Петрозаводский городской суд Дело № 5-432/2018-8
(г. Петрозаводск, ул.Красная, 33)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 мая 2018 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Родильный дом им.Гуткина К.А.» <данные изъяты>
у с т а н о в и л :
В период времени с 05 апреля 2018 года по 04 мая 2018 года в ходе осуществления внеплановой документарной проверки ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», ТО Росздравнадзора по РК выявлено, что Учреждение, расположенное по адресу: г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.15, в период с 29.01.2018 по 02.03.2018 осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, а именно - в нарушение п.п. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291, п.18 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденного приказом Минздрава России от 01.11.2012г. №572н, не направило пациентку фио1 в консультативно-диагностическое отделение перинатального центра, что свидетельствует об оказании некачественной медицинской помощи, исходом которой явилась смерть пациентки.
В судебном заседании исполняющая обязанности главного врача ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» Воликовская Е.Ю. вину Учреждения в совершении административного правонарушения не признала, не оспаривая то обстоятельство, что беременная пациентка фио1 действительно не была направлена в консультативно-диагностическое отделение перинатального центра, полагала, что в этом не было необходимости, не проведение орального глюкозо-толерантного теста с 75 гр. глюкозы было вызвано отказом пациентки фио1 от его проведения.
Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республики Карелия Репникова Я.В., действующая на основании доверенности, полагала доказанным вменяемое правонарушение Учреждению, просила исключить из объема вмененных Учреждению нарушений указание на несоблюдение рекомендованного спектра обследования в виде не проведения фио1 орального глюкозо-толерантного теста с 75 гр. глюкозы, так как данное нарушение не отражено в акте проверки, было ошибочно внесено в протокол об административном правонарушении.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу о наличии оснований для привлечения ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "р", "т" - "у", "х" и "ц" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу ч.11 ст.19 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. К таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно статье 2 вышеуказанного Закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
На основании п.46 ч.1 ст.12 Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 соблюдение порядков оказания медицинской помощи является лицензионным требованием, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности (далее – Положение).
Невыполнение лицензиатом вышеуказанных требований, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является грубым нарушением лицензионных требований (пункт 6 Положения).
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны и здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.79 вышеназванного Закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержден приказом Минздрава России от 01.11.2012г №572н. (далее – Порядок).
Согласно п.18 Порядка в консультативно-диагностические отделения перинатальных центров направляются, в том числе, беременные женщины с отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке).
Материалами дела подтверждается, что ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-10-01-000691 от 17 июля 2013 года, выданной Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, бессрочно.
Судом установлено, ТО Росздравнадзора по РК в период с 05 апреля 2018 года по 04 мая 2018 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» на основании приказа врио руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия от 03.04.2018г. № 60-пр, поводом к которой послужили размещенные в средствах массовой информации на сайтах информационно-телекоммуникационных сетей «Интернет» 26.03.2018г. сведения по вопросу качества оказания медицинской помощи фио1 в ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», приведшей к летальному исходу пациентки.
В рамках проверки административным органом установлено, и документами, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что фио1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состояла на учете по беременности и родам в ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» с 04.09.2017г. (13 недель беременности), с отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке).
02.03.2018г. по направлению врача акушера-гинеколога фио1 поступила в отделение патологии беременности ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» (38 недель беременности), где была осмотрена врачами-специалистами, и ей был выработан консервативный план родоразрешения с профилактикой гипоксии плода и аномалий родовой деятельности, кровотечения в 3-м и послеродовом периоде, с возможностью ранней амниотомии.
Родовая деятельность развилась 11.03.2018 на фоне родовозбуждения окситоцином. В связи со слабостью родовой деятельности, неподдающейся коррекции, план ведения родов был изменен в сторону оперативного родоразрешения, 11.03.2018 произведена операция – лапаротомия по Пфанненштилю.
В послеоперационном периоде у пациентки фио1 возникли осложнения. 12.03.2018 по решению консилиума врачей родильнице была показана медицинская эвакуация 3-го уровня в ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А.Баранова», где 12.03.2018 наступила смерть пациентки фио1
По результатам проверки составлен акт № 65 от 04 мая 2018 года и протокол об административном правонарушении от 04 мая 2018 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении Учреждению вменяются нарушения, выражающиеся в не направлении пациентки фио1 в консультативно-диагностическое отделение перинатального центра, а также несоблюдении рекомендованного спектра обследования (не проведен оральный глюкозо-толерантный тест с 75 гр. глюкозы).
Из акта проверки усматривается, что при оказании медицинской помощи фио1 ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» нарушен п.18 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», что выразилось в ненаправлении беременной пациентки с отягощенным акушерским анамнезом (рубец на матке) в консультативно-диагностическое отделение перинатального центра.
Нарушение лицензиатом ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» пп. "а" п. 5 Положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий и подпадает под действие ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 04.05.2018 года, копией акта проверки № 65 от 04.05.2018г., копией мотивированного представления, копией скриншотов с сайтов информационно-коммуникационной сети «Интернет», копией распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки, копией приказа о внесении изменений в приказ о проведении внеплановой проверки, копией Устава ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», сведениями из ЕГРЮЛ, выкопировкой из карты беременной и роженицы на имя фио1, копиями заключений врачей-специалистов, копией пояснительной записки по факту оказания медицинской помощи фио1 за подписью и.о. главного врача ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.», другими материалами.
Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Таким образом, судья приходит к выводу о доказанности вины ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» в совершении административного правонарушения и квалифицирует действия по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
О грубом характере допущенных нарушений свидетельствуют последствия их совершения.
При этом из объема вмененных Учреждению нарушений подлежит исключению указание на несоблюдение рекомендованного спектра обследования в части не проведения фио1 орального глюкозо-толерантного теста с 75 гр. глюкозы, поскольку данное нарушение не отражено в акте проверки, в связи с чем, не может быть вменено Учреждению в вину.
Данные, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения с учетом общественной опасности допущенных нарушений, которые относятся к грубым нарушениям требований лицензии, отсутствуют.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и последствия совершенного правонарушения, его обстоятельства, смягчающих ответственность обстоятельств не установлено, в качестве отягчающего ответственность обстоятельства суд учитывает повторное совершение однородного правонарушения (постановлением мирового судьи судебного участка №4 г.Петрозаводска Республики Карелия от 21.12.2017 ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» привлекалось к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ), учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является некоммерческой организацией, финансируется за счет бюджета, и приходит к выводу о том, что в отношении ГБУЗ «Роддом им. Гуткина К.А.» следует применить административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку наложение административного штрафа в установленных ею пределах не отвечает целям и индивидуализации административной ответственности, и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав привлекаемого к административной ответственности лица.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Государственное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Родильный дом им. Гуткина К.А.» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 75000 рублей.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ Национального банка РФ г. Петрозаводск. Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Карелия – 1850350, г. Петрозаводск, ул.Анохина, д.29-а), ИНН 1001015139, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, КБК 06011690040046000140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья И.А.Сааринен