г., право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», у него возникло с 01 мая 2019 г., ежемесячная денежная компенсация истцу должна быть назначена со дня приема заявления учреждением социальной защиты населения.

Относительно требований Голятина В.С., предъявленных к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

По смыслу положений статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В пункте 3 этой же статьи указано, что филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, поскольку филиал казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по городу Мценску юридическим лицом не является, он в силу приведенных положений гражданского и гражданско-процессуального права надлежащим ответчиком по данному делу быть не может, в связи с чем заявленные к нему требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционную жалобу Голятина В.С. удовлетворить.

Решение Мценского районного суда Орловской области от 10 декабря 2019 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Голятина В.С. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» от <дата> г.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» назначить Голятину В.С. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 08 июля 2019 года, за исключением компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.

Взыскать с Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в пользу Голятина В.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иск Голятина В.С. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Тульская С.Г. Дело № 33-1102/2020

№ 2-1-925/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2020 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Шамарине А.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голятина В.С. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе Голятина В.С. на решение Мценского районного суда Орловской области от 10 декабря 2019 г., которым, с учетом определения Мценского районного суда Орловской области от 25 февраля 2020 г. об исправлении описки, в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

        Голятин В.С. обратился в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

        В обоснование указал, что его семья является многодетной. По этому основанию имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки».

        08 июля 2019 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В его удовлетворении отказано.

        Полагая отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, просил суд признать незаконным решение Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области от <дата> обязать ответчика назначить со дня обращения ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением расходов по оплате взносов на капитальный ремонт; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

        Определением суда от 07 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Голятин В.С. просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым иск удовлетворить.

Указывает, что уважительной причиной возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является наличие в составе семьи несовершеннолетних детей. В связи с этим, в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Приводит довод о том, что право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг связано с наличием статуса многодетной семьи, поэтому он имеет право на компенсацию фактически понесенных расходов.

Ссылается на то, что в заявлении о назначении ежемесячной выплаты он просил компенсировать расходы по тем жилищно-коммунальным услугам, по которым производил оплату, то есть за исключением взносов на капитальный ремонт.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Голятин В.С. является отцом троих детей – <...> Имеет право на льготы в соответствии с Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», что подтверждается удостоверением от 08 <дата>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> Голятину В.С. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>

В данном жилом помещении истец зарегистрирован с <дата> по настоящее время.

    08 июля 2019 г. Голятин В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

        Решением Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области от <дата> в назначении ежемесячной денежной компенсации истцу было отказано. Свое решение ответчик мотивировал наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт.

        Согласно справке абонентского отдела некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» от <дата> г. по адресу: <адрес>, за период с мая 2017 г. по октябрь 2019 г. числится задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт в сумме <...>

    Разрешив спор, суд отказал в удовлетворении иска. При этом исходил из наличия оснований для отказа Голятину B.C. в предоставлении ежемесячной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку у него имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт.

Судебная коллегия полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан является предоставление отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлена мера социальной поддержки в виде скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

        В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» многодетным семьям предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере: а) 30% платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; б) 30% платы за холодную воду, горячую воду, тепловую энергию, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, бытовой газ в баллонах, - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области; в) 50% платы за газ - для многодетных семей, имеющих троих и четверых детей; 70% платы за газ - для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах нормативов потребления газа, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области; г) 30% платы за электрическую энергию - для многодетных семей, имеющих троих и четверых детей; 70% платы за электрическую энергию - для многодетных семей, имеющих пятерых и более детей. Указанная мера социальной поддержки предоставляется в пределах нормативов потребления электрической энергии, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области; д) 30% платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; е) 30% взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Орловской области; ж)     30% оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Орловской области утвержден Постановлением Правительства Орловской области от 29 мая 2009 года №43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.11 Порядка к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ежемесячной денежной компенсации в соответствии с законом Орловской области от 02 октября 2003 года №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», должны быть приложены, в том числе, документы об отсутствии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или о заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению.

Пунктом 3.3 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации выносится учреждением социальной защиты населения не позднее чем через десять рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Гражданину отказывается в назначении ежемесячной денежной компенсации, в том числе при наличии у заявителя задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и отсутствия либо не выполнения соглашения по ее погашению.

Гражданам, указанным в пунктах 1.3.2 - 1.3.13 настоящего Порядка, не являющимся получателями ежемесячной денежной компенсации (за исключением лиц, которым выплата ежемесячной денежной компенсации была прекращена в связи с прекращением регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Орловской области), ежемесячная денежная компенсация назначается со дня приема заявления с приложением документов, перечисленных в пунктах 2.4, 2.6 - 2.12.1 настоящего Порядка, но не ранее возникновения права на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.2 Порядка).

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

    Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ) (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22).

    Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Так, согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Исходя из части 4 этой же статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как указывалось выше, размер компенсации Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки» установлен в процентном соотношении от платы отдельно по каждому виду коммунальных платежей.

По смыслу приведенных норм, подлежащие уплате собственником платежи за жилое помещение и капитальный ремонт, представляют собой самостоятельные обязательства, объем которых зависит от количества потребляемых ресурсов и услуг либо устанавливается нормативно-правовым актом. Самостоятельный характер таких платежей подтверждает и то, что уплата одного из них не освобождает собственника от оплаты остальных.

Согласно действующему законодательству, основанием для получения Голятиным В.С. компенсации является наличие статуса многодетной семьи, условием – отсутствие задолженности по вышеуказанным платежам.

        Обращаясь в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, истец просил назначить ежемесячную денежную компенсацию тех расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые фактически им понесены и задолженности по которым не имеется.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком, у Голятина В.С. действительно имеется задолженность по взносам на капитальный ремонт. Остальные платежи и коммунальные услуги оплачиваются им своевременно.

Исходя из природы ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, раскрытой в вышеуказанном пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, соответствующее лицо вправе претендовать лишь на возмещение понесенных им расходов.

Таким образом, оплата конкретной коммунальной услуги либо взноса на капитальный ремонт, предоставляет гражданину право на получение компенсации в соответствующей части.

Частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа в предоставлении гражданину компенсации за оплачиваемые услуги при наличии задолженности по остальной части услуг.

В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 также разъяснено, что при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Исходя из данных разъяснений, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по делу, являются причины возникновения задолженности по оплате коммунальных платежей и взносов на капитальный ремонт, их уважительность.

В суде первой инстанции Голятин В.С. пояснял, что не оплачивал капитальный ремонт, поскольку сроки ремонта многоквартирного дома, в котором он проживает, неоднократно переносились.

В то же время, районный суд не выяснил, не было ли это обусловлено затруднительным материальным положением либо иными уважительными причинами.

В апелляционной жалобе Голятин В.С. указал, что причиной образования задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт является наличие в составе семьи троих несовершеннолетних детей, на содержание которых в первую очередь тратятся денежные средства.

Согласно справке ООО «<...> от <дата> г. супруга истца - ФИО. с <дата>. по <дата>. находилась в отпуске по уходу за ребенком <...>; с <дата> по <дата> находилась в отпуске по беременности и родам. С <дата> по настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За 2019 год дохода в ООО «<...> не имеет.

Из справки о доходах и суммах налога физического лица от <дата>. следует, что за 2019 г. общая сумма дохода Голятина В.С. в <...> составила <...> Стандартный размер заработной платы Голятина В.С. в данном учреждении составлял <...> в месяц.

Очевидно, что на каждого члена семьи Голятина В.С., исходя из размера его дохода, приходится сумма <...>, что значительно меньше прожиточного минимума в Российской Федерации в 2019 году (Приказ Минтруда России от 20 февраля 2020 г. №72н, Приказ Минтруда России от 25 ноября 2019 г. № 738н, Приказ Минтруда России от 09 августа 2019 г. № 561н, Приказ Минтруда России от 02 июля 2019 г. № 461н).

От выяснения и оценки приведенных обстоятельств зависело правильное разрешение спора.

Учитывая изложенное, у ответчика оснований для отказа в предоставлении Голятину В.С. ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, кроме расходов на капитальный ремонт, не имелось.

В связи с этим, а также учитывая требования статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии решения по заявленным истцом требованиям, решение районного суда подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении иска Голятина В.С. о признании незаконным решения ответчика и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.

Поскольку Голятин В.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации 08 июля 2019 г., право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Орловской области от 02 октября 2003 г. №350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки», у него возникло с 01 мая 2019 г., ежемесячная денежная компенсация истцу должна быть назначена со дня приема заявления учреждением социальной защиты населения.

Относительно требований Голятина В.С., предъявленных к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 36 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

По смыслу положений статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В пункте 3 этой же статьи указано, что филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, поскольку филиал казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» по городу Мценску юридическим лицом не является, он в силу приведенных положений гражданского и гражданско-процессуального права надлежащим ответчиком по данному делу быть не может, в связи с чем заявленные к нему требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционную жалобу Голятина В.С. удовлетворить.

Решение Мценского районного суда Орловской области от 10 декабря 2019 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Голятина В.С. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по городу Мценску Орловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» от <дата> г.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» назначить Голятину В.С. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 08 июля 2019 года, за исключением компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.

Взыскать с Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в пользу Голятина В.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иск Голятина В.С. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1102/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Голятин Василий Сергеевич
Ответчики
КУ ОО "Областной центр социальной защиты населения"
Суд
Орловский областной суд
Судья
Должиков Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
24.04.2020Передача дела судье
13.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее