Именем Российской Федерации
18 мая 2015 года г.Баймак РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
при секретаре Бердигуловой Д.В.,
с участием прокурора Рябовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баймакского района РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «ЛесСтройИнвест» об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования и оборота древесины, пожарной безопасности, электроэнергетике, природоохранного законодательства,
установил:
Прокурор Баймакского района РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ЛесСтройИнвест» об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования и оборота древесины, пожарной безопасности, электроэнергетике, природоохранного законодательства, указывая, что прокуратурой района проведена проверка деятельности ООО «ЛесСтройИнвест» на территории принадлежащей обществу лесопилки, расположенной по адресу: РБ, -----, ответчиком осуществляется деятельность по распиловке древесины.
Проведенной проверкой установлено, что ООО «ЛесСтройИнвест» в нарушение ч.1 ст.3 Закона РБ от 31.10.2011 г. № 449-з «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории РБ» не обеспечено в пункте приема и отгрузки древесины наличие в доступном для обозрения месте информации о наименовании и место нахождении юридического лица, сведения о режиме работы пункта приема и отгрузки древесины, условиях приема древесины.
Прокурор указывает, что в нарушение ч.2 ст.3 Закона РБ ООО «ЛесСтройИнвест» не выполнила обязанность по обеспечению наличия в пункте приема и отгрузки древесины документов, подтверждающие права общества на земельный участок.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в бытовых помещениях руководитель организации не обеспечил выполнение на объекте требований, предусмотренных ст.6 ФЗ «Об ограничении курения табака», работники допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, в здании, на территории пилорамы допущена эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции, в здании, на территории пилорамы допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов, руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями по нормам согласно приложениям № 1 и 2, территория лесопилки не очищена, от горючего мусора, электрощитовая под навесом пилорамы установлена с нарушениями, пожарный щит не укомплектован инвентарем пожаротушения, электроприборы напрямую подключены к электросети, эксплуатируются самодельные электроприборы, перед топкой отопительной печи не установлен притопочный металлический лист, отопительная печь имеет сквозные щели, дымоход отопительной печи выполнен без разделки.
Прокурор указывает, что выявлены нарушения законодательства в сфере электроэнергетики, природоохранного законодательства. На основании ст.11 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Согласно ст.51 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Прокурор указывает, что в соответствии со ст.3 ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросав и сбросов веществ обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Прокурор указывает, что проведенной проверкой установлено, что при осуществлении деятельности ООО «ЛесСтройИнвест» на территории лесопилки: отсутствует отведенное место для сбора металлолома и автошин, утративших свои потребительские свойства, допущено складирование на различных участках; допущено несортированное размещение бытовых, пищевых, и строительных отходов производства и потребления объемом до 0,3 куб.м., а именно: рванных полиэтиленовых мешков, стеклотары, консервных банок, деревянных обрезок пиломатериалов, промасленной ветоши, масляных фильтров; имеются места разлива отработанного машинного масла(в 3-х местах общей площадью примерно 3,5 кв.м.); в западной части лесопилки размещены опилки объемом до 3 куб. метров, рейки, горбыль объемом до 10 куб. метров; паспорта отходов не представлены. Несортированные бытовые и производственные отходы различных классов опасности: покрышки от автотранспорта - 4 класс опасности, полиэтиленовые мешки - 5 класс опасности, лом черных металлов, потерявший свои потребительские свойства - 5 класс опасности, отходы обработки натуральной чистой древесины в виде коры, горбыли, рейки, щепа натуральной чистой древесины - 5 класс опасности, и пр.
Прокурор указывает, что в нарушение ст.19 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.28 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Министерства экономического развития РФ и федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором статистического наблюдения за отходами производства и потребления», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», юридическое лицо годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП(отходы), №2-ТП(воздух), №2-ТП(вода) за 2014 г. до 1 февраля 2015 г. не представило, плата за негативное воздействие на окружающую среду в срок до 21.01.2015 г. не внесена.
Прокурор указывает, что, таким образом, деятельность ООО «ЛесСтройИнвест» по эксплуатации ленточнопильных станков, распилу, заготовке, хранению древесины и пиломатериала на земельном участке, расположенном: РБ, Баймакский район, д. Сакмар, ул.Кадыргулова, д.32, создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а именно для сотрудников ООО «ЛесСтройИнвест», для владельцев соседних участков. Нарушение требований природоохранного законодательства может привести к загрязнению окружающей среды, иным негативным последствиям, и как следствие также повлечь нарушение прав граждан.
Прокурор просит обязать ООО «ЛесСтройИнвест» освободить земельный участок, расположенный по адресу: РБ, -----, от ленточных станков, древесины и пиломатериалов до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, электроэнергетики, требований природоохранного законодательства. Установить, что ответчик должен исполнить решение суда в течение 15 суток со дня вступления решения в силу. Установить, что факт устранения нарушений, должен быть подтвержден заключением специалистов компетентных в сфере законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор Рябова В.С. поддержала исковые требования, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст.233 ГПК РФ определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что законодательство в области окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2); закрепляет в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3); предусматривает, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16).
Также ст. 28 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленное ему полномочие, Постановлением от 28.08.1992 № 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Приказом от 05.04.2007 № 204 утвердила формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на территории лесопильного производства ООО «ЛесСтройИнвест» допущены нарушения требований к организации приема и отгрузки древесины, требований пожарной безопасности, нарушения законодательства в сфере электроэнергетики, природоохранного законодательства, а именно: отсутствует отведенное место для сбора металлолома и автошин, утративших свои потребительские свойства, допущено складирование на различных участках; допущено несортированное размещение бытовых, пищевых, и строительных отходов производства и потребления объемом до 0,3 куб.м., а именно: рванных полиэтиленовых мешков, стеклотары, консервных банок, деревянных обрезок пиломатериалов, промасленной ветоши, масляных фильтров; имеются места разлива отработанного машинного масла(в 3-х местах общей площадью примерно 3,5 кв.м.); в западной части лесопилки размещены опилки объемом до 3 куб. метров, рейки, горбыль объемом до 10 куб. метров; паспорта отходов не представлены. Несортированные бытовые и производственные отходы различных классов опасности: покрышки отавтотранспорта - 4 класс опасности, полиэтиленовые мешки - 5 класс опасности, лом черных металлов, потерявший свои потребительские свойства - 5 класс опасности, отходы обработки натуральной чистой древесины в виде коры, горбыли, рейки, щепа натуральной чистой древесины - 5 класс опасности.
Таким образом, невыполнение ответчиком ООО «ЛеСтройИнвест» требований к пожарной безопасности, законодательства в сфере электроэнергетики, природоохранного законодательства может привести к возникновению пожара на территории земельного участка, расположенного по адресу: РБ, -----, и захламлению окружающей среды.
Соответственно, исковые требования прокурора Баймакского района Республики Башкортостан подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ООО «ЛесСтройИнвест» освободить земельный участок, расположенный по адресу: РБ-----, от ленточных станков, древесины и пиломатериалов до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, электроэнергетики, требований природоохранного законодательства.
Установить, что ответчик должен исполнить решение суда в течение ----- суток со дня вступления решения в силу.
Установить, что факт устранения нарушений, должен быть подтвержден заключением специалистов компетентных в сфере законодательства о пожарной безопасности.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Янтилина Л.М.