17 июня 2016 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по делу №2-1402/2016)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Сайко Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца – ФИО.
гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в суд с иском к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок №, находящийся по адресу: <адрес>», в порядке приватизации.
В обосновании заявленных требований истец указал, что с 1981 года является членом СНТ «Светоч», где ему предоставлен земельный участок № площадью 609 кв.м. В целях оформления прав на спорный земельный участок истец обратился в адрес администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, получив отказ, был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец – ФИО., уведомленная надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца – ФИО действующий на основании доверенности от 22 августа 2015 года, со сроком полномочий три года (л.д.05, оборот), в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, уведомленная надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила.
Третье лицо - СНТ «Светоч», надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В отзыве на заявленные требования председатель правления СНТ «Светоч» Васильева О.К., указала, что с исковыми требованиями согласна и просит их удовлетворить. ФИО. с 1981 года является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Светоч». В садоводстве ФИО был выделен земельный участок №, ранее никому не предоставленный, расположенный по адресу: <адрес> площадью 609 кв.м., кадастровый №. Право собственности на земельный участок № не оформлялось (л.д.14).
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения правоотношений, граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства и животноводства - все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
В силу положений ст.8 ЗК РСФСР 1991 года, земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
При этом, в коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
Земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно-долевую собственность граждан могли передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе сельскохозяйственных предприятий (ст.9 ЗК РСФСР 1991 года).
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись на основании ст.66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по предоставлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
Порядок пользования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определялся их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могли предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Постановлением главы администрации Лужского района Ленинградской области №308/5 от 08.07.1993 г. «О перерегистрации права на землепользование садоводческого товарищества «Светоч» под садоводство членам садоводческого товарищества представлено 50,05 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность-30,0 га, в коллективно-совместную собственность -20,05 га (л.д.07).
Постановлением Главы администрации Лужского района Ленинградской области 308/5 от 08.07.1993 года на момент его принятия не соответствовало требованиям Земельного кодекса РСФСР 1991 года в части передачи в коллективно-долевую собственность земель занятых участками садоводов, поскольку ст.66 ЗК РСФСР предусматривала возможность предоставления данных участков садоводам лишь в собственность или пожизненно-наследуемое владение, в подтверждение прав на землю каждому садоводу должен был выдаваться соответствующий документ. Садоводству предусматривалась выдача документа только на земли общего пользования.
В силу ст.120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Пленум Верховного Суда РФ в части 2 пункта 7 постановления от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил судам, что оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерства и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д).
С учетом требований перечисленных норм можно сделать вывод, что постановление главы администрации Лужского района, в части передачи в коллективно- долевую собственность земель, занятых участками садоводов, не может быть принято во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку в момент его вынесения оно не соответствовало закону.
В соответствии со ст. 25.2 федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Согласно ст.3 пункта 2.7 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Так, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которая является отсылочной, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Федеральным законом от 25.10.2001 г. №137-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст.1 Областного закона Ленинградской области от 28.12.2015 №141-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области» органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
С учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что правом на распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обладает, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области.
В целях приватизации спорного земельного участка, истец обратился в администрацию Лужского муниципального района с соответствующим заявлением.
По результатам рассмотрения обращения истца, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области 07 апреля 2016 года, отказала истцу в предоставлении спорного земельного участка, поскольку администрация не располагает списком членов садоводческого некоммерческого товарищества «Светоч» (л.д.10-11).
Как разъяснено в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения. При разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Истец – ФИО., является членом СНТ «Светоч» с 1981 года в садоводческом массиве Мшинская Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области. ФИО. предоставлен земельный участок № в указанном садоводстве. Протоколов о принятии ФИО в члены СНТ «Светоч» датируемых 1981 годом в архивах садоводства не сохранилось. Ранее данный участок никому не предоставлялся. В списках членов СНТ «Светоч» земельный участок № закреплен за ФИО. Данное обстоятельство является технической ошибкой, допущенной при составлении указанных списков. Правильно следует считать ФИО. Заявок от иных претендентов на данный земельный участок в правление СНТ «Светоч» не поступало, что следует с представленной в материалы дела справки выданной 12.04.2016 г., председателем правления СНТ «Светоч» Васильевой О.К. (л.д.13).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок № расположен по адресу: <адрес> его площадь составляет 609 кв.м., участку присвоен кадастровый № (л.д.08).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Мшинское сельское поселение, массив Мшинская, СНТ «Светоч», участок № (Уведомление об отсутствии информации в ЕГРП от 25 мая 2016 года).
От СНТ «Светоч» и от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области сведений о предоставлении ранее истцу в садоводстве земельного участка в собственность бесплатно в адрес суда не поступало.
Принимая во внимание, что истец является членом СНТ «Светоч», право собственности у иных лиц на указанный участок не возникло, спорный земельный участок сформирован в установленном порядке, прошел кадастровый учет, правами третьих лиц не обременен истец имеет право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем, исковые требования истца к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок №, расположенный в СНТ «Светоч», подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки гор. Ленинград (паспорт гражданина РФ №), выдан <адрес>, место жительства которой зарегистрировано по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, право собственности на земельный участок площадью 609 кв.м., кадастровый №, с разрешенным использованием под садоводство, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Мшинское сельское поселение, массив Мшинская, СНТ «Светоч», участок №.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2016 года
Председательствующий подпись