Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-18/2018 (2-913/2017;) от 12.12.2017

                                                                                                           Дело № 2-18/2018

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    п. Красный                                                                                                         01 марта 2018 года

        Краснинский районный суд Смоленской области в составе:

    председательствующего, судьи                    Перовой Е.В..,

    при секретаре                                                  Мазуровой О.А.,

    с участием помощников прокурора

    Краснинского района              Мальчугиной Е.Г., Чукляевой К.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Радченко Г.М. к Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку Главы муниципального образования, восстановлении в должности, обязании выплаты заработной платы, взыскании понесенных судебных расходов,

    УСТАНОВИЛ:

    Радченко Г.М. обратился в суд с иском к Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку Главы муниципального образования, в обоснование требований указав, что решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ избран Главой муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области. ДД.ММ.ГГГГ, находясь в здании администрации Смоленской области, будучи в стрессовом состоянии по причине усталости, в том числе в связи с проведенной избирательной компанией на территории Краснинского района, перед убытием в часть основного отпуска за 2017 год, собственноручно написал заявление в Краснинскую районную Думу об отставке по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ был приглашен на заседание Краснинской районной Думы, где, будучи уверенным в том, что его отставка по собственному желанию не будет принята, и он не будет освобожден от занимаемой должности по причине отсутствия правового механизма досрочного прекращения полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области, пояснил депутатам о причине и обстоятельствах написания заявления, не настаивая при этом на отставке. Однако, в тот же день Краснинской районной Думой было принято обжалуемое им решение. Поскольку порядок досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования в связи с отставкой по собственному желанию Регламентом Краснинской районной Думы и Уставом муниципального образования «Краснинский район» не установлен, считает, что законных основании для принятия обжалуемого им решения представительного органа муниципального образования не имеется.

В судебном заседании истец Радченко Г.М. и его представитель Чупринский И.В. поддержали заявленные требования, дополнительно пояснив о том, что заявление о досрочном прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области в связи с отставкой по собственному желанию написал по указанию заместителя Губернатора Смоленской области ФИО4, находясь в кабинете последнего. На заседании Краснинской районной Думы, выступая перед депутатами в обоснование заявления, довел до депутатов причины, побудившие его написать указанное заявление, обстоятельства и условия, при которых заявление было написано, а также предложил обсудить сложившуюся ситуацию в связи с проведенными выборами. Также пояснил, что в Краснинскую районную Думу заявление не писал, никого не просил написанное им заявление передать в Краснинскую районную Думу. На заседании Думы никто из присутствующих не предложил ему отозвать заявление. Настаивает на нарушении порядка рассмотрения заявления о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования в связи с отставкой по собственному желанию, поскольку такой порядок правовыми актами муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области не регламентирован, оспаривает наличие волеизъявления, побудившего к написанию указанного заявления.

Представитель ответчика Председатель Краснинской районной Думы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Тимошенков И.В. в судебном заседании не признал заявленные истцом требования в полном объеме, пояснив суду, что при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. в связи с отставкой по собственному желанию, Краснинская районная Дума руководствовалась нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами Устава муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, и в порядке, предусмотренном Регламентом Краснинской районной Думы. Оснований для удовлетворения заявленных Радченко Г.М. требований не усматривает.

Представитель ответчика Администрации МО «Краснинский район» Смоленской области (привлеченный определением суда от ДД.ММ.ГГГГ) Малихов И.А. оставил разрешение заявленных исковых требований Радченко Г.М. на усмотрение суда.

Дело рассмотрено при полной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, заключение помощников прокурора, полагавших требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Пунктом 2 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В соответствии со ст. 2 Регламента Краснинской районной Думы, утвержденной решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент), Краснинская районная Дума является представительным органом муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

Статьей 5 Регламента установлено, что Краснинская районная Дума наделена полномочиями принимать, в том числе, решения об удалении Главы муниципального образования в отставку.

Судом установлено, что решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса», Радченко Г.М. избран Главой муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

ДД.ММ.ГГГГ в Краснинскую районную Думу поступило заявление Радченко Г.М. о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отставкой по собственному желанию.

Председателем Краснинской районной Думы Тимошенковым И.В. в тот же день к 14 часам 00 минутам созвано внеочередное заседание Краснинской районной Думы пятого созыва.

В повестку дня внеочередного заседания включены два вопроса: 1. О досрочном прекращении Главы МО «Краснинский район» Смоленской области и 2. О назначении исполняющего полномочия Главы МО «Краснинский район» Смоленской области.

Уведомление о проведении внеочередного 56-го заседания Краснинской районной Думы направлено Главе МО «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. ДД.ММ.ГГГГ, и в тот же день заблаговременно получено последним.

Согласно протоколу внеочередного заседания Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ , на заседании присутствовало 14 депутатов из общего состава – 15.

В ходе заседания при рассмотрении первого вопроса, указанного в повестке, депутаты слушали Радченко Г.М., пояснившего причины принятия решения об отставке. На предложение ФИО7 отозвать заявление об отставке по собственному желанию, Радченко Г.М. не ответил.

По итогам проведенного голосования: «за» - 12 депутатов, «против» - 1 депутат и «воздержался» - 1 депутат, Краснинской районной Думой принято решение о прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Регламента, Краснинская районная Дума состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Статьей 28 Регламента установлена подготовка и созыв заседаний Краснинской районной Думы.

Внеочередные заседания созываются, в частности, по предложению Председателя Думы. Внеочередное заседание Краснинской районной Думы должно быть проведено не позднее 7 дней с момента получения предложения о его созыве (ч. 3 ст. 28 Регламента).

В экстренных и чрезвычайных случаях Председатель принимает решение о немедленном созыве внеочередного заседания Краснинской районной Думы. В случае немедленного созыва внеочередного заседания Краснинской районной Думы материалы к заседанию вручаются депутатам непосредственно на заседании Краснинской районной Думы (ч. 4 ст. 28 Регламента).

Заседание Краснинской районной Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа депутатов Краснинской районной Думы.

Статья 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет право на обжалование в суд любых решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, конкретизирующее конституционное право на судебную защиту местного самоуправления.

Анализ указанного выше дает основания прийти к выводу о том, что нарушений процедуры подготовки и созыва заседания Краснинской районной Думы, не допущено.

Из объяснений Радченко Г.М. следует, заявление об отставке с ДД.ММ.ГГГГ является вынужденной мерой ввиду оказания на него давления.

В судебном заседании в качестве свидетелей допрошены депутаты, присутствующие на заседании Краснинской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, пояснившие, что Радченко Г.М. предоставлялось слово для выступления на заседании Думы. В своей речи он пояснил причины и обстоятельства написания заявления. При наличии возможности отозвать свое заявление об отставке, Радченко Г.М. этого не сделал, в связи с чем, депутатами было принято решение о прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. в связи с отставкой по собственному желанию. В речи депутата ФИО7 также прозвучало обращение к Радченко Г.М. об отзыве заявления, на которое реакции Радченко Г.М. не последовало.

При этом, самим ФИО7 в судебном заседании при даче пояснений при допросе в качестве свидетеля по делу, указано, что с таким предложением к Радченко Г.М. он не обращался. Суд не принимает во внимание указанные свидетелем ФИО7 пояснения в данной части, как противоречащие показаниям указанных выше свидетелей и протоколу заседания Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется указание о том, что на предложение ФИО7 отозвать Радченко Г.М. заявление об отставке по собственному желанию, Радченко Г.М. не ответил.

Вопрос об отзыве заявления Радченко Г.М. об отставке на разрешение и голосование депутатам в ходе заседания районной Думы ДД.ММ.ГГГГ не выносился.

Доводы истца и его представителя о нарушении процедуры регистрации заявления о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования, о том, что заявление принято Краснинской районной Думой не лично от Радченко Г.М., а от неустановленного лица, а также о том, что Радченко Г.М. ДД.ММ.ГГГГ было написано и зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции администрации МО «Краснинский район» Смоленской области заявление об отзыве ранее написанного им в кабинете заместителя Губернатора Смоленской области заявления об отставке по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, на тот случай, если это заявление будет вынесено на рассмотрение Краснинской районной Думы, правового значения для дела не имеет, поскольку факт написания указанного заявления собственноручно именно истцом Радченко Г.М., последним не оспаривается. В ходе заседания районной Думы ДД.ММ.ГГГГ Радченко Г.М. об отзыве заявления об отставке с должности Главе МО «Краснинский район» Смоленской области по собственному желанию не заявил.

Утверждение Радченко Г.М. о том, что на заседании Думы ДД.ММ.ГГГГ ему не дали время высказаться, прервав речь, противоречит показаниям допрошенных свидетелей – депутатов Краснинской районной Думы, а также представленным в материалы дела доказательствам, в частности, протоколу заседания Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, который подобного не содержит, и замечаний на который Радченко Г.М. представлено не было.

Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.

Таким образом, инициатива увольнения по собственному желанию должна исходить от работника. Причины, по которым работник желает прекратить трудовые отношения, могут быть самыми различными.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Достаточных и бесспорных доказательств в подтверждение своих доводов об оказании на Радченко Г.М. давления при написании заявления об отставке по собственному желанию, истцом не представлено.

При принятии решения Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ об отставке Главы МО «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию, депутаты сформировали свое мнение по данному вопросу путем голосования большинством голосов «за» принятие его отставки.

Каких-либо доказательств, однозначно свидетельствующих об отсутствии волеизъявления Радченко Г.М. о прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области по собственному желанию, истцом суду также представлено не было.

Суд приходит к выводу, что Радченко Г.М. добровольно изъявил желание и написал заявление о прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области. Указанное заявление достоверно свидетельствует об отставке Радченко Г.М. по собственному желанию.

Заявление о сложении полномочий по собственному желанию главы муниципального образования является достаточным основанием для прекращения полномочий, не может ставиться в зависимость от принятия решения каким-либо органом.

Довод истца и его представителя о том, что процедура удаления Главы муниципального образования в отставку правовыми актами муниципального образования не установлены, также не может быть принят во внимание, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

В заявлении об отставке Радченко Г.М. руководствуется п. 2 ч. 6 ст. 36 ФЗ№ 131-ФЗ, то есть по собственному желанию.

Основания и процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в силу п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ, определяются Уставом муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

Пунктом 9 Устава муниципального образования «Краснинский район» определено, что полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и в порядке, определенном Регламентом районной Думы.

Регламент Краснинской районной Думы не содержит порядка отставки главы муниципального образования по собственному желанию.

Вместе с тем, принимая во внимание, что отставка Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. по собственному желанию от занимаемом им должности являлось его добровольным волеизъявлением, учитывая, что положениями Федерального закона № 131-ФЗ подтверждение отставки Главы муниципального образования какими-либо органами или должностными лицами не предусмотрено, суд не находит правовых оснований для признания незаконным и отмене Решения Краснинского районного Думы от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. досрочно в связи с отставкой по собственному желанию.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении основного искового требования, второстепенные требования истца удовлетворению также не подлежат.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Радченко Г.М. к Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку Главы муниципального образования, восстановлении в должности, обязании выплаты заработной платы, взыскании понесенных судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

               Судья                                                                                         Е.В. Перова

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2018.

2-18/2018 (2-913/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Радченко Геннадий Михайлович
Мальчугина Е.Г., Чукляева К.С.
Ответчики
Администрация МО "Краснинский район"
Краснинская районная Дума
Суд
Краснинский районный суд Смоленской области
Судья
Перова Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
krasny--sml.sudrf.ru
12.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.12.2017Передача материалов судье
12.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
07.02.2018Производство по делу возобновлено
09.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
28.02.2018Судебное заседание
01.03.2018Судебное заседание
02.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2018Дело оформлено
29.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее