5-277/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 декабря 2019г. Судья Центрального районного суда г. Воронежа Сахарова Е.А., с участием прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Лемешевой А.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Желдорреммаш» ( ИНН 77157229877, ОГРН 5087746570830, юридический адрес: 127018 г.Москва ул.Октябрьская, 5 стр. 8) о привлечении к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя Воронежского транспортного прокурора Агафоновой А.Г., следует, что Воронежской транспортной прокуратурой с участием специалистов Верхне - Донского Управления Ростехнадзора в период с 10 час. 30 мин. 03.06.2019 по 15 час. 00 мин. 02.07.2019 проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в Воронежском тепловозоремонтном заводе - филиале АО «Желдорреммаш» (далее завод), по адресу: г.Воронеж, ул.Свердлова, д.5.
Проверка показала, что заводом производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не организован и не осуществляется в полной мере. Эксплуатация ряда технических устройств (подъемных сооружений), при наличии выявленных нарушений представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон №116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ч.1 ст.9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения этого закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии е требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533 утверждены «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее по тексту ФНП).
Установлено, что при проверке (сеть газопотребления завода, per. №А01- 10774-0139) выявлены нарушения требований промышленной безопасности:
В нарушение ч.1 ст.9, ч.1 ст.13 ФЗ №116, п.76 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, пунктов 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (далее - ФНП ПБСПГГ) - не установлена возможность дальнейшей эксплуатации здания котельной, предельные сроки дальнейшей эксплуатации не определены.
Не назначено лицо, имеющее право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ (назначается распорядительным документом организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в установленном порядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не менее одного года), что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.142 ФНП ПБСПГГ.
В нарушение ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.143 ФНП ПБСПГГ - газоопасные работы без оформления наряда-допуска периодически выполняются одним рабочим и регистрируются в специальном журнале без указания времени окончания работ.
Наряды-допуски на проведение газоопасных работ не согласовываются с собственной профессиональной аварийно - спасательной службой (формированием), аттестованной на ведение газоопасных работ, либо с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.2.2.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485.
В нарушение ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.193 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 - не испытаны спасательные пояса.
При проверке, установлено, что эксплуатируется надземный газопровод с повреждениями изоляционного покрытия (окраски), что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.70 Технического Регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, п. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
Далее, при проверке объектов котлонадзора завода выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности.
Так, назначенный приказом ответственный за осуществление производственного контроля на предприятии и.о. главного энергетика Шаповалов не аттестован в области промышленной безопасности, что является нарушением 1 требований ст.9 ФЗ №116, п.п. (а) п. 221 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 года №116 (далее - ФНП ОРПД).
В связи с изменениями наименования, адреса и состава опасных производственных объектов не приведено в соответствие «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Воронежского тепловозоремонтного завода - филиала ОАО «Желдорреммаш», что является нарушением требований ст.9 ФЗ № 116, п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263.
Отсутствуют положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на здание компрессорной, что является нарушением требований ч.1 сг.13 ФЗ №116.
В удостоверениях обслуживающего персонала отсутствуют отметки о допуске к самостоятельной работе после проверки знаний, что является нарушением требований ст.9 ФЗ № 116, п.228 ФНП ОРПД.
Результаты технического освидетельствования (диагностирования) с указанием максимальных разрешенных параметров эксплуатации, сроков следующего освидетельствования не записаны в паспорте котлов лицами, их сводившими, что является нарушением требований ст.9 ФЗ-116, п.364 ФНП ОД.
Сроки действия режимных карт на водоподготовительную установку котельной и на ведение водно-химического режима паровых котлов истекли, что является нарушением ст.9 ФЗ №116, п.294 ФНП ОРПД, РД 10-179-98 Методические указания по разработке инструкций и режимных карт по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно- химического режима паровых и водогрейных котлов РД 10-179-98, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от. 02.1998 №5.
В нарушение ст.9 ФЗ №116, п.294 ФНП ОРПД не контролируется содержание растворенного кислорода колориметрическим методом в питательной воде паровых котлов в соответствии с разработанной режимной картой по ведению водно-химического режима: в лаборатории котельной отсутствуют эталонные растворы для определения содержания растворенного кислорода.
На воздухосборнике ст.№1 отсутствует манометр, что является нарушением требований ст.9 ФЗ №116, п.п. (к) п.218 ФНП ОРПД.
Далее, при проверке эксплуатации подъемных сооружений (ПС) завода установлено следующее.
Не обеспечен установленный порядок аттестации специалистов: не аттестованы ответственные за работоспособное состояние ПС в соответствии с «Областями аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» по требованиям промышленной безопасности к подъемным сооружениям - Б9.33 (монтаж, наладка, ремонт, реконструкция или модернизация подъемных сооружений в процессе эксплуатации опасных производственных объектов), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2012 №233, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, п.п. (ж) п.26, п.п. (б) п.150 ФНП.
Заводом, эксплуатирующим опасные производственные объекты, (далее - ОПО), ненадлежащим образом осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, с низкой эффективностью, результаты не удовлетворяют предъявляемым требованиям: отсутствуют планы проверок ОПО, отсутствуют предписания по результатам проверок, что является нарушением ч.1, ст. 11, ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, Постановления Правительства |РФ от 10.03.1999 №263.
Не обеспечен контроль за реализацией требований правил по поддержанию эксплуатируемых ПС в работоспособном состоянии, соблюдению графиков выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.23 ФНП.
В целях предотвращения несанкционированного включения мостовых кранов на заводе не применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику (оператору) получившему ключ-марку под роспись в журнале выдачи ключей-марок, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.125 ФНП.
Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, не подвергаются постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту: неисправен рельсовый путь мостовых кранов уч. №№ А12-00223-0024пс, А12-00223-0025пс, эксплуатируемых на опасном производственном объекте рег.№А01-10774-0132 «Площадка ремонтно-комплектовочного цеха, участка "Б" цеха ремонта электрических машин»; частично отсутствуют накладки стыковых скреплений рельс; величина зазоров в стыках направляющих с обеих сторон свыше допустимых значений (6мм); частично отсутствуют (ослаблены) шпильки прижимных планок рельс к основанию, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.209, п.п. (д) п.255 ФНП.
Кран мостовой уч.№А12-00223-0024пс эксплуатируется со следующими неисправностями: отсутствуют крышки клеммной коробки и щеточного узла электродвигателя механизма передвижения крана у кабины; отсутствует крышка клеммной коробки электродвигателя механизма передвижения крана со стороны троллей; разукомплектован тормоз механизма передвижения крана со стороны троллей (демонтирован гидротолкатель); отключена электрическая катушка тормоза механизма передвижения грузовой тележки; отсутствуют крышки щеточного узла и клеммной коробки электродвигателя механизма подъема; отсутствуют заземляющие проводники корпусов электрооборудования; не скрыт панелью шкаф пускорегулирующих сопротивлений и ящик контактора на мосту крана; электропроводка от шторной подвески электрического кабеля тележки подведена к жгуту под настилом тележки через люк без применения защитного рукава (электрические провода размещены на металлическом настиле и защищены от механических воздействий), что является нарушением чЛ ст.9 ФЗ »116, п. (а) п.23, п.84, п.п. (д, к) п.255 ФНП.
Кран мостовой уч. № А 12 - 00223 - 0013 ПС эксплуатируется на опасном производственном объекте peг. №А01-10774-0132 «Площадка ремонтно- комплектовочного цеха, участка "Б" цеха ремонта электрических машин» со следующими неисправностями: изношен до 50% от первоначальной толщины нижний башмак токосъемника; частично отсутствуют сбрасывающие устройства грузовой тележке; частично отсутствует заземление электрооборудования крана, го является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116; п.п. (а) п.23, п.84, п.п.(д, к) п.255 ФНП.
Кран мостовой № А 12 - 00223 - 0003 ПС эксплуатируется на опасном производственном объекте рег.№ А01-10774-0151 «Площадка кузнечного, механического, инструментального цехов, участка "А" цеха ремонта электрических машин» со следующими неисправностями: деформированы сбрасывающие щитки грузовой тележки со стороны, противоположной кабине; неработоспособен тормоз механизма передвижения грузовой тележки (отсоединена верхняя горизонтальная тяга от стоек тормоза); изношены свыше 80% от первоначальной толщины башмаки токосъёмных устройств, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.п.(а) п.23, п.84, п.п. (д, к) п.255 ФНП.
По результатам проведения технического освидетельствования ПС не подтверждено его соответствие требованиям правил и эксплуатационной документации, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, п.172 ФНП.
Не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности смонтированного грузоподъемного козлового крана зав. №472, изготовленного заводом «Втормет», г.Горький в 1961 году, находящегося в нерабочем состоянии (не демонтирован и т.д.), что является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ №116, п.п. 23, 125 ФНП.
Допускаются в работу краны уч. №№ А12-00223-0024пс, А12-00223-0025пс и другие, на которые отсутствует руководство (инструкция) по эксплуатации, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, п.п. (и) п.255 ФНП.
Специалистами завода не выполняются требования правил и должностных инструкций. Так экспертиза промышленной безопасности автогидроподъемника уч.№ А12-00223-0020пс проведена 06.09.2018, при этом были выявлены неисправности приборов и устройств безопасности. В нарушении требований правил осмотр приборов и устройств безопасности автогидроподъемника проведен в ходе очередного технического освидетельствовании 14.10.2018 в отсутствие наладчика приборов безопасности, а техническое обслуживание приборов проведено специализированной организацией - ООО «ПАРИТЕТ» 01.11.2018, согласно данным «Протокола технического обслуживания приборов и устройств безопасности автогидроподъемника» №171/18, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Ф3№116, п. 267 ФНП.
С учетом изложенного, дальнейшая эксплуатация грузоподъемных сооружений с уч. №№ А12-00223- 0024пс, А12-00223-0025пс, А 12 — 00223 0013пс, А 12 - 00223 - 0003пс, А12-00223-0020пс представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей и должна быть приостановлена до устранения нарушений.
Выявленные многочисленные нарушения могут повлечь аварии либо инциденты технических устройств, применяемых на ОПО, связанные с их нарушением, повреждением, неконтролируемым взрывом или отказом. Факты, связанные с отсутствием экспертиз промышленной безопасности, комплексного следования подкрановых путей, технические неисправности грузоподъемных механизмов могут привести к сходу их с рельсов, их опрокидыванию, гибели людей.
По результатам проверки заместителем Воронежского транспортного прокурора Агафоновой А.Г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной опасности опасных производственных объектов.
Данное правонарушение охвачено единым умыслом, выражается в бездействии Воронежского тепловозоремонтного завода филиала АО «Желдорреммаш» в виде неисполнения требований промышленной безопасности, поскольку филиал имел возможность обеспечить исполнение указанных требований закона путем принятия мер по надлежащей организации и осуществлению производственного контроля, проведению экспертиз промышленной безопасности; приостановлению эксплуатации ТУ, применяемых на ОПО, использование которых угрожает жизни и здоровью людей; устранению технических неисправностей и иных мер. Какие-либо препятствия к исполнению требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не установлены.
Местом совершения указанного правонарушения является местонахождение завода, зарегистрированного по адресу: г. Воронеж, ул.Свердлова, д.5.
Таким образом, АО «Желдорреммаш» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, за которое предусмотрено наказание на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В судебном заседании представитель юридического лица АО «Желдорреммаш» по доверенности Черная А.К. вину общества в совершенном правонарушении не оспаривала, суду представлены доказательства принятия мер к устранению выявленных нарушений, представлен отзыв, приобщенный к материалам дела.
Прокурор Московской межрайонной транспортной прокуратуры Лемешева А.Г. просит привлечь АО «Желдорреммаш» к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, с учетом доказательств, свидетельствующих о принятии мер к устранению выявленных в ходе проверки доказательств, прокурор не настаивала на применении административного наказания в виде приостановления деятельности.
Выслушав прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Лемешеву А.Г., представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела о привлечении юридического лица к административной ответственности, материалы проверки, судья приходит к следующим выводам.
Факт совершения административного правонарушения АО «Желдорреммаш» подтверждается решением о проведении проверки №35 от 03.06.2019, справкой по поверке предписания ВТРЗ – филиала АО «Желдорреммаш» главного государственного инспектора отдела котлонадзора, государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями Верхне-Денского управления Ростехнадзора за период с 10.12.2018 по 18.12.2018, справкой по результатам совместной проверки АО «Желдорреммаш» от 10.06.2019, справкой по результатам совместной проверки ВТРЗ – филиала АО «Желдорреммаш», справкой по результатам проверки соблюдения требований безопасности при эксплуатации подъемных сооружений (ПС) на ВТРЗ – филиала АО «Желдорреммаш», проведенной Московской межрегиональной транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Верхне-Донского управления Ростехнадзора, представлением об устранении выявленных нарушений федерального законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На основании совокупности допустимых доказательств, в судебном заседании установлена вина АО «Желдорреммаш» в совершении административного правонарушения, предусмотрено ст.9.1 ч.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представителем юридического лица представлены доказательства к принятию мер по устранению выявленных нарушений, в том числе нарушений, которые препятствовали эксплуатации опасных объектов, устранены неисправности, выявленные при проведении экспертизы промышленной безопасности автогидроподъемника уч. № А12-0023-0020пс, неисправности крана мостового уч.№А12-00223-0003ПС, уч. № 12-00223-0013ПС, уч. №А12-00223-0024пс, нарушения рельсовых путей мостовых кранов уч. №А12-00223-0024пс, № А12-00223-0025пс, эксплуатируемых на ОП № А0110774-132.
Исходя из изложенного на момент рассмотрения дела, исходя из представленных суду документов, можно сделать вывод о том, что обществом приняты все меры для приведения в состояние пригодное для эксплуатации практически всех опасных производственных объектов.
В силу абзаца 2 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В данном случае исходя из того, что общество приняло действенные меры к устранению выявленных нарушений, доказательств, что эксплуатация опасных производственных объектов, на момент рассмотрения дела, грозит жизни и здоровью работающих в этих цехах граждан, не имеется, с учетом мнения прокурора, который не настаивал на применении наказания в виде административного приостановления деятельности, с учетом устранения выявленных недостатков, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, в пределах санкции статьи, что сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать АО «Желдорреммаш» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) руб.
Штраф подлежит перечислению: получатель штрафа: УФК по г.Москве (Московская межрегиональная транспортная прокуратура л/ч04731855430), ИНН 7708630676, КПП 770801001, расчетный счет №40101810045250010041 в отделении ГУ банка России по ЦФО г.Москва, БИК 0445525000, КБК 4151 16 90010 01 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет», ОКТМО 45378000.
На постановление может быть подана жалоба и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.А.Сахарова
5-277/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 декабря 2019г. Судья Центрального районного суда г. Воронежа Сахарова Е.А., с участием прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Лемешевой А.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Желдорреммаш» ( ИНН 77157229877, ОГРН 5087746570830, юридический адрес: 127018 г.Москва ул.Октябрьская, 5 стр. 8) о привлечении к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя Воронежского транспортного прокурора Агафоновой А.Г., следует, что Воронежской транспортной прокуратурой с участием специалистов Верхне - Донского Управления Ростехнадзора в период с 10 час. 30 мин. 03.06.2019 по 15 час. 00 мин. 02.07.2019 проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в Воронежском тепловозоремонтном заводе - филиале АО «Желдорреммаш» (далее завод), по адресу: г.Воронеж, ул.Свердлова, д.5.
Проверка показала, что заводом производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не организован и не осуществляется в полной мере. Эксплуатация ряда технических устройств (подъемных сооружений), при наличии выявленных нарушений представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии со ст.4 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон №116-ФЗ) правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст.3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ч.1 ст.9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения этого закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии е требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533 утверждены «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее по тексту ФНП).
Установлено, что при проверке (сеть газопотребления завода, per. №А01- 10774-0139) выявлены нарушения требований промышленной безопасности:
В нарушение ч.1 ст.9, ч.1 ст.13 ФЗ №116, п.76 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, пунктов 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 (далее - ФНП ПБСПГГ) - не установлена возможность дальнейшей эксплуатации здания котельной, предельные сроки дальнейшей эксплуатации не определены.
Не назначено лицо, имеющее право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ (назначается распорядительным документом организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в установленном порядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не менее одного года), что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.142 ФНП ПБСПГГ.
В нарушение ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.143 ФНП ПБСПГГ - газоопасные работы без оформления наряда-допуска периодически выполняются одним рабочим и регистрируются в специальном журнале без указания времени окончания работ.
Наряды-допуски на проведение газоопасных работ не согласовываются с собственной профессиональной аварийно - спасательной службой (формированием), аттестованной на ведение газоопасных работ, либо с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.2.2.4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485.
В нарушение ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.193 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 - не испытаны спасательные пояса.
При проверке, установлено, что эксплуатируется надземный газопровод с повреждениями изоляционного покрытия (окраски), что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.70 Технического Регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, п. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 №542.
Далее, при проверке объектов котлонадзора завода выявлен ряд нарушений требований промышленной безопасности.
Так, назначенный приказом ответственный за осуществление производственного контроля на предприятии и.о. главного энергетика Шаповалов не аттестован в области промышленной безопасности, что является нарушением 1 требований ст.9 ФЗ №116, п.п. (а) п. 221 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 года №116 (далее - ФНП ОРПД).
В связи с изменениями наименования, адреса и состава опасных производственных объектов не приведено в соответствие «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Воронежского тепловозоремонтного завода - филиала ОАО «Желдорреммаш», что является нарушением требований ст.9 ФЗ № 116, п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263.
Отсутствуют положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на здание компрессорной, что является нарушением требований ч.1 сг.13 ФЗ №116.
В удостоверениях обслуживающего персонала отсутствуют отметки о допуске к самостоятельной работе после проверки знаний, что является нарушением требований ст.9 ФЗ № 116, п.228 ФНП ОРПД.
Результаты технического освидетельствования (диагностирования) с указанием максимальных разрешенных параметров эксплуатации, сроков следующего освидетельствования не записаны в паспорте котлов лицами, их сводившими, что является нарушением требований ст.9 ФЗ-116, п.364 ФНП ОД.
Сроки действия режимных карт на водоподготовительную установку котельной и на ведение водно-химического режима паровых котлов истекли, что является нарушением ст.9 ФЗ №116, п.294 ФНП ОРПД, РД 10-179-98 Методические указания по разработке инструкций и режимных карт по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно- химического режима паровых и водогрейных котлов РД 10-179-98, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от. 02.1998 №5.
В нарушение ст.9 ФЗ №116, п.294 ФНП ОРПД не контролируется содержание растворенного кислорода колориметрическим методом в питательной воде паровых котлов в соответствии с разработанной режимной картой по ведению водно-химического режима: в лаборатории котельной отсутствуют эталонные растворы для определения содержания растворенного кислорода.
На воздухосборнике ст.№1 отсутствует манометр, что является нарушением требований ст.9 ФЗ №116, п.п. (к) п.218 ФНП ОРПД.
Далее, при проверке эксплуатации подъемных сооружений (ПС) завода установлено следующее.
Не обеспечен установленный порядок аттестации специалистов: не аттестованы ответственные за работоспособное состояние ПС в соответствии с «Областями аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» по требованиям промышленной безопасности к подъемным сооружениям - Б9.33 (монтаж, наладка, ремонт, реконструкция или модернизация подъемных сооружений в процессе эксплуатации опасных производственных объектов), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2012 №233, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, п.п. (ж) п.26, п.п. (б) п.150 ФНП.
Заводом, эксплуатирующим опасные производственные объекты, (далее - ОПО), ненадлежащим образом осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, с низкой эффективностью, результаты не удовлетворяют предъявляемым требованиям: отсутствуют планы проверок ОПО, отсутствуют предписания по результатам проверок, что является нарушением ч.1, ст. 11, ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, Постановления Правительства |РФ от 10.03.1999 №263.
Не обеспечен контроль за реализацией требований правил по поддержанию эксплуатируемых ПС в работоспособном состоянии, соблюдению графиков выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.23 ФНП.
В целях предотвращения несанкционированного включения мостовых кранов на заводе не применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику (оператору) получившему ключ-марку под роспись в журнале выдачи ключей-марок, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.125 ФНП.
Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, не подвергаются постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, техническому обслуживанию и ремонту: неисправен рельсовый путь мостовых кранов уч. №№ А12-00223-0024пс, А12-00223-0025пс, эксплуатируемых на опасном производственном объекте рег.№А01-10774-0132 «Площадка ремонтно-комплектовочного цеха, участка "Б" цеха ремонта электрических машин»; частично отсутствуют накладки стыковых скреплений рельс; величина зазоров в стыках направляющих с обеих сторон свыше допустимых значений (6мм); частично отсутствуют (ослаблены) шпильки прижимных планок рельс к основанию, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.209, п.п. (д) п.255 ФНП.
Кран мостовой уч.№А12-00223-0024пс эксплуатируется со следующими неисправностями: отсутствуют крышки клеммной коробки и щеточного узла электродвигателя механизма передвижения крана у кабины; отсутствует крышка клеммной коробки электродвигателя механизма передвижения крана со стороны троллей; разукомплектован тормоз механизма передвижения крана со стороны троллей (демонтирован гидротолкатель); отключена электрическая катушка тормоза механизма передвижения грузовой тележки; отсутствуют крышки щеточного узла и клеммной коробки электродвигателя механизма подъема; отсутствуют заземляющие проводники корпусов электрооборудования; не скрыт панелью шкаф пускорегулирующих сопротивлений и ящик контактора на мосту крана; электропроводка от шторной подвески электрического кабеля тележки подведена к жгуту под настилом тележки через люк без применения защитного рукава (электрические провода размещены на металлическом настиле и защищены от механических воздействий), что является нарушением чЛ ст.9 ФЗ »116, п. (а) п.23, п.84, п.п. (д, к) п.255 ФНП.
Кран мостовой уч. № А 12 - 00223 - 0013 ПС эксплуатируется на опасном производственном объекте peг. №А01-10774-0132 «Площадка ремонтно- комплектовочного цеха, участка "Б" цеха ремонта электрических машин» со следующими неисправностями: изношен до 50% от первоначальной толщины нижний башмак токосъемника; частично отсутствуют сбрасывающие устройства грузовой тележке; частично отсутствует заземление электрооборудования крана, го является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116; п.п. (а) п.23, п.84, п.п.(д, к) п.255 ФНП.
Кран мостовой № А 12 - 00223 - 0003 ПС эксплуатируется на опасном производственном объекте рег.№ А01-10774-0151 «Площадка кузнечного, механического, инструментального цехов, участка "А" цеха ремонта электрических машин» со следующими неисправностями: деформированы сбрасывающие щитки грузовой тележки со стороны, противоположной кабине; неработоспособен тормоз механизма передвижения грузовой тележки (отсоединена верхняя горизонтальная тяга от стоек тормоза); изношены свыше 80% от первоначальной толщины башмаки токосъёмных устройств, что является нарушением ч.1 ст.9 ФЗ №116, п.п.(а) п.23, п.84, п.п. (д, к) п.255 ФНП.
По результатам проведения технического освидетельствования ПС не подтверждено его соответствие требованиям правил и эксплуатационной документации, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, п.172 ФНП.
Не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности смонтированного грузоподъемного козлового крана зав. №472, изготовленного заводом «Втормет», г.Горький в 1961 году, находящегося в нерабочем состоянии (не демонтирован и т.д.), что является нарушением ч.1 ст. 9 ФЗ №116, п.п. 23, 125 ФНП.
Допускаются в работу краны уч. №№ А12-00223-0024пс, А12-00223-0025пс и другие, на которые отсутствует руководство (инструкция) по эксплуатации, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ №116, п.п. (и) п.255 ФНП.
Специалистами завода не выполняются требования правил и должностных инструкций. Так экспертиза промышленной безопасности автогидроподъемника уч.№ А12-00223-0020пс проведена 06.09.2018, при этом были выявлены неисправности приборов и устройств безопасности. В нарушении требований правил осмотр приборов и устройств безопасности автогидроподъемника проведен в ходе очередного технического освидетельствовании 14.10.2018 в отсутствие наладчика приборов безопасности, а техническое обслуживание приборов проведено специализированной организацией - ООО «ПАРИТЕТ» 01.11.2018, согласно данным «Протокола технического обслуживания приборов и устройств безопасности автогидроподъемника» №171/18, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Ф3№116, п. 267 ФНП.
С учетом изложенного, дальнейшая эксплуатация грузоподъемных сооружений с уч. №№ А12-00223- 0024пс, А12-00223-0025пс, А 12 — 00223 0013пс, А 12 - 00223 - 0003пс, А12-00223-0020пс представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей и должна быть приостановлена до устранения нарушений.
Выявленные многочисленные нарушения могут повлечь аварии либо инциденты технических устройств, применяемых на ОПО, связанные с их нарушением, повреждением, неконтролируемым взрывом или отказом. Факты, связанные с отсутствием экспертиз промышленной безопасности, комплексного следования подкрановых путей, технические неисправности грузоподъемных механизмов могут привести к сходу их с рельсов, их опрокидыванию, гибели людей.
По результатам проверки заместителем Воронежского транспортного прокурора Агафоновой А.Г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной опасности опасных производственных объектов.
Данное правонарушение охвачено единым умыслом, выражается в бездействии Воронежского тепловозоремонтного завода филиала АО «Желдорреммаш» в виде неисполнения требований промышленной безопасности, поскольку филиал имел возможность обеспечить исполнение указанных требований закона путем принятия мер по надлежащей организации и осуществлению производственного контроля, проведению экспертиз промышленной безопасности; приостановлению эксплуатации ТУ, применяемых на ОПО, использование которых угрожает жизни и здоровью людей; устранению технических неисправностей и иных мер. Какие-либо препятствия к исполнению требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не установлены.
Местом совершения указанного правонарушения является местонахождение завода, зарегистрированного по адресу: г. Воронеж, ул.Свердлова, д.5.
Таким образом, АО «Желдорреммаш» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, за которое предусмотрено наказание на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В судебном заседании представитель юридического лица АО «Желдорреммаш» по доверенности Черная А.К. вину общества в совершенном правонарушении не оспаривала, суду представлены доказательства принятия мер к устранению выявленных нарушений, представлен отзыв, приобщенный к материалам дела.
Прокурор Московской межрайонной транспортной прокуратуры Лемешева А.Г. просит привлечь АО «Желдорреммаш» к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, с учетом доказательств, свидетельствующих о принятии мер к устранению выявленных в ходе проверки доказательств, прокурор не настаивала на применении административного наказания в виде приостановления деятельности.
Выслушав прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Лемешеву А.Г., представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела о привлечении юридического лица к административной ответственности, материалы проверки, судья приходит к следующим выводам.
Факт совершения административного правонарушения АО «Желдорреммаш» подтверждается решением о проведении проверки №35 от 03.06.2019, справкой по поверке предписания ВТРЗ – филиала АО «Желдорреммаш» главного государственного инспектора отдела котлонадзора, государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями Верхне-Денского управления Ростехнадзора за период с 10.12.2018 по 18.12.2018, справкой по результатам совместной проверки АО «Желдорреммаш» от 10.06.2019, справкой по результатам совместной проверки ВТРЗ – филиала АО «Желдорреммаш», справкой по результатам проверки соблюдения требований безопасности при эксплуатации подъемных сооружений (ПС) на ВТРЗ – филиала АО «Желдорреммаш», проведенной Московской межрегиональной транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Верхне-Донского управления Ростехнадзора, представлением об устранении выявленных нарушений федерального законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
На основании совокупности допустимых доказательств, в судебном заседании установлена вина АО «Желдорреммаш» в совершении административного правонарушения, предусмотрено ст.9.1 ч.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представителем юридического лица представлены доказательства к принятию мер по устранению выявленных нарушений, в том числе нарушений, которые препятствовали эксплуатации опасных объектов, устранены неисправности, выявленные при проведении экспертизы промышленной безопасности автогидроподъемника уч. № А12-0023-0020пс, неисправности крана мостового уч.№А12-00223-0003ПС, уч. № 12-00223-0013ПС, уч. №А12-00223-0024пс, нарушения рельсовых путей мостовых кранов уч. №А12-00223-0024пс, № А12-00223-0025пс, эксплуатируемых на ОП № А0110774-132.
Исходя из изложенного на момент рассмотрения дела, исходя из представленных суду документов, можно сделать вывод о том, что обществом приняты все меры для приведения в состояние пригодное для эксплуатации практически всех опасных производственных объектов.
В силу абзаца 2 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В данном случае исходя из того, что общество приняло действенные меры к устранению выявленных нарушений, доказательств, что эксплуатация опасных производственных объектов, на момент рассмотрения дела, грозит жизни и здоровью работающих в этих цехах граждан, не имеется, с учетом мнения прокурора, который не настаивал на применении наказания в виде административного приостановления деятельности, с учетом устранения выявленных недостатков, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, в пределах санкции статьи, что сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.7-29.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать АО «Желдорреммаш» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) руб.
Штраф подлежит перечислению: получатель штрафа: УФК по г.Москве (Московская межрегиональная транспортная прокуратура л/ч04731855430), ИНН 7708630676, КПП 770801001, расчетный счет №40101810045250010041 в отделении ГУ банка России по ЦФО г.Москва, БИК 0445525000, КБК 4151 16 90010 01 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет», ОКТМО 45378000.
На постановление может быть подана жалоба и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Е.А.Сахарова