Дело № 2а-708/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волжск 24 мая 2019 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гирфанова Р. М. к администрации Волжского муниципального района о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гирфанов Р.М. обратился с административным иском в суд к администрации Волжского муниципального района, в котором просил суд признать незаконным решение администрации Волжского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале №, выраженное в письме от 20 февраля 2019 года № и возложить на администрацию Волжского муниципального района обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале № в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Шакировой М.Ю.
Административным истцом в административном исковом заявлении указано, что 28 января 2019 года истец обратился в администрацию Волжского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале № целевое использование садоводство. Письмом № от 20 февраля 2019 года администрация Волжского муниципального района сообщила ему об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для садоводства по причине того, что территория острова является водоохранной зоной реки Волга и в соответствии с п.п.3, п.16 ст. ст.11, 10 ЗК РФ заявление не может быть удовлетворено, т.к. схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Административный истец считает данный отказ незаконным в связи с тем, что в отказе не приведено какого-либо обоснования для вывода о том, что схема расположения земельного участка, предоставленная с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, разработана кадастровым инженером с нарушением требований закона, в отказе не содержится указаний на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующие рациональному использованию и охране земель. В письме не приведены конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в результате утверждения схемы размещения земельного участка его использование в соответствии с видом разрешенного использования будет невозможно. Исходя из специфики рельефа административный истец полагает, что образование спорного земельного участка в испрашиваемой конфигурации, позволяет исключить вкрапливание и чересполосицу границ, направлено на рациональное использование земельных участков в указанной местности. С крайней точки границы испрашиваемого земельного участка до береговой полосы более 20 метров. Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне означает, что на него распространяются особые условия использования территории, а не является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка для рассмотрения вопроса о предоставлении ему запрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании административный истец Гирфанов Р.М. полностью поддержал исковые требования и суду пояснил соответствующее вышеизложенному, дополнив тем, что испрашиваемый земельный участок находится на острове Лопатинский, садоводческого товарищества там нет, инженерных сетей нет, земельный участок пустует, членом садоводческого товарищества он не является. Испрашиваемый земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок желает получить без проведения торгов.
Представитель административного ответчика Щукина Т.В. в судебном заседании административный иск не признала и суду пояснила, что согласно публичной кадастровой карте испрашиваемый земельный участок находится на территории водных объектов и не подпадает под садоводство. Сведений о том, что земельный участок находится в землях сельскохозяйственного назначения не имеется, т.к. ранее этот остров находился на территории г.Волжска.
Глава администрации Волжского муниципального района Ильина Т.А. и представитель администрации Помарского поселения о времени и месте судебного заседания извещены надлежащее, однако в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13). Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15).
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирован порядок предварительного согласования предоставления земельного участка. Так, согласно подпункту 2 пункта 2 данной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно заявления Гирфанова Р.М. поступившего 28 января 2019 года главе администрации Волжского муниципального района Гирфанов Р.М. просит утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Волжский район, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование садоводство.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в кадастровом №, площадь 600 кв.м., система координат МСК-12, в четырех характерных точках с координатами X и Y.
Ответом № от 20.02.2019 г. глава администрации Волжского муниципального района Ильина Т.А. сообщила, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для садоводства по причине того, что территория этого острова является водоохранной зоной реки Волга. И на которых в соответствии с п.а.1,2,3 ст. 65 Водного кодекса РФ устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира Данный земельный участок является зоной возможного затопления и подтопления в период весеннего половодья.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Так, согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.(п.7)
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20 статьи 39.16 Земельного кодекса); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель. ( пункт 21 ст.39.16 ЗК РФ)
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной в области и органы местного самоуправления обязаны направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Допрошенная в судебном заседании Шакирова М.Ю., работающая кадастровым инженером и оформившая схему расположения испрашиваемого земельного участка суду пояснила, что данный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения и садоводство относится к одному их видов использования земель сельскохозяйственного назначения. Испрашиваемый земельный участок находится на острове Лопатино. Ранее эти земли принадлежали одному из колхозов Волжского района и относились к сенокосным угодьям. В настоящее время на этой земле ничего нет, находится на территории водоохранной зоны, но от уреза воды более 20 метров.
В свою очередь из исследуемых в судебном заседании доказательств суд не установил отнесение испрашиваемого земельного участка к определенной категории земель, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения и установлении вида разрешенного использования, в частности садоводство.
Поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, в числе которых установлено требование о том, что образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами, администрация Волжского муниципального района обоснованно и на законных основаниях отказала Гирфанову Р.М. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале 12:15:8901005.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать Гирфанову Р. М. в удовлетворении аадминистративного искового заявления к администрации Волжского муниципального района о признании незаконным решения администрации Волжского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале №, выраженное в письме от 20 февраля 2019 года № и возложении на администрацию Волжского муниципального района обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале № в соответствии с каталогом координат, указанным в схеме расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Шакировой М.Ю.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд РМЭ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Малышева Л.Н.
Решение в окончательно форме
составлено 29 мая 2019 года