Дело № 2-146/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
22 марта 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Наконечного С.И.,
при секретаре Долгих И.С.,
с участием: истца Карасева А.А., представителя ответчика Орловой А.Н., представителя третьего лица Винник Ф.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасева ФИО1 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании действий об исключении из реестра граждан-участников программы «Жилище» на 2015-2020г. незаконными, признании права состоять на учете, возложении обязанности по восстановлению в реестре лиц, подлежащих переселению из закрытых военных городков,
УСТАНОВИЛ:
Карасев А.А. обратились в суд с требованиями к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании действий об исключении из реестра граждан-участников программы «Жилище» на 2015-2020г. незаконными, возложении обязанности по восстановлению в реестре лиц, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в ходе рассмотрения дела дополнив иск требованием о признании права состоять на учете лиц, подлежащих переселению из закрытых военных городков. В обоснование заявленных требований истец указал, проживает в закрытом военном городке <адрес>, в служебной квартире, предоставленной ему по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. в период прохождения военной службы. Как указал истец, ДД.ММ.ГГГГ. он был уволен с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ. работает в войсковой части № в качестве гражданского персонала и ДД.ММ.ГГГГ. был включен в реестр реестра граждан-участников программы «Жилище» на получение ГЖС. Как указал истец, ДД.ММ.ГГГГ. письмом ответчика ему было сообщено об исключении его из реестра граждан-участников программы «Жилище» по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, по тем основаниям, что он не относится к категориям граждан, указанным в ст. 108 Жилищного кодекса РФ, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения. Данные действия ответчика истец считал незаконными, поскольку на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ он состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, его общий трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты>, в связи с чем, у государства возникают обязательства по обеспечению его жильем.
В судебном заседании истец Карасев А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Орлова А.Н. в судебном заседании иск не признала, в обоснование возражений суду пояснила, что у истца отсутствовал необходимый стаж работы в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ на момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ, в период прохождения военной службы истец не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, основание увольнения истца с военной службы, с учетом имеющейся выслуги лет, не дает ему право на обеспечение жильем за счет государства. Права состоять на учете в качестве гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка истец не имеет, действия ответчика по снятию истца с соответствующего учета, на который он был поставлен необоснованно, соответствуют закону. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Винник Ф.С. считал иск подлежит удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, суду дополнительно пояснил, что войсковая часть заинтересована в служебном жилом помещении в закрытом военном городке, поскольку оно необходимо для предоставления военнослужащим, проходящим службу.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.
Карасев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ. проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес> предоставленной ему на основании служебного ордера, в период прохождения военной службы.
Как следует из уведомления ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ., Карасев А.А. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» Министерству обороны Российской Федерации.
Уведомлением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Карасеву А.А. сообщено, что он не правомерно в ДД.ММ.ГГГГ году включен в единый реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 1 человек, избранное место жительства <адрес>, поскольку истец не отвечает требованиям п. 1, 14 ст. 15 Закона № 76-ФЗ. Факт проживания в закрытом военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Карасев А.А. исключен из состава участников подпрограммы.
Письмом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Карасеву А.А. сообщено о невозможности участия в подрограмме по основаниям, изложенным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Как установлено судом, Карасев А.А. проходил военную службу по контракту, был досрочно уволен в запас по пп. «в» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с неисполнением военнослужащим условий контракта, выслуга лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты>., что истец подтвердил в судебном заседании.
Статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998г., согласно которым (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить "на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
Карасев А.А., будучи досрочно уволенным с военной службы по иному основанию, и не имея выслуги 20 лет, не имел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в связи с чем, ошибочно был признан нуждающимся и поставлен на учет, включен в состав участников программы «Жилище».
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
По смыслу указанных норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Такое основание определено и приказом Минобороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Минобороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ".
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификата, удостоверяющего право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков, ввиду утраты связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Применительно п.43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, в соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Как установлено судом, истец проживает в служебном жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка. Служебная квартира предоставлена Карасеву А.А., в связи с прохождением военной службы и на период её прохождения.
По смыслу приведенных выше норм права, гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Минобороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, состоящих на учете в Минобороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ".
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификата, удостоверяющего право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков, ввиду утраты связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием участия гражданина в указанной подпрограмме является право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе.
Сам по себе факт проживания истца в военном городке не является самостоятельным основанием для признания его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", поскольку, как установлено судом, у государства не возникло перед ним обязательств по обеспечению жилым помещением.
Доводы истца о том, что такое право он имеет, как гражданин, стаж работы которого в организациях Министерства обороны РФ составляет более 10 лет, суд не может признать несостоятельными.
Карасев А.А. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по указанной категории не признавался, на учете не состоял, что истец не отрицал. Представленная трудовая книжка не подтверждает наличие у него необходимого стажа – 10 лет (в период до вступления в действие Жилищного кодекса РФ), что согласно ст.108 ЖК РСФСР давало бы истцу право на получение ГЖС как гражданину, подлежащему отселению из закрытого военного городка.
В этой связи следует признать, что истец не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Оценивая установленные обстоятельства с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что принятое руководителем ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ решение о снятии Карасева А.А. с учета граждан-участников подпрограммы «Жилище» основано на законе, права состоять на учете истец не имеет.
Иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2015-2020░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ / ░░░░░░░ /
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ /░.░. ░░░░░░░░░░/