Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1639/2014 ~ М-1517/2014 от 09.04.2014

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 апреля 2014 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего Малкиной Л.И.

при секретаре Кунчининой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1639 по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с заявлением о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестр) в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. ХХХ А, обязании произвести государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. о. Сызрань, г. Сызрань, ул. ХХХА по представленным документам, обязании представить в судебное заседание паспорт объекта культурного наследия, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что **.**.**** г. между ООО « » (Продавец) и ним (Покупатель) заключен договор купли-продажи №00 долей в праве на нежилое отдельно стоящее здание с двумя пристроями и подвалом (производственное здание цеха обогащенных круп) Литера ББ1Б2, инвентарный номер на предприятии 3, общей площадью 1895,10 кв.м., состоящее из нежилого отдельно стоящего здания с двумя кирпичными пристроями и подвалом, расположенным по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. ХХХ А В установленном законом порядке право собственности зарегистрировано **.**.**** г. г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.**** г. г., в котором сведения об ограничении (обременении) права не зарегистрированы.

В связи с разделом доли указанного здания в натуре **.**.**** г. ему выдано новое свидетельство о государственной регистрации права серия №00, в котором так же ограничения (обременения) права не зарегистрированы.

**.**.**** г. он обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права 45419/143480 долей в праве общей долевой собственности и права общей долевой собственности на нежилое здание по указанному выше адресу.

**.**.**** г. ему выдано сообщение об отказе в государственной регистрации, поскольку в представленном на государственную регистрацию договоре отсутствуют сведения, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия. В сообщении Управления Росреестра ссылается на письмо Министерства культуры Самарской области от **.**.**** г. № 26-04/4054, в соответствии с которым здание, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. ХХХ А, литеры ББ1 Б2, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО3», состоящего на государственной охране на основании постановления главы администрации Самарской области от **.**.**** г. №00 и что указанный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В порядке межведомственного взаимодействия регистрационной службой был получен паспорт объекта культурного наследия на здание, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. ХХХА, лит. Б,Б1,Б2.

Статьей 21 ФЗ « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.07.2002 года № 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведении, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Однако паспорт культурного наследия ему, как собственнику данного «объекта культурного наследия», выдан не был.

Согласно статье 63 Закона «Об объектах культурного наследия» государственной регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Закона «Об объектах культурного наследия» при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В силу прямого указания Закона, регистрации подлежат обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия, однако обременения на продаваемое им здание никто не накладывал.

Кроме того, в Постановлении Главы администрации Самарской области № 77 от 27.03.1992 г. указано: «Во исполнение Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры постановляю: Принять на государственную охрану как памятники истории и культуры местного значения г. Самары, Сызрани, Сызранского района вновь выявленные объекты согласно приложения № 1,2,3,4» и в приложении № 3 под № 51 значится : «Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.» 1907 года постройки, расположенная по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ, как памятник промышленной архитектуры, материал - кирпич, т.е. указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану без указания литерного состава, в то время как ему принадлежит нежилое здание по ул. ХХХА, литеры ББ1Б2, а согласно технического паспорта и справки ГУП «ЦТИ» Самарской области, год постройки нежилого здания по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ А, ФИО10 - 1951 год.

На его запрос в Министерство культуры Самарской области **.**.**** г. ему сообщило, что на территории мельницы расположено большое количество литеров. В состав комплекса: «Мельницы Стерлядкина А.А.» входят литеры А.А1,А2,АЗ,А4, в непосредственной близости расположены литеры Б,Б1,Б2, которые типологически могут принадлежать к этому объекту.

В силу ст. 18 п. 7 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия...», «... в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет.», а п. 9 вышеуказанного Закона гласит, что «... объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр». На основании ст. 17 Закона № 73-ФЗ, для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в государственный орган власти субъекта РФ:

заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

заключение государственной историко-культурной экспертизы;

сведения о наименовании объекта;

сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений
( перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

сведения о местонахождении объекта;

сведения о категории историко-культурного значения объекта;

сведения о виде объекта;

описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и
подлежащих обязательному сохранению;

описание границ территории объекта;

фотографическое изображение объекта;

сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом
культурного наследия;

сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а
также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого
располагается объект археологического наследия,

Согласно ст. 20 Закона № 73-ФЗ, ведение реестра включает в себя присвоение регистрационного номера объекта культурного наследия в реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в реестр при регистрации в нем объектов.

В реестр вносятся сведения, указанные в подпунктах 3-10 ст. 17 ФЗ № 73, а также: сведения об органе государственной власти, принявшего решение о включении объекта культурного наследия в реестр; номер и дата принятия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр, а также сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия.

Сведения, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 20 ФЗ № 73 подлежат обязательному опубликованию.

Согласно сведений, расположенных на сайте Министерства культура Самарской области, здание, расположенное по адресу г. Сызрань, ул. ХХХ, 1907 года постройки без указания литерного состава внесено в список выявленных объектов культурного наследия как «Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.», полагает, что указанное строение в реестр объектов культурного наследия не включен.

Полагает, что в соответствии со статьей 20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Полагает, не законным отказ в государственной регистрации перехода права собственности по основаниям, указанном в сообщении, в связи с чем, обратился в суд.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требовании, привел изложенные выше доводы.

В судебном заседании представитель заявителя в лице ФИО4 заявленные требования поддержал, привел изложенные выше доводы.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в лице ФИО5 (доверенность л.д. 201) представил отзыв в письменном виде, из которого усматривается, что заявление не признает, поскольку из смысла статьи 255 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием гражданина.

Управление полагает заявленные требования необоснованными, а, следовательно, не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

**.**.**** г. на основании абз. 7 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) Управлением было принято решение №00 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на вышеназванный объект недвижимости.

В регистрирующий орган был предоставлен договор купли-продажи от **.**.**** г..,

согласно которому заявитель отчуждает 45419/143480 долей собственности на нежилое здание общей площадью 1.434,80 кв.м. по адресу: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. ХХХА.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее Закон №73-ФЗ) народов Российской Федерации» на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Согласно письму Министерства культуры Самарской области от 01.11.2013г. №00 здание по адресу: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. ХХХА, литеры ББ1Б2, входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.», состоящего на государственной охране на основании постановления главы администрации Самарской области от **.**.**** г.. № №00

Указанный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В п. 4 ст. 48 Закона № 73-Ф3 указано, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Таким образом, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В свою очередь охранное обязательство оформляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и данные условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).

Однако в представленном договоре купли-продажи от 26.11.2013г. отсутствует условие о том, что отчуждаемое здание является объектом культурного наследия и покупатель информирован о данном обстоятельстве.

Таким образом, заявителю было отказано в государственной регистрации перехода права и права собственности в связи с тем, что лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий (абз. 7 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Позиция регистрирующего органа была поддержана Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2011г. по делу №А55-2002/2009.

В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (л.д.192-194).

В судебном заседании представитель Министерства культуры Самарской области (далее Министерство) в лице ФИО6 (доверенность л.д. 140) заявление не признал, полагает, что Постановлением Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. №00 здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. ХХХ (без уточнения литерного состава), было принято на государственную охрану как памятник истории местного значения «Вальцовая паровая мельница со строениями ФИО3».

Постановление Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. №00 было принято в соответствии с действовавшим на тот момент Законом РСФСР от **.**.**** г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Согласно п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) с момента принятия указанного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», были отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

В соответствии с п. 6 ст. 20 Федерального закона № 73-ФЗ мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.

С учетом изложенного, сотрудниками подведомственного Министерству ГБУК «Агентство по сохранению историко-культурного наследия Самарской области» были осуществлены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.», в результате - которых установлено, что фактическое местоположение рассматриваемого объекта культурного наследия - Самарская область, г. Сызрань, ул. ХХХА.

Таким образом, все строения, расположенные на территории указанного домовладения, относятся к объекту культурного наследия регионального значения «Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.».

По результатам проверки соблюдения Министерством требований законодательства об охране объектов культурного наследия, Прокуратурой Самарской области также сделан вывод о принадлежности всех литер домовладения № 110А по ул. ХХХ в г. Сызрани к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, что подтверждается письмом от **.**.**** г. №00

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Из пункта 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно договору купли-продажи от **.**.**** г., заключенному между ФИО1 и ФИО7, его предметом является купля-продажа 4-этажного нежилого здания, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, ул. ХХХА.

Вместе с тем, сведения о принадлежности предмета сделки к объектам культурного наследия, являющиеся существенными условиями, в договоре отсутствуют, в связи с чем, указанный договор не может считаться заключенным.

Согласно п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел II единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, и пр.

В подраздел III единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации указываются содержание обязательств по сохранению таких объектов культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

Указанная норма корреспондирует с п. 4 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно которому при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Таким образом, заявителями на государственную регистрацию сделки купли-продажи 4-этажного нежилого здания, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, ул. ХХХА, не были предоставлены документы в соответствии с указанными выше обязательными требованиями гражданского законодательства, а также законодательства об объектах культурного наследия.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона № 73-ФЗ паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия предоставляется органом охраны объектом культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе.

Поскольку ФИО1 при государственной регистрации сделки с принадлежащим ему объектом культурного наследия, по собственной инициативе паспорт объекта культурного наследия предоставлен не был, он был подготовлен Министерством и направлен в Управление Росреестра по Самарской области в порядке межведомственного взаимодействия.

Кроме того, как следует из требований ст.ст. 48 и 63 Федерального закона № 73-ФЗ и не оспаривается Заявителем, государственной регистрации в отношении объектов культурного наследия подлежат обременения, установленные охранными обязательствами.

Вместе с тем, оформление охранных обязательств собственников (пользователей) объектов культурного наследия является государственной услугой и осуществляется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 07.09.2011 № 447 «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг», а также приказом министерства культуры Самарской области от 29.06.2012 № 9 «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством культуры Самарской области государственной услуги «Оформление охранных обязательств coбственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и регионального значения (выявленных объектов культурного наследия)».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, охранное обязательство на объект культурного наследия может быть оформлено Министерством только после получения соответствующего письменного заявления от собственника указанного объекта культурного наследия. Поскольку ФИО1 с соответствующим заявлением в Министерство не обращался охранное обязательство в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия Министерством не оформлялось, в связи с чем, доводы ФИО1 об отсутствии необходимости в государственной регистрации обременении в связи с тем, что у него отсутствует охранное обязательство собственника объекта культурного наследия, являются необоснованными (л.д.141-146).

В судебном заседании, привлеченный в качестве третьего лица ФИО7 в лице его представителя ФИО8 заявление поддержал, полагал незаконным отказ в государственной регистрации перехода права собственности, поскольку при заключении сделки руководствовались свидетельством о государственной регистрации права.

    Суд, выслушав стороны, представителей, проверив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

    В соответствии со ст. 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Постановлением Главы Администрации Самарской области от **.**.**** г. №00 Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А. 1907 г. принята на государственную охрану как памятник истории и культуры и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.156).

В соответствии с п. 16 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утвержденный документ.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (далее Закон №73-ФЗ) народов Российской Федерации» на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи №00 от **.**.**** г. принадлежит нежилое здание, 4-этажный площадью 1 434.8 кв.м. литера ББ1Б2 расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, ул. ХХХА. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 21).

Установлено также, что **.**.**** г. ФИО1 заключил с ФИО7 в лице его представителя ФИО8 договор купли-продажи 45419/434480 долей в праве собственности нежилого здания 4-этажный, общей     площадью 1434.8 кв.м. по адресу Самарская область г. Сызрань ул. ХХХА., что подтверждается его копией (л.д.20).

**.**.**** г. ФИО1 и ФИО7 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации с заявлением о государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание.

    Установлено также, что решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области №00 от **.**.**** г. в государственной регистрации перехода права собственности отказано, что подтверждается сообщением (л.д. 8-10).

    Доводы заявителя и его представителя о том, что отчуждаемая им 45419/143480 доля нежилого здания, 4-этажный площадью 1 434.8 кв.м. литерой ББ1Б2 не может являться памятником культурного наследия Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А. 1907 г., поскольку выстроены в 1951 г. судом не могут быть приняты во внимание. Согласно паспорту объекта культурного наследия видом объекта культурного наследия является ансамбль: строения литеры Б,Б1,Б2 переменной этажности, входящее в состав построек комплекса, расположенное в непосредственной близости к производственному корпусу Литера Б –здание переменной этажности (2-4) кирпичное, оштукатурено, фасады носят следы многочисленных надстроек и перестроек. Литера Б1 – одноэтажное здание, выполненное из керамического кирпича, не оштукатурено, имеет декоративное оформление в стиле кирпичной эклектики, Литера Б2 – небольшой одноэтажный переход, соединяющий литеры Б и Б1 (л.д. 152-155, 198-203).

    В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона №73-Ф3 при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Из смысла указанной нормы следует, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

    Однако представленный на государственную регистрацию договор перехода права собственности и право собственности не содержит сведения о принадлежности предмета сделки к объектам культурного наследия и покупатель информирован о данном обстоятельстве (абз. 7 п.1 ст. 20 Закона о регистрации).

Доводы представителя заявителя о том, что «Вальцовая паровая мельница со строениями Стерлядкина А.А.» включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации без заключения историко-культурной экспертизы в конкретном случае не имеет правового значения и судом отвергаются.

    Отсутствие у заявителя паспорта на объект культурного наследия по указанному выше адресу и охранного обязательства не является основанием при отчуждении здания, являющегося объектом культурного наследия, не информировать об этом обстоятельстве нового собственника.

При этом суд учитывает, что ФИО1 не лишен права в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обратиться в Министерство культуры Самарской области с письменным заявлением о выдаче ему охранного обязательства.

    В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    При таких обстоятельствах суд полагает, что решение принято в пределах полномочий должностного лица, права ФИО1 не нарушены, а потому в удовлетворения заявленных требований - отказать.

    

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л:

    

    В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным отказ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области от **.**.**** г. №00 в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. ХХХ А, обязании Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии Самарской области произвести государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на 45419/143480 долей в праве и права общей долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, городской округ Сызрань, г. Сызрань, ул. ХХХ А по представленным документам отказать.

    Решение с правом обжалования и опротестования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в месячный срок.

    Судья: Малкина Л.И.

2-1639/2014 ~ М-1517/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лучкин В.В.
Другие
Хрунов В.В.
Аркадьев Сергей Юрьевич
Министерство культуры Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Заварзин Алексей Юрьевич
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Малкина Л.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
09.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2014Передача материалов судье
10.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2014Предварительное судебное заседание
24.04.2014Судебное заседание
28.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2014Дело оформлено
16.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее