Дело №2-769/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 6 ноября 2019 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Новиковой И.М.,
при секретаре Кошелевой М.А.,
с участием истца Петрова С.Ю.
представителя истца адвоката Шабуниной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова С.Ю. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании права пользования жилым помещением, о понуждении к заключению договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Петров С.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании права пользования жилым помещением, о понуждении к заключению договора социального найма. В обоснование исковых требований указал, что 19 марта 1999 г. администрация г. Кувандыка Оренбургской области в лице первого заместителя главы города Петрушина А.Н. предоставила ему разрешение на вселение и на регистрацию в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которую были вселены и зарегистрированы он и члены его семьи: супруга - Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - А.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - В.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент вселения и постановки на регистрационный учет в вышеуказанной квартире были зарегистрированы В.Ф. , его супруга Г.Н. , сын С.В. , сын А.В. , которые не проживали там и впоследствии в 2002-2004 году были сняты с регистрационного учета по данному адресу. В 2004 году его жена и дети также снялись с регистрационного учета по данному адресу.
Решением Совета депутатов от 28 декабря 2015 года № 90-1-СД «О приеме имущества, в том числе земельных участков, включая имущественные комплексы муниципальных предприятий и учреждений, находящиеся в собственности утрачивающего статус муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области, в собственность вновь образованного муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области», данная квартира внесена в реестр казны муниципального имущества муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
С 22 марта 1999 г. и по настоящее время он зарегистрирован и проживает в вышеуказанной квартире, которая соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, несет добросовестно бремя содержания данной квартиры, расходы по коммунальным платежам.
05 августа 2019 г. он обратился в администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области для заключения с ним договора социального найма на пользование указанной квартирой, однако ему было отказано в заключении договора, в связи с тем, что основанием для заключения договора социального найма является ордер.
Просит суд признать за ним право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Кувандыкского городского округа Оренбургской области заключить с ним договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Петров С.Ю. исковые требования поддержал по изложенным в нем доводам. Пояснил, что ему на основании распоряжения была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, однако документы были на квартиру утрачены. С момента вселения и по настоящее время он проживает в квартире, оплачивает коммунальные услуги. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель истца Шабунина И.Н., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала по изложенным в нем доводам, пояснила, что Петрову С.Ю. как молодому специалисту выделили комнату по <адрес>. Администрацией г. Кувандыка выдано разрешение на вселение и регистрацию, никаких ордеров на вселение не выдавали. Указанный дом строился в форме общежития в 1972 году заводом КЗММП, комнаты которого предоставлялись работникам завода. С 1999 г. и по настоящее время Петров С.Ю. живет в указанной квартире, несет бремя содержания, расходы по коммунальным платежам.
Свидетель Г.Г. пояснила в судебном заседании, что ранее она проживала по <адрес>. В 1976 г. они вселились в указанный дом, так как старые бараки расселяли и им дали комнату в новом общежитии. Этот дом строился как общежитие коридорного типа. Ее муж работал на заводе КЗМП. Ордер на вселение им не выдавали, было только предписание цехкома или профкома и разрешение на прописку. Когда они достроили свое жилье, то съехали с указанного дома и постепенно выписались из квартиры, после них в квартире стала проживать семья Петрова С.Ю.
Свидетель Н.Е. пояснила, что с 1974 года она проживает по адресу: <адрес>. Тогда она работала на КЗМП и ей в профкоме отдали ключи, но документы на вселение и ордер на квартиру не выдавали. Дом был коридорного типа и считался общежитием. При вселении в указанный дом, ордер на квартиру никому не выдавался. С 1999 г. Петров С.Ю. проживает в указанном доме. Он вселился в квартиру вместе с семьей после семьи Амуленко. Она впоследствии приватизировала свою квартиру, ордер у нее никто не требовал при приватизации, только прописку по месту жительства.
Свидетель Т.В. пояснила, что ее муж в 1991 г. устроился на работу на завод КЗМП, сейчас АО Долина, и ему предоставили комнату в <адрес>, как молодому специалисту, при этом ордер не выдавали, было только разрешение на прописку. При приватизации ею квартиры было установлено, что документы на указанный дом в администрации г. Кувандыка отсутствовали. В то время квартиры предоставлял профком завода как молодым специалистам, однако в указанном доме ордера никому не выдавались. Петров С.Ю. проживает в данном доме примерно с 1998-1999 г., до него проживала семья <данные изъяты>
Свидетель Е.А. показала, что Петров С.Ю. приходится ей мужем. В марте 1999 года по распоряжению главы города они вселились в <адрес>, когда ее муж работал в АО «Долина», ему дали эту комнату. Ордер отсутствовал, было только распоряжение администрации, на основании которого они были поставлены на регистрационный учет. В настоящее время в квартире проживает Петров С.Ю. один, она и дети не проживают, сняты с регистрационного учета. С момента вселения и до настоящего времени коммунальные услуги оплачиваются.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении в их отсутствие, оставляет принятие решения на усмотрение суда, с учетом имеющихся в деле документов.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав документы дела, приходит к следующему.
Установлено, что 19 марта 1999 г. администрация г. Кувандыка Оренбургской области разрешила прописку Петрову С.Ю. по адресу: <адрес>. Состав семьи – три человека. Наниматель жилья – В.Ф. , что подтверждается письмом первого заместителя главы города администрации г. Кувандыка Петрушина А.Н. от 19 марта 1999 г. № 07/14-223.
В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности (казны) муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области № 162 от 6 августа 2019 г., правообладателем квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес> является муниципальное образование Кувандыкский городской округ Оренбургской области на основании решения Совета депутатов от 28 декабря 2015 года № 90-1-СД «О приеме имущества, в том числе земельных участков, включая имущественные комплексы муниципальных предприятий и учреждений, находящиеся в собственности утрачивающего статус муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области, в собственность вновь образованного муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области».
Согласно справке ООО «ТеплоВодоРемонт» от 27 августа 2019 г. Петров С.Ю., проживающий по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрирован с 22 марта 1999 г. и по настоящее время.
Из поквартирной карточки по <адрес>, выданной КЗМП (домоуправление) следует, что Петров С.Ю., являющийся нанимателем квартиры <адрес> на основании распоряжения № 07/14-223 от 19 марта 1999 г., его члены семьи - жена Е.А. , сын А.С. были зарегистрированы в квартире с 22 марта 1999 г. и сын В.С. с 3 апреля 2000 г.
Из пояснений истца Петрова С.Ю., показаний свидетелей Т.В. , Н.Е. , Е.А. данных в судебном заседании следует, что жилые помещения в указанном доме, в том числе и спорное жилое помещение, ранее предоставлялось работникам завода АО «Долина». Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> передан в муниципальную собственность. Ордера на жилые помещения <адрес> не выдавались, были только разрешения на вселение и регистрацию.
Согласно ответу архивного отдела администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 18 октября 2019 г. № 222, распоряжение, ордер о вселении Петрова С.Ю. по адресу: <адрес>, в документах архивного фонда администрации г. Кувандыка за март 1999 г. не обнаружено.
По сведениям ПАО "Кувандыкский завод КПО "Долина" от 22 октября, 30 октября 2019 г. жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, согласно плану приватизации, утвержденному Комитетом по управлению госимуществом Оренбургской области от 04.12.1992 г., принадлежал ПО «Долина». На учет данное здание было принято со статусом общежития. В архиве завода отсутствуют документы, подтверждающие основания вселения Петрова С.Ю. и В.Ф.
Исходя из положений ст. 17 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей в период спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Таким образом, приобретение права пользования жилым помещением ставится в зависимость от ряда условий, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации и ранее действующем до 01.03.2005 г. Жилищном кодексе РСФСР.
Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен ст. 43 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министром СССР - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующий сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Частью 1 ст. 54 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Согласно распоряжению администрации, г. Кувандыка от 13 февраля 1995 г. № 64-р «Во изменение распоряжений № 349-р от 22.08.1994 г. и № 523-р от 21.12.1994 г. «О приемке в муниципальную собственность ведомственного жилого и основных фондов АО «Долина», жилой дом <данные изъяты> передан в муниципальную собственность.
Таким образом, установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу Петрову С.Ю. в связи с трудовыми отношениями с АО «Долина», который работал автослесарем 4 разряда в транспортном цеху АО Долина, что подтверждается трудовой книжкой Петрова С.Ю. от 29 августа 1996 г.
Истец и его члены семьи были вселены в качестве членов семьи нанимателя и были зарегистрированы по спорному адресу, требований о выселении из занимаемого ими жилого помещения к ним в течение длительного периода времени никто не предъявлял. Истец Петров С.Ю. вносит плату за жилищно-коммунальные услуги именно в отношении спорного жилого помещения, какие-либо обременения спорной квартиры на момент вселения истцов правами других лиц отсутствовали. Учитывая, что надлежащее оформление вселения являлось обязанностью администрации - владельца жилого фонда, отсутствие ордера, надлежаще оформленного решения администрации и профсоюзного комитета владельца жилого фонда не может служить достаточным основанием к отказу в иске.
Согласно ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. ст. 62, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, у истца Петрова С.Ю. возникло право пользования жилым помещением по договору социального найма, так как вселение Петрова С.Ю. и его членов семьи было произведено в установленном законом порядке, несмотря на то, что ордер на жилое помещение отсутствует, При этом отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Учитывая, что истец Петров С.Ю. фактически проживает в спорном жилом помещении, зарегистрирован в нем с момента вселения, поэтому исковые требования к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании права пользования квартирой по адресу: <адрес> возложении обязанности заключить договор социального найма указанного жилого помещения следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петрова С.Ю. к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области удовлетворить.
Признать за Петровым С.Ю. право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области заключить с Петровым С.Ю. , договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.М. Новикова