Дело № 2-3157/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2015 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шагиевой З.Х., с участием представителя истца Овчинникова А.И., при секретаре Ягафаровой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимовой С.Х. к администрации ГО г. Стерлитамак о признании права собственности на строения в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимова С.Х. обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности в порядке наследования на помещения: <данные изъяты>
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ. умер муж истицы ФИО1 После его смерти осталось наследственное имущество в виде различной недвижимости и транспорта в г. Стерлитамак, которое перешло в порядке наследования Ибрагимовой С.Х., согласно наследственному делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
В имущество, оставшееся после смерти ФИО1 входила и производственная база, расположенная по <адрес>.
На объекты, которые были зарегистрированы, истица вступила в наследство, что подтверждается свидетельствами о праве собственности. Однако, ФИО1 начал строительство нескольких вспомогательных объектов на базе, которые не успел оформить в надлежащем порядке. Так, им были самовольно построены и не оформлены следующие помещения: <данные изъяты>
Истец Ибрагимова С.Х. на судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Овчинников А.И. на судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Стерлитамак на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Кроме того, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку указанные в иске нежилые помещения выстроены на земельном участке, предоставленном в аренду наследодателю – ФИО1 По договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок предоставлен для товарно-транспортной базы, а не для строительства. В связи с тем, что арендатор обладал статусом ИП, право аренды государственного или муниципального имущества не входит в состав наследственной массы и не может быть передано наследниками гражданина.
Третье лицо – нотариус нотариального округа <адрес> ФИО2 на судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, определив возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", содержащимся в п. 27, поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое строение – товарно-транспортная база, расположенная по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное нежилое строение расположено на земельном участке, предоставленном по договору аренды земли несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между администрацией ГО г.Стерлитамак и ФИО1 сроком на ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. Ибрагимова С.Х., являясь наследодателю женой, вступила в наследство после умершего мужа, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону на <данные изъяты> доли нежилого строения – <данные изъяты> расположенных по <адрес>,
Таким образом, Ибрагимова С.Х. приняла наследство после умершего ФИО1
Согласно техническим паспортам по <адрес>, расположены: <данные изъяты>
Из представленных в материалах дела заключений, составленных экспертом ООО «<данные изъяты>» ФИО3, вышеуказанные жилые помещения, расположенные по <адрес> соответствуют требованиям нормативно технической документации в части требованиям санитарных норм предъявляемым к содержанию прилегающей территории и пожарной безопасности, предъявляемых к данному типу зданий.
Согласно градостроительному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. самовольные постройки: <данные изъяты> соответствуют градостроительным нормам, состояние оценивается как работоспособное, технически допустимое, не предоставляют угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает прав третьих лиц.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства предусмотрена ст. 30.1 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных п. 3 ст. 222 ГК РФ, необходимо учитывать условия договора аренды.
В настоящем случае собственник земельного участка выразил согласие на возведение и эксплуатацию нежилых строений, и предоставил земельный участок именно для этого.
Поскольку возведение на указанном земельном участке нежилых строений соответствует виду разрешенного использования, наследодатель пользовался этим земельным участком на законных основаниях, Ибрагимова С.Х. вступив в права наследования после умершего мужа, продолжала пользоваться земельным участком и нежилыми строениями на законных основаниях.
Так как спорные строения соответствует действующим градостроительным и строительным нормам, сохранение указанных построек не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозы для жизни и здоровья граждан, исковые требования Ибрагимовой С.Х. о признании права собственности на помещения: <данные изъяты> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 222ГК РФ, ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░