Решение по делу № 2-228/2012 ~ М-160/2012 от 16.02.2012

       К делу № 2-228/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 апреля 2012 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Волковой Н.В.

при секретаре: Бесценной Т.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Петрухиной Татьяны Геннадьевны к Администрации МО «Победенское сельское поселение» о восстановлении срока для постановки на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенка, оставшегося без попечения родителей и возложении обязанности поставить на учет в список граждан на льготную очередь на получение жилой площади,

УСТАНОВИЛ:

Петрухина Татьяна Геннадьевна обратилась в суд с иском к Администрации МО «Победенское сельское поселение» о восстановлении срока для постановки ее на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенка, оставшегося без попечения родителей и возложении обязанности поставить на учет в список граждан на льготную очередь на получение жилой площади.

Указала, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (Казахская ССР). Ее родителями являются Петрухина Валентина Николаевна и Петрухин Геннадий Александрович. ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями был расторгнут в <адрес>. Постановлением Главы самоуправления Побединского сельского округа (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ « Об учреждении опеки над несовершеннолетними детьми» на основании заявления бабушки - Петрухиной Е.К. последняя была назначена опекуном над ней, ее братом с сестрой. Таким образом, она стала ребенком, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ ее отец умер. В соответствии с ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.49,52 ЖК РФ, Указом Президента РА от ДД.ММ.ГГГГ она имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В январе 2012 года она обратилась в администрацию МО «Победенское сельское поселение» с заявлением о постановке ее на льготную очередь на получение жилой площади, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Однако в постановке на учет ей было отказано на основании того, что на момент подачи заявления ее возраст превышал 23 года. Причиной несвоевременного обращения явилось то, что ни она сама, ни ее опекун- бабушка не знали о праве на предоставление ей жилья. Полагала, что имеет право на восстановление срока на постановку на учет, ссылаясь на сроки исковой давности.

В судебном заседании истица полностью поддержала свои требования и пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ССР. Ее родителями являются Петрухина Валентина Николаевна и Петрухин Геннадий Александрович. В 1994 году родители брак расторгли и решением народного суда <адрес> было прекращено удержание алиментов с отца в пользу матери в связи с тем, что все трое детей жили с отцом. В 1997 году отец с бабушкой (мать отца) вместе с детьми перехали из Казахстана в РФ в <адрес> х.Грозный, где она с бабушкой и проживает по настоящее время. На основании заявления бабушки Постановлением главы самоуправления Побединского сельского округа <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ бабушка была назначена опекуном над ней, ее братом 1980 года рождения и сестрой 1981 года рождения. В настоящее время брат живет в <адрес>, а сестра - в <адрес>. В 1998 году отец уме<адрес> ли о смерти отца матери, она не знает. С матерью с момента приезда в Россию не виделась, и не пыталась узнать о ней. К матери никто с иском о лишении родительских прав, о взыскании алиментов и другими исками не обращался. Бабушка до смерти отца была назначена опекуном в связи с тем, что отец в 1997 году уже был серьезно болен. В январе 2012 года она впервые узнала о существовании закона, по которому имеет право на субсидию на жилье, и впервые в 2012 году обратилась в МО «Победенское сельское поселение» с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лица, оставшегося без попечения родителей. В заявлении указала адрес бабушки х. Грозный <адрес>, но на самом деле с весны 2011 года проживает отдельно от бабушки, снимая дом по <адрес> в х.<адрес>. Учится заочно на 6 курсе Московской открытой социальной академии в <адрес>, нигде не работает, проживает на пенсию по инвалидности, являясь инвали<адрес> группы. Проживает отдельно от бабушки, поскольку хочет быть самостоятельной и в связи с ссорой с братом, который проживает в <адрес>, но часто приезжает к бабушке. В феврале 2012 года из МО «Победенское сельское поселение» получила уведомление об отказе в постановке на учет в связи с тем, что ею пропущен срок постановки на льготную очередь в связи с достижением 23 лет. Просит суд восстановить ей срок для постановки на учет, признать нуждающейся в предоставлении жилой площади и обязать ответчика поставить ее на учет в список граждан на льготную очередь, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Представитель МО «Победенское сельское поселение» по доверенности Тугушева В.А. пояснила, что в январе 2012 года Петрухина Т.Г. впервые обратилась с заявлением о постановке ее на учет на льготную очередь, но ей было отказано в связи с пропуском срока постановки на льготную очередь, поскольку Петрухиной Т.Г. на момент обращения уже исполнилось 25 лет, а по закону она имеет право обращаться с таким заявлением до достижения ею 23 лет. Считает отказ в постановке на учет законным, а решение суда по иску Петрухиной Т.Г. просила вынести в соответствии с действующим законодательством. Представила список лиц, состоящих на учете в МО «Победенское сельское поселение» на льготной очереди на получение жилья категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В списке Петрухина Т.Г. не значится.

Представитель Управления образования Администрации МО «<адрес>» Лебедева Т.Г. полагала иск Петрухиной Т.Г. обоснованным. Пояснила, что на основании заявления бабушки истицы-Петрухиной Е.К. постановлением главы самоуправления Побединского сельского округа <адрес> Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ Петрухина Е.К. была назначена опекуном над несовершеннолетними детьми: Петрухиной Т.Г. 1987 года рождения, Петрухиным Д.Г.1980 года рождения и Петрухиной Е.Г.,1981 года рождения. Основания для вынесения такого Постановления бывают разные, в данном случае в постановлении указано, что опекунство назначено на основании заявления Петрухиной Е.К. Последняя не получала никакие социальные льготы, как опекун на детей, поскольку Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшим на момент оформления опекунства, были предусмотрены следующие правила. Ст.2 Положения было предусмотрено «назначение и выплата денежных средств производится на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), родители которых не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи: с лишением их родительских прав или отобранием детей без лишения родительских прав; с признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными и объявлении их умершими; с длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей; с отбыванием наказания в местах заключения и нахождением под стражей в период следствия; с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, не установлением сведений об их местонахождении.

В данном случае выплата не полагалась, т.к. мать детей не была лишена родительских прав и не подпадала ни под один из перечисленных пунктов ст.2 Положения. В последующем действовал другой нормативный акт, но и на основании него выплаты опекуну на истицу также не предусматривались. Истица и ее опекун никогда не обращались в Управление образования <адрес> за постановкой на учет на получения жилья, как на ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо за помощью в этом. В подтверждение сказанному представила суду списки граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждающие, что Петрухина Т.Г. никогда не стояла в списках и не состоит в настоящее время по <адрес> на получение жилья на льготных условиях. Полагала, что требования Петрухиной Т.Г. подлежат удовлетворению, поскольку истица только в 2012 году узнала о своих правах.

Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея ФИО11пояснила, что органы опеки и попечительства должным образом не определили статус подопечных Петрухиной Е.К. для того, чтобы они могли пользоваться льготами и гарантиями, предоставляемыми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не возражала против удовлетворения иска.

Выслушав мнение истицы, представителей ответчика и третьих лиц, свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о необоснованности требований истицы по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица Петрухина Татьяна Геннадьевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ССР. Ее родители: отец Петрухин Геннадий Александрович и мать Петрухина Валентина Николаевна. Свидетельство о рождении имеется.

Постановлением главы самоуправления Побединского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ Петрухиной Екатерине Корнеевне разрешено оформить опекунство над несовершеннолетними детьми: Петрухиной Татьяной Геннадьевной,1987 года рождения, Петрухиной Е.Г., 1981 года рождения и Петрухиным Д.Г.,1980 года рождения. Из Постановления следует, что основанием разрешения оформить опекунство послужило заявление Петрухиной Е.К. (бабушки детей) с просьбой о назначении ее опекуном над названными несовершеннолетними детьми.

Судом обозревались оригинал Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и оригинал заявления Петрухиной Е.К. В заявлении Петрухиной Е.К. содержится лишь просьба о назначении ее опекуном, в нем не указана причина просьбы, к заявлению не приложены документы, подтверждающие необходимость в назначении опекуна несовершеннолетним детям и отсутствии родительского попечения.

В материалах учетного дела на Петрухину Т.Г. имеются копии свидетельств о рождении детей, характеристика на Петрухину Е.К., медицинское заключение о состоянии ее здоровья, справка о месте ее жительства и доходах, акт обследования жилищно -бытовых условий, из которого следует, что воспитанием детей занимается отец-Петрухин Г. и бабушка Петрухина Е.К. Из текста акта следует, что он составлялся для дачи заключения о возможности Петрухиной Т.Г. летом посещать школьную оздоровительную площадку. В деле имеется копия решения народного суда <адрес> о прекращении удержания алиментов с Петрухина Г.А. в пользу Петрухиной В.Н. на содержание трех несовершеннолетних детей, в том числе Петрухину Т.Г.и справка СОШ ,из которой следует, что девочка (Петрухина Т.Г.) является ученицей 5-в класса названной школы. Никаких документов, касающихся родителей Петрухиной Т.Г.и отсутствия у детей родительского попечения в учетном деле нет.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, бывший глава местного самоуправления, подписавший Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении Петрухиной Е.К. быть опекуном, ФИО12 пояснил, что он выносил такое Постановление на основании заявления бабушки несовершеннолетних детей. Помнит, что отец детей был в то время болен, о матери детей он ничего не знал.

Согласно копии свидетельства о смерти Петрухина Геннадия Александровича, он умер в х.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о матери истица не представила.

Таким образом, истица не представила достоверных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что в несовершеннолетнем возрасте она стала сиротой или осталась без попечения матери. Не представлено документального подтверждения смерти матери. Со слов истицы и ее бабушки, допрошенной в судебном заседании - Петрухиной Е.К. в установленном порядке вопрос о лишении матери родительских прав или ограничении в родительских правах, признании безвестно отсутствующей или умершей и т.п. не решался. Петрухина Е.К. пояснила, что мать детей никакой помощи на содержание их не оказывала, но и о взыскании алиментов с нее на содержание детей они вопроса не ставили.

Свидетель ФИО13 в суде подтвердила факт проживания истицы с 2011 года в х.Грозном по <адрес> отдельно от бабушки. Пояснила, что о матери истицы она ничего не знает.

В судебном заседании было также установлено, что опекун истицы никогда не получала денежных средств на содержание детей, так как не попадала под категорию тех, кому назначаются и выплачиваются средства на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой ни в соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п.2), ни в соответствии с Законом РА от ДД.ММ.ГГГГ « О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью».

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судом установлено, что истица впервые обратилась в МО «Побединское сельское поселение» с заявлением о постановке ее на учет на льготную очередь для получения жилья, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в январе 2012 года, когда ей исполнилось 25 лет. Ей было отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что ею пропущен срок постановки на льготную очередь в связи с достижением 23 лет.

В соответствии со ст. 1 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ ( с изменениями и дополнениями) № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию по месту жительства с заявлением о постановке учет для предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Если даже считать, что истица относится к категории лиц, на которую распространяется ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, то из материалов дела следует, что она до достижения ею возраста 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении к ответчику не обращалась.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим ( не поставленным) на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Жилищным законодательством и ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено восстановление срока на постановку на учет граждан, как нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Оснований для восстановления срока, необходимого для постановки на льготный жилищный учет, как о том просит истица, нет.

Доводы истицы о том, что она имеет право на восстановление срока обращения за постановкой на льготный жилищный учет, поскольку ею не пропущен срок исковой давности, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального закона, регулирующего вопросы исковой давности.

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности суд отказывает истице в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Петрухиной Татьяны Геннадьевны к Администрации МО «Побединское сельское поселение» о восстановлении срока для постановки на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как ребенка, оставшегося без попечения родителей и возложении на Администрацию МО «Побединское сельское поселение» обязанности по постановке ее на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади отказать.

Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца.

Судья- подпись

Копия верна: Судья-                                                   Н.В.Волкова

2-228/2012 ~ М-160/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петрухина Татьяна Геннадьевна
Ответчики
Администрация МО "Майкопский район"
Другие
Управление образования Администрации МО "Майкопский район"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Волкова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
16.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2012Передача материалов судье
20.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2012Подготовка дела (собеседование)
27.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2012Судебное заседание
26.03.2012Судебное заседание
05.04.2012Судебное заседание
12.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее