Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1749/2021 ~ М-1885/2021 от 09.11.2021

УИД: 28RS0017-01-2021-003475-84

№2а-1749/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 ноября 2021 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,

при помощнике судьи Назаренко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Красиковой Марины Викторовны к администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области о признании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

установил:

-- Красикова М.В. обратилась в Свободненский городской суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области о признании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером -- общей площадью 1000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, незаконным; об обязании администрации города Свободного повторно рассмотреть заявление Красиковой Марины Викторовны о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером -- общей площадью 1000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --.

В иске в обоснование заявленных требований административный истец указала, что она в -- года впервые обратилась в администрацию муниципального образования «Город Свободный» Амурской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного в кадастровом квартале--, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --. Постановлением муниципального образования «Город Свободный» Амурской области от -- --, предварительно согласовано предоставление ей земельного участка общей площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --; Красиковой М.В. предписано обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.

В соответствии с постановлением муниципального образования «Город Свободный» Амурской области от -- -- утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 1000 кв.м на кадастровом плане территории кадастрового квартала: --, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости выданной Свободненским межмуниципальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от -- (так в тексте искового заявления) данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый --.

Письмом администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области от -- -- ей отказано в предоставлении в аренду указанного земельного участка по причине, что опубликование извещения о возможности предоставления земельного участка в аренду лишь в муниципальном печатном издании и неопубликования данного извещения на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области и на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушают процедуру предоставления земельного участка в аренду.

Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, и в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления в аренду полагали отказ незаконным.

Определением суда от -- к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного.

Административный истец Красикова М.В., ее представитель Горбатюк К.К., действующий на основании доверенности, в настоящее судебное заседание не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

Представители административных ответчиков: Администрации города Свободного, Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию администрации г.Свободного о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Администрацией города Свободного представлен письменный отзыв, в котором ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным Кодексом (ч. 1).

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 этой же статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

В силу пп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов среди прочих в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно пп. 16 п.8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

При этом на основании п. 1 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно п.п. 4, 6 ст.58 Устава муниципального образования «город Свободный» Амурской области муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия, если иное не установлено законом, настоящим Уставом либо самим муниципальным правовым актом. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование "Город Свободный", а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием муниципального правового акта является первая публикация его полного текста в городском печатном средстве массовой информации, учрежденном органом местного самоуправления. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

В соответствии с п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 названного Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

В соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела следующее.

Сторонами признавалось и не оспаривалось, что в -- года Красикова М.В.обратилась в администрацию города Свободный с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м на кадастровом плане территории кадастрового квартала: --, расположенного по адресу: --.

-- в газете «Зейские огни» -- размещено соответствующее объявление. Заявок от других лиц, претендующих на спорный земельный участок, не поступило.

-- Красиковой М.В. с ООО «ЗемСпецПроект» заключен договор -- подряда на выполнение кадастровых работ.

Постановлением муниципального образования «Город Свободный» Амурской области от -- --, Красиковой М.В., проживающей по адресу: --, предварительно согласовано предоставление ей земельного участка общей площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале: -- категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --.

Красиковой М.В. предписано обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.

Постановлением администрации города Свободного от -- -- утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером -- общей площадью 1000 кв.м на кадастровом плане территории кадастрового квартала: --, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --. ФИО1 предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для уточнения границ и площади земельного участка.

-- ООО «ЗемСпецПроект» подготовлен межевой план по образованию земельного участка перераспределения земельного участка с кадастровым номером -- и земель государственной собственности, расположенного по адресу: --, в котором согласно заключению кадастрового инженера указано, что источник официального опубликования - официальный сайт г.Свободного Амурской области, ссылка отсутствует.

Как следует из имеющейся в деле копии Раздела 1 выписки из ЕГРН от -- на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок общей площадью 1000 кв.м, расположенный в кадастровом квартале: --, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, кадастровый --.

Письмом администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области от -- -- Красиковой М.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером -- площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале: 28:--, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, по причине, что опубликование извещения о возможности предоставления земельного участка в аренду лишь в муниципальном печатном издании и неопубликование данного извещения на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области и на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушают процедуру предоставления земельного участка в аренду.

На момент принятия судом решения по настоящему административному делу доказательств размещения на соответствующих сайтах, в данном случае на официальном сайте муниципального образования «город Свободный» и на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в установленном порядке необходимой информации не представлено.

Не смотря на отсутствие данных об обжаловании постановления администрации города Свободного от 24 мая 2021 г. № 645 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку имеет место нарушение процедуры издания указанного постановления при разрешении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка, оспариваемое административным истцом решение, по сути, нельзя признать законным, так как предоставление испрашиваемого земельного участка должно осуществляться по правилам ст. 39.18 ЗК РФ, которой установлен специальный порядок предоставления земельных участков, и право административного истца на заключение с нею соответствующего договора в отношении спорного земельного участка может быть реализовано только после выполнения всех соответствующих процедур, установленных законом, и административные исковые требования о признании его незаконным подлежат удовлетворению, а отказ Красиковой М.В. в реализации соответствующего права ввиду неисполнения самим органом местного самоуправления возложенных на непосредственно него законом обязанностей, нарушает права административного истца.

Вместе с тем, данное право административного истца может быть реализовано при условии соблюдения уполномоченным органом местного самоуправления вышеприведенных требований законодательства, поскольку, в результате невыполнения возложенной законом на административного ответчика в рамках соответствующих полномочий обязанности затронуты права и законные интересы административного истца, данное нарушение служит препятствием для их реализации Красиковой М.В.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных несоблюдением административным ответчиком требований законодательства при рассмотрении обращения Красиковой М.В. прав, требования о признании решения об отказе (письмо от -- --) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 28:--, общей площадью 1000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, незаконным и о возложении на администрацию города Свободного обязанности повторно рассмотреть заявление Красиковой М.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 28:05:010622:11 общей площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, подлежат удовлетворению

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, частичное удовлетворение судом заявленных истцом требований, суд считает возможным возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушение прав административного истца в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Красиковой Марины Викторовны к администрации муниципального образования «Город Свободный» Амурской области о признании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление удовлетворить.

Признать решение об отказе (письмо от -- --) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером --, общей площадью 1000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, незаконным.

Возложить на администрацию города Свободного обязанность повторно рассмотреть заявление Красиковой Марины Викторовны о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером -- площадью 1000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале: --, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного по адресу: --, о чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу уведомить суд и административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Матвеева

Мотивированное решение принято судом в окончательной форме – 09.12.2021. Судья Свободненского городского суда Амурской области Матвеева Т.Н._______________

2а-1749/2021 ~ М-1885/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красикова Марина Викторовна
Ответчики
УИМИЗ администрации г.Свободного
Администрация города Свободного
Другие
Горбатюк Константин Константинович
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Матвеева Т.Н.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления
09.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее