КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 33а-8061/2021
№ 2а –2675/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.
судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.
по докладу судьи краевого суда Суслова К.К.
при ведении протокола секретарем Курской Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Стороженко В.Г. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25.11.2020 по иску Стороженко Виталия Григорьевича к администрации Темрюкского городского поселения о признании незаконным постановления об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории и постановления о принятии решения об изъятии земельного участка.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стороженко В.Г. обратился в районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановлений администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края от 04.09.2020 № 760 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории парка им. Пушкина, ограниченной улицами Розы Люксембург, Кирова, Ленина в г. Темрюк и постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края от 18.09.2020г. № 819 «О принятии решения об изъятии для района земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 132 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <...>
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25.11.2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда от 25.11.2020г., административный истец Стороженко В.Г. подал апелляционную жалобу, просил решение суда от 25.11.2020г. отменить. Вынести новое решение об удовлетворении иска.
В суде апелляционной инстанции административный истец Стороженко В.Г. и его представитель – адвокат Жданович Н.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить. Представитель администрации городского поселения Темрюкский район Еременко О.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда от 25.11.2020г. законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участвующих лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, изучив содержание обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 29.12.1998 года глава администрации Центрального административного округа г.Краснодара передал Колпаковой М.А. и Колпаковой И.И. в общую совместную собственность квартиру <№...> в доме по <Адрес...> в <Адрес...>, о чём было вынесено постановление <№...>.
Как установлено судом, Стороженко В.Г. на основании договора дарения от 16.01.2017 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 132 кв.м, и расположенный на нем торговый павильон площадью 50,4 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...> <Адрес...>, <...>, <Адрес...>.
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Как установлено судом, 18 сентября 2020 года было принято постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района № 819, в соответствии с которым принято решения об изъятии для муниципальных нужд Темрюкского городского поселения Темрюкского района земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 132 кв. м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <...>, <Адрес...>, для реконструкции торгового киоска в торговый павильон и его эксплуатации с летней площадкой для отдыха и расположенного на нем объекта недвижимого имущества (л.д. 55).
В силу части 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом.
Одним из таких оснований согласно п. 3 ч. 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, что в соответствии с ч. 3 статьи 279 ГК РФ осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных земельным законодательством.
Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей).
В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов; объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Таким образом, данный перечень не является исчерпывающим.
В соответствии с п. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пп. а п. 15 ст. 23.1 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края» в генеральных планах городских и сельских поселений, городских округов подлежат отображению некоторые виды объектов местного значения, в том числе, парки, скверы, бульвары, набережные, ботанические сады в границах населенных пунктов поселения, городского округа.
06.12.2017г. постановлением Законодательного собрания Краснодарского края № 179-п «О ходе исполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края «О состоянии зеленых зон на территории отдельных муниципальных образований Краснодарского каря» была отмечена недостаточная работа органов местного самоуправления муниципальных образований в части сохранения зеленых зон путем определения местоположения границ, парков, скверов, бульваров, в том числе и на территории Темрюкского района
В связи с этим администрацией Темрюкского городского поселения было принято постановление от 7 июля 2020 года № 567 «О подготовке проекта планировки территории с проектом межевания территории парка им. А.С. Пушкина, ограниченной улицами, Розы Люксембург, Кирова Ленина г. Темрюка» (л.д. 87), опубликованное в газете «Тамань» в выпуске № 27(10841), 6 июля-12 июля 2020 года (л.д 88-89), в целях установления и сохранения границ существующей зеленой зоны для последующего отражения установленных границ в градостроительной документации Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6-11 названной статьи.
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 27 июля 2020 года № 624 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории парка им. А.С. Пушкина, ограниченной улицами, Розы Люксембург, Кирова Ленина г. Темрюка» назначены публичные слушания на 27 августа 2020 года, которое было в установленный срок опубликовано в газете «Тамань» № 30(10844), 27 июля-2 августа 2020 года.
В соответствии со ст. 28 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 4 сентября 2020 года № 760 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории парка им. А.С. Пушкина, ограниченной улицами, Розы Люксембург, Кирова Ленина г. Темрюка» было опубликовано в газете «Тамань» № 35(10849), 31 августа-6 сентября 2020 года. На публичных слушаниях Стороженко В.Г., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, не присутствовал.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление от 4 сентября 2020 года № 760 принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия муниципальных правовых актов органа местного самоуправления и порядка опубликования.
Согласно ст. 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Учитывая то, что администрацией Темрюкского городского поселения предполагается произвести реконструкцию парка с сохранением и увеличением зеленых зон, был утвержден проект планировки.
С учетом изложенного, парк, находящийся в границах поселения, относиться к объектам местного значения и для его реконструкции, по мнению суда, в соответствии с положениями п. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, допускается изъятие земельного участка для муниципальных нужд, учитывая, что в данном случае, он предусмотрен проектом планировки территории.
Согласно п. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее, чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Согласно п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
Как предусмотрено п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в ЕГРН. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в данном пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
21 сентября 2020 года постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 18.09.2020 г. № 819 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, принадлежащего Стороженко В.Г. было размещено на официальном сайте муниципального образования Темрюкский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте администрации Темрюкского городского поселения района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д. 67).
Также 24 сентября 2020 года вышеуказанное постановление было направлено Стороженко В.Г. заказным письмом и опубликовано в газете (л.д. 57-58) Темрюкского района «Тамань» (21 сентября -27 сентября 2020 № 38 (10852)).
Стороженко В.Г. не оспаривал факта получения в конце сентября 2020 года уведомления об изъятии для муниципальных нужд Темрюкского городского поселения земельного участка с кадастровым номером 23:30:1106001:6.
Пунктом 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено заключение соглашения об изъятии недвижимости в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и органом местного самоуправления.
Пункт 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ предусматривает, что проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Административным ответчиком 28.09.2020 в адрес Стороженко В.Г. было направлено соглашение об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Темрюкского городского поселения, которое в настоящее время, что не оспаривалось сторонами, не подписано.
Судом первой инстанции дана оценка доводам истца, указанных, в том числе в апелляционной жалобе, что его земельный участок расположен с боку и никаким образом не мешает реализации проекта планировке территории парка им. Пушкина А.С. с сохранением границ существующей зеленой зоны, вместе с тем, доказательств этому не представил.
Данные сведения опровергаются материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судебная коллегия полагает, что истец не предоставил суду первой и второй инстанции доказательств обоснования своей правовой позиции.
Утверждения административного истца о том, что здание является для него источником дохода, в соглашении не уточнена рыночная стоимость, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку в силу ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, а также убытки, причиненные таким изъятием. В случае несогласия с размером возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных изъятием имущества убытков, Стороженко В.Г. вправе оспорить стоимость в судебном порядке.
Доводы истца не содержат конкретных нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, поскольку они мотивированы и подтверждаются материалами дела.
Судом первой инстанции установлены все значимые обстоятельства по делу. Не допущено нарушений норм процессуального права, материальное право применено верно судом первой инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 25.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий: Онохов Ю.В.
Судьи: Морозова Н.А.
Суслов К.К.