Дело № 2-816/2015
Поступило в суд 19 февраля 2015 года.
Дело № 2-816/2015
Поступило в суд 19 февраля 2015 года.
МОТИВИРОВАННОЕ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2015 г. г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ачикалова С.В.,
при секретаре Диденко М.П.,
с участием истца Филимонова Д.В.,
представителя истца Черкасовой Я.С.,
представителей ответчика Сушко Т.А. и Обгольц Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимонова Д. В. к государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» об отмене решений об отказе в назначении пенсии независимо от возраста, включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии независимо от возраста, назначении досрочной пенсии независимо от возраста в связи с работой в качестве работника летно-испытательного состава и её выплате,
установил:
10 ноября 2014 года Филимонов Д.В. подал в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава в соответствии со ст.27.1. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и заявление о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава в соответствии со ст.7.2. Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением УПФР в г. Бердске № 269 от 03 декабря 2014 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 1 ст.27.1. Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Решением УПФР в г. Бердске № 270 от 03 декабря 2014 года ему отказано в назначении пенсии за выслугу лет по пункту 1 ст.7.2. Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В обоих случаях отказ в удовлетворении заявления Филимонова Д.В. в назначении пенсии независимо от возраста в связи с работой в качестве работника летно-испытательного состава УПФР в г. Бердске мотивировал тем, что Филимоновым Д.В. и его работодателем не представлены первичные документы, подтверждающие участие Филимонова Д.В. в период с 25 января 2000 года по 10 ноября 2014 года в испытательных полетах в составе штатного летного экипажа, в должностях, дающих право на льготное назначение пенсии, в частности, - приказ о переводе его с 25 января 2000 года с должности инженера по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов на должность бортоператора-испытателя, приказ о назначении его с 13 июля 2001 года на должность ведущего инженера по летным испытаниям, приказы о зачислении его в летно-испытательные бригады в качестве члена штатного летного экипажа при совершении полетов, указанных в летной книжке как испытательных, за исключением участия в испытательном полете 30 сентября 2012 года по программе № 240-09-2010 продолжительностью 6 часов 15 минут. При таких обстоятельствах, по убеждению УПФР в г. Бердске, в льготный стаж подлежит включению только работа в 2012 году продолжительностью 1 год, при требуемом стаже в 25 лет. В уточняющих справках о налете часов работодателем указана информация, не подтвержденная первичными документами, поэтому данные справки не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих льготный стаж истца.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, Филимонов Д.В. обратился в суд с исками о признании незаконными вышеуказанных решений, включении в стаж, дающий право на назначение пенсии независимо от возраста работникам летно-испытательного состава, периодов его работы с 25 января 2000 года по 13 июля 2001 года в качестве бортоператора-испытателя, с 13 июля 2001 года по 10 декабря 2014 года в качестве ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов, возложении на УПФР в г. Бердке обязанности назначить ему пенсию с даты обращения за назначением пенсии - с 10 ноября 2014 года, по подпункту «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.7.2. Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.27.1. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава», при назначении в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники:
летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели.
Согласно пункту 4 данного Положения, при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается:
один год работы в должностях, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний.
Таким образом, под непосредственным выполнением испытательного полета понимается осуществление полета в должностях летного состава, указанных в пп. «а» п. 3 вышеназванного Положения, а не в административных должностях, согласно штатным расписаниям организации, учреждения. При этом должности, работа в которых исчисляется в соответствии с пп. «а» п. 3 указанного Положения, должны иметь приставку – «испытатель».
Исходя из буквального толкования пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, очевидно, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, входящие в летный состав, имеющие указанные в данном пункте летные специальности: летчики (пилоты) - испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели, а не лица, замещающие определенные должности согласно штатных расписаний, единых квалификационных справочников и т.п..
Приказом № 256/44 от 10 февраля 2004 года Филимонов Д.В. назначен на должность начальника летно-испытательной базы (ЛИБ) ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», которую замещает до настоящего времени.
Согласно пункту 3.17. должностной инструкции начальника ЛИБ (летно-испытательной базы), начальник ЛИБ может принимать участие в испытательных полетах в качестве ведущего инженера по летным испытаниям.
Из акта документальной проверки № 63 от 12 сентября 2014 года (дело № 2-816/2015, том 2, л.д.45-59) и дополнения к данному акту от 17 апреля 2015 года (дело № 2-816/2015, том 2, л.д.60-76), составленными главным специалистом-экспертом УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска, судом установлено, что приказом № 21/44 от 25 января 2000 года Филимонов Д.В. допущен к полетам в 2000 году в качестве бортоператора-испытателя на самолете Як-40, а приказом от 13 июля 2001 года № 112/44 ему с 30 марта 2001 года присвоена квалификация ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов 2 класса. Согласно приказу № 117/44 от 04 июля 2002 года, ведущий инженер по летным испытаниям Филимонов Д.В. назначен на должность заместителя начальника ЛИБ по летно-экпериментальным работам без освобождения от должности ведущего инженера по летным испытаниям. В соответствии с многочисленными приказами, указанными в данном акте проверки, ведущий инженер по летным испытаниям Филимонов Д.В. допущен к полетам в составе экипажей на различных воздушных судах в качестве бортопреатора-испытателя. Данные приказы являются первичными документами, подтверждающие сведения, содержащиеся в представленных работодателем справках, уточняющих характер работы Филимонова Д.В. и время полетов, а также сведения, содержащиеся в его летных книжках. Как видно и данного акта и дополнения к нему, эти приказы были представлены специалисту-эксперту Пенсионного Фонда (дело № 2-816/2015, том 2, л.д.98).
Так в летных книжках Филимонова Д.В. указано, что он имеет летные специальности – бороператор-испытатель в период с 25 января 2000 года, и ведущий инженер по летным испытаниям. Указанные в летной книжке программы, по которым Филимонов Д.В. совершал испытательные полеты, совпадают с номерами программ, представленных специалисту Управления Пенсионного Фонда в Дзержинском районе г. Новосибирска, проводившему проверку (дело № 2-816/2015, том 1, л.д.21-23, том 2, л.д.19-21).
Согласно трудовой книжке Филимонова Д.В. (дело № 2-816/2015, том 1, л.д.15-19), на основании приказа № 117/44 от 04 июля 2002 года он переведен с должности инженера по эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов на должность начальника ЛИБ, в то время, как согласно данному приказу, представленному на проверку специалисту Пенсионного Фонда РФ, данный приказ имеет формулировку «назначить на должность заместителя начальника ЛИБ» (смотри выше). Аналогично, в трудовой книжке имеется запись о переводе Филимонова Д.В. на должность начальника ЛИБ на основании приказа № 256/44 от 10 февраля 2004 года, в то время как в вышеуказанном акте проверки № 63 от 12 сентября 2014 года отражено, что данным приказом Филимонов Д.В. назначен на должность начальника ЛИБ.
При таких обстоятельствах суд исходит из первичных приказов при рассмотрении данного дела и находит установленным, что на должности заместителя начальника ЛИБ и начальника ЛИБ Филимонов Д.В. не переводился в должности ведущего инженера по летным испытаниям, а сохранял эту должность в летном составе при назначении на административные должности.
Сведения, содержащиеся в вышеуказанных приказах, летной книжке и трудовой книжке Филимонова Д.В. согласуются со сведениями, указанными в справках работодателя № 44/185 от 10 ноября 2014 года и № 44/184 от 10 ноября 20014 года, уточняющих характер работы Филимонова Д.В. и о его налетах, а также со сведениями, содержащимися в справке уточняющей особый характер работы от 22 июня 2015 года и в справке о налетах от той же даты (дело № 2-816/2015, том 1, л.д.162-164, 236-238).
Таким образом, из вышеуказанных документов суд находит установленным, что с 25 января 2000 года Филимонов Д.В. занимал должности и выполнял работу в летном составе, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.
В акте документальной проверки № 63 от 12 сентября 2014 года и дополнении к нему содержится перечень программ, в полетах по которым участвовал Филимонов Д.В. в качестве ведущего инженера по летным испытаниям, а также приведена таблица полетов с его участием согласно полетным листам с указанием его в разделе «другие члены экипажа» (дело № 2-816/2015, том 2, л.д.47, 5360, 62).
По мнению представителей ответчика, полеты, совершаемые с участием Филимонова Д.В. по данным программам, не являются испытательными. Кроме того, Филимонов Д.В. участвовал в данных полетах не на штатном рабочем месте летательных аппаратов, так как не входил в состав летного экипажа, а входил в состав других членов экипажа.
В связи с этим, судом в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации был направлен запрос о классификации полетов по этим программам (том 2, л.д.99).
В ответе на запрос Министерство промышленности и торговли Российской Федерации сообщило, что полеты по указанным в запросе программам, относятся к испытательным полетам, а начальник ЛИС ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» является аттестованным в соответствии с установленными законом требованиями, ведущим инженером по летным испытаниям воздушных судов, имеет действующее свидетельство и допуск к полетам, принимает участие в полетах в качестве ведущего инженера по летным испытаниям в составе штатного лётного экипажа (дело № 2-816/2015, том 2, л.д.164-165).
Проанализировав вышеуказанные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку, суда находит установленным, что на день обращения в УПФР в г. Бердске с заявлениями о назначении ему пенсии независимо от возраста как работнику летно-испытательного состава, он имел право на назначение пенсии за выслугу лет по подпункту «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.
Право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободамчеловека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции РоссийскойФедерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права исвободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закономтолько в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральными законами Российской Федерации не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение для граждан в связи с ошибками работодателей при оформлении документов, влияющих на решение вопросов о назначении пенсий.
Поэтому иск Филимонова Д.В. в части назначения пенсии независимо от возраста подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.23 п.7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»», пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она устанавливается.
В связи с этим, требование о выплате пенсии с 10 ноября 2014 года удовлетворению не подлежит.
На основании ст.ст.7.2., 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст.27.1. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подпункта «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Филимонова Д. В. к государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» об отмене решений об отказе в назначении пенсии независимо от возраста, включении в специальный стаж работы, дающей право на назначение пенсии независимо от возраста, назначении досрочной пенсии независимо от возраста в связи с работой в качестве работника летно-испытательного состава и её выплате, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УПФР в г. Бердске № 269 от 03 декабря 2014 года об отказе Филимонову Д. В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 1 ст.27.1. Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Признать незаконным решение УПФР в г. Бердске № 270 от 03 декабря 2014 года об отказе Филимонову Д. В. в назначении пенсии за выслугу лет по пункту 1 ст.7.2. Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» включить периоды работы Филимонова Д. В. в летно-испытательном составе:
с 25 января 2000 года по 13 июля 2001 года в качестве бротоператора-испытателя;
с 13 июля 2001 года по 10 ноября 2014 года в качестве ведущего инженера по летным испытаниям,
в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии независимо от возраста по подпункту «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384.
Обязать государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» назначить Филимонову Д. В. пенсию независимо от возраста по подпункту «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. № 384, со дня обращения за назначением пенсии – с 10 ноября 2014 года.
Взыскать с государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бердске Новосибирской области» в пользу Филимонова Д. В. в возврат государственной пошлины 600 рублей 00 копеек.
В остальной части иска Филимонову Д. В. отказать
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Судья С.В. Ачикалов.