Дело № 2-2099/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2016 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: представителя ответчика Калиниченко А.В. по доверенности Синкевича Д.Н., третьего лица Магомедова Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к Калиниченко А.В. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 749 652,00 рубля согласно акту № 744 от 10 апреля 2014 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 108 425,08 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с указанным иском к Калиниченко А.В. в обоснование которого указало, что 10 апреля 2014 года при осуществлении весового контроля на 9 км. Дюртюли - Нефтекамск сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки Мерседес регистрационный номер .............., с полуприцепом марки Шмитц, регистрационный номер .............., принадлежащего ответчику, под управлением водителя Магомедова Р.Б.
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач .............., на полуприцеп ..............
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-15С-весы автомобильные переносные) фирмы МЕТА, модификации (модель) ВА-15С-2, заводской номер № 1925 и № 1926.
Данные весы признаны пригодными к применению и проверены 02 декабря 2013 года, что подтверждается оттиском поверительного клейма на весы, голограммой о прохождении поверки в паспорте весов, свидетельство №7/2794 (подтверждается паспортом на весовое оборудование, приложение № 6), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 744 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 10 апреля 2014 года.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 749 652 рубля 00 копеек.
Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо № 2650 от 10 июня 2014 года о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
При этом период просрочки уплаты суммы ущерба на дату составления искового заявления 29 марта 2016 года по акту № 744 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 10 апреля 2014 года составляет 626 дней.
При таких обстоятельствах, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) № 5451/09 от 22 сентября 2009 года, по акту № 744 от 10 апреля 2014 года составляет 108 425 рублей 08 копеек.
Общая сумма иска, таким образом, составляет 858 077 рублей 08 копейки, из которой: 749 652 рубля 00 копеек - сумма ущерба, 108 425 рублей 08 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами по акту №744 от 10 апреля 2014 года.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 июля 2012 года №38-КГ 12-3 указано, что в НК РФ отсутствует определение «государственные органы». Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
Истец, в силу действия Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27 ноября 2012 года, выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
В целях эффективного исполнения возложенных на ГКУ Службу весового контроля РБ обязанностей Министерством финансов Республики Башкортостан 22 октября 2012г. был открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № 02121160030 к лицевому счету бюджета № 02012043810, открытому Министерству финансов Республики Башкортостан в Управлении Федерального казначейства по Республики Башкортостан (Письмо Министерства финансов Республики Башкортостан № 21-05-1982 от 23.10.2012 года). Назначение платежа: возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Так как сумма ущерба не поступает в распоряжение ГКУ Службу весового контроля РБ, а зачисляется напрямую в Бюджет Республики Башкортостан, ГКУ Службу весового контроля РБ не имеет реальной возможности воспользоваться такими денежными средствами. Из чего следует, что ГКУ Службу весового контроля РБ, производит взыскание в бюджет Республики Башкортостан, а значит взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами в пользу ГКУ Службу весового контроля РБ равносильно взысканию в бюджет Республики Башкортостан.
Следовательно истец, наделенный функциями по контролю, взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов и расчету размера ущерба, причиненного при перевозке тяжеловесного груза, выступает не как хозяйствующий субъект, действующий в собственных интересах, а выступает участником публичных правоотношений, действующим в пределах предоставленных полномочий и в интересах Республики Башкортостан, а потому является лицом, освобожденным от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.
По смыслу статьи 209 ГК РФ полномочия владения принадлежат собственнику имущества, поэтому, осуществляя полномочия владельца автомобильных дорог, при подаче настоящего заявления Истец действует от имени субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан.
В связи с вышеизложенным, с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).
При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 г. № 76-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года №28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме. Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 февраля 2014 г. № 76-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125. При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года №59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом в соответствии со статьёй 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В связи с чем, проси суд взыскать с ответчика, Калиниченко А.В. в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в размере 858 077 рублей 08 копейки, в том числе: сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 749 652 рубля 00 копеек, согласно акту № 744 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 10 апреля 2014 года; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 108 425 рублей 08 копеек за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно акту № 744 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 10 апреля 2014 года, за период 626 дней по состоянию на 29 марта 2016 год.
В своих письменных возражениях на иск ответчик Калиниченко А.В. указала, что 1 марта 2014 года Калиниченко А.В. с одной стороны и Волковским С.И. и Магомедовым Р.Б. с другой стороны были заключены договоры купли-продажи автомобиля «Мерседес Бенц 1735» государственный номер .............. и полуприцепа «Шмитц» государственный номер .............., а также автомобиля «Мерседес Бенц Актрос» государственный номер .............. и полуприцепа «Шмитц» государственный номер ...............
Согласно условий заключенных договоров Калиниченко А.В. передала Волковскому С.И. и Магомедову Р.Б. указанные автомобили и полуприцепы, а покупатели обязались выплачивать стоимость автомобилей в рассрочку, по 50 000 рублей ежемесячно за каждый из автопоездов.
Автомобили и полуприцепы были переданы покупателям, в соответствии с п.4.4 договоров, право собственности на автомобили перешло к покупателям с момента подписания договоров, то есть с 01 марта 2014 года.
Как видно из текста искового заявления, взвешивание автомобиля было произведено Службой весового контроля РБ 10 апреля 2014 года. Управлял автомобилем Магомедов Р.Б., который приобрел его у Калиниченко А.В. 01 марта 2014 года.
О том, как использовал Магомедов Р.Б. приобретенный автомобиль, куда ездил и какие грузы перевозил Калиниченко А.В. не известно.
В трудовых отношениях с Калиниченко А.В. покупатель автомобиля Магомедов Р.Б. не состоял.
Доказательств причастности Калиниченко А.В. к перевозке Магомедовым Р.Б. пиломатериалов (товаро-транспортных накладных, договоров на перевозку и др.) истцом не представлено.
Обязанность по регистрации приобретенного у Калиниченко А.В. автомобиля законом возложена на покупателя, то есть на Магомедова Р.Б. и неисполнение им своей обязанности не может возлагать на Калиниченко А.В. ответственность за совершенные им нарушения
В связи с изложенным считает, что Калиниченко А.В. не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В своих письменных возражениях на отзыв ответчика Калиниченко А.В. представитель Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан указал, что Калиниченко А.В. считает, что она является ненадлежащим ответчиком по делу.
Свой довод она обосновывает тем, что 01 марта 2014 гола между Калиниченко А.В. (продавец) и Волковским С.И., Магомедовым Р.Б, (покупатели) были заключены договоры купли-продажи на седельный тягач марки «Мерседес» регистрационный номер .............., с полуприцепом марки «Шмитц», регистрационный номер ..............
Также ответчик считает, что право собственности на седельный тягач марки «Мерседес» регистрационный номер .............., с полуприцепом марки «Шмитц», регистрационный номер .............. перешло к покупателям с момента подписания договоров, т.е. с 01 марта 2014 года.
С указанными доводами ответчика относительно того, что он не является собственником вышеуказанного автомобиля и полуприцепа, в связи с тем, что им заключен договор купли-продажи транспортного средства от 01.03.2014 года, истец не согласен в связи со следующим,
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает е момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором,
По общему правилу (статья 209 ГК РФ) собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Совершаемые в ходе реализации собственником данного права действия не должны противоречить закону, иным правовым актам, нарушать права и иные охраняемые законом интересы других лиц. Владение и пользование на праве собственности транспортным средством в силу определенной специфики данного объекта (источник повышенной опасности) обусловлено дополнительными требованиями.
В частности, по смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности, может быть осуществлена при условии соблюдения порядка допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации с выдачей соответствующих документов.
Анализ приведенных выше норм материального закона и иных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель хоть и не приравнивает регистрацию транспортного средства к государственной регистрации применительно к статье 131 ГК РФ, но исходит из того, что ее осуществление является обязательным условием для того, чтобы лицо, называющее себя собственником транспортного средства, могло реализоваться в таком качестве как полноправный участник дорожного движения,
Таким образом, свидетельством перехода права собственности на транспортное средство от прежнего собственника к новому является действие по погашению регистрационной записи о прежнем владельце и регистрация транспортного средства на имя нового собственника,
Между тем, надлежащих доказательств такого перехода права собственности на автомобиль «Мерседес» регистрационный номер .............., с полуприцепом марки «Шмитц», регистрационный номер .............. на момент составления акта от 10.04.2014 года № 744, ответчиком не представлено.
Таким образом, для третьих лиц в гражданском обороте собственником транспортных средств является именно ответчик - Калиниченко А.В,
Ответчиком не представлены доказательства, бесспорно свидетельствующие о возникновении у Волковского С.И. и Магомедова Р.Б, права собственности на автомобиль.
Следовательно, на момент составления акта от 10.04,2014 № 744 покупатели Волковский С.И. и Магомедов Р.Б, не могли в полной мере вступить в права владения транспортным средством.
При таких обстоятельствах ответственность за превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось в данном случае должна нести Калиниченко А.В, Заявленные требования подтверждены актом от 10.04.2014 № 744 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Представитель истца Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В своем заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Ответчик Калиниченко А.В., извещенная судом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, её интересы в судебном заседании по доверенности представляет Синкевич Д.Н.
Согласно статье 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через своего представителя.
Третье лицо Волковский С.И. также извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не представил сведения о причинах неявки.
В соответствии с часть 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В связи с чем, а также с учётом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении данного дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, ответчика Калиниченко А.В. и третьего лица Волковского С.И.
Представитель ответчика Калиниченко А.В. по доверенности Синкевич Д.Н. требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан не признал, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях.
Просит в удовлетворении требований Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан отказать в полном объеме.
Третье лицо Магомедова Р.Б. просит принять решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, свидетеля, и изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу, что требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим, наряду с другими основаниями, гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Так в судебном заседании установлено, что 10.04.2014 года сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкирия, на пункте весового контроля ППВК № 6, расположенного на автомобильной дороге Дюртюли-Нефтекамск, был установлен факт перевозки тяжеловесных грузов с превышением предельно допустимой массы транспортного средства тягача марки Мерседес, регистрационный знак .............. с полуприцепом Шмитц, регистрационный знак ..............,. принадлежащего Калиниченко А.В., находящегося под управлением водителя Магомедова Р.Б.
По данному факту 10.04.2014 был составлен акт № 744 о превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось.
Превышение осевой нагрузки на участке дороги Дюртюли-Бураево составило: по оси № 1 допустимые осевые нагрузки составили 4,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 6,03 тонны; по оси № 2 допустимые осевые нагрузки составили 4,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 9,43 тонны; по оси № 3 допустимые осевые нагрузки составили 3,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 7,21 тонны; по оси № 4 допустимые осевые нагрузки составили 3,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 7,43 тонны; по оси № 5 допустимые осевые нагрузки составили 3,00 тонны, фактическая нагрузка составила -7,51 тонны.
Превышение осевой нагрузки на участке дороги Бураево-Старобалтачево-Куеда составило: по оси № 1 допустимые осевые нагрузки составили 5,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 6,03 тонны; по оси № 2 допустимые осевые нагрузки составили 5,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 9,43 тонны; по оси № 3 допустимые осевые нагрузки составили 3,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 7,21 тонны; по оси № 4 допустимые осевые нагрузки составили 3,00 тонны, фактическая нагрузка составила - 7,43 тонны; по оси № 5 допустимые осевые нагрузки составили 3,00 тонны, фактическая нагрузка составила-7,51 тонны.
Результаты взвешивания транспортного средства ответчика зафиксированы в акте с применением весового оборудования, прошедшего поверку и признанного пригодным к применению.
С актом от 10.04.2014 № 744 водитель транспортного средства Магомедов Р.Б. был ознакомлен и расписался в его получении.
Истцом на основании акта № 744 произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза по федеральным дорогам, подлежащей уплате ответчиком в счет возмещения вреда, причиненного федеральным автодорогам транспортным средством предпринимателя в результате осуществления перевозки тяжеловесного груза, размер которого, согласно расчету составил 749 652,00 рубля.
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направило в адрес ответчика претензию от 10.06.2014 с требованием о возмещении ущерба, которая последним была оставлена без внимания, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании 749 652,00 рубля платы и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 108 425,08 рублей. за период с 04.07.2014 года по 29.03.2016 года, с начислением процентов на сумму долга по день вынесения решения. Общая сумма заявленного ко взысканию иска составила 858 077,08 рублей.
Оценивая законность и обоснованность заявленных истцом требований о взыскании задолженности, суд исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Федерального закона № 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Частью 1 статьи 31 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997, установлен размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы (далее Положение).
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.2011 №272).
При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона № 257-ФЗ, временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 года № 76-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РФ причиняет вред автомобильным дорогам.
В соответствии с частью 1 статьи. 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ (на основании пункта 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395).
Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Согласно подпункту «а» пункта 1.1 вышеуказанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 года № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.02.2014 № 76-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с пунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 года № 125.
При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Как следует из материалов дела, факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач Н586ТУ/26, на полуприцеп АЕ8266/26.
Доводы ответчика относительно того, что он не является собственником вышеуказанного автомобиля и полуприцепа, в связи с тем, что им заключен договор купли- продажи транспортного средства от 01.03.2014, судом отклоняются в связи со следующим.
В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
По общему правилу (статья 209 ГК РФ) собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Совершаемые в ходе реализации собственником данного права действия не должны противоречить закону, иным правовым актам, нарушать права и иные охраняемые законом интересы других лиц. Владение и пользование на праве собственности транспортным средством в силу определенной специфики данного объекта (источник повышенной опасности) обусловлено дополнительными требованиями. В частности, по смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности, может быть осуществлена при условии соблюдения порядка допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации с выдачей соответствующих документов. Анализ приведенных выше норм материального закона и иных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель хоть и не приравнивает регистрацию транспортного средства к государственной регистрации применительно к статье 131 ГК РФ, но исходит из того, что ее осуществление является обязательным условием для того, чтобы лицо, называющее себя собственником транспортного средства, могло реализоваться в таком качестве как полноправный участник дорожного движения.
Таким образом, свидетельством перехода права собственности на транспортное средство от прежнего собственника к новому является действие по погашению регистрационной записи о прежнем владельце и регистрация транспортного средства на имя нового собственника.
Между тем, надлежащих доказательств такого перехода права собственности на автомобиль Мерседес и полуприцеп Шмитц на момент составления акта от 10.04.2014 года № 744, ответчиком не представлено (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Таким образом, для третьих лиц в гражданском обороте собственником транспортных средств является именно ответчик - Калиниченко А.В.
Ответчиком не представлены доказательства, бесспорно свидетельствующие о возникновении у Волковского С.И. и у Магомедова Р.Б. права собственности на автомобиль.
Следовательно, суд приходит к выводу, что на момент составления акта от 10.04.2014 № 744 покупатели Волковский С.И. и Магомедов Р.Б. не могли в полной мере вступить в права владения транспортным средством.
Материалы дела не свидетельствуют о том, что переход права собственности на транспортное средство к третьим лицам на момент совершения правонарушения не состоялся, в связи с чем, у последних не возникло право собственности на вышеуказанные транспортные средства.
При таких обстоятельствах ответственность за превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось в данном случае должна нести Калиниченко А.В.
Заявленные требования подтверждены актом от 10.04.2014 года № 744 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Ответчик доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в материалы дела не представил.
Истцом в материалы дела представлен паспорт весов и доказательства поверки весов заводской номер № 1926 и № 1925, о которых указано в акте № 744 от 10.04.2014 года.
У суда не имеется оснований полагать, что показания весового оборудования являются недостоверными.
Проверив правильность расчета размера платы в счет возмещения вреда в соответствии с Правилами возмещения вреда, суд считает его обоснованным и арифметически верным.
Сумма ущерба, причиненного ответчиком автомобильной дороге общего пользования федерального значения, составила согласно расчету 749 652,00 рубля.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 ГК РФ.
Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее.
Весовой контроль произведен с соблюдением требований действующего законодательства; факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства в отсутствии разрешения на перевозку крупногабаритного груза, подтвержден материалами дела.
В связи с уклонением ответчика своевременно произвести плату за провоз тяжеловесных грузов, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Статьей 395 Гражданского кодекса установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления, процентов более короткий срок.
Учитывая, что ответчик не произвел плату за провоз тяжеловесных грузов, суд считает, что ответчику правомерно начислены проценты в соответствии со статьей 395 ГК РФ, в сумме 108 425,08 рублей. за период с 04.07.2014 года по 29.03.2016 года
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Цена, поданного иска, составляет 858 077,08 рублей, следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей уплате, составляет 11 780,77 рублей.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ, истец был освобождена от уплаты государственной пошлины как государственный орган, обращающийся в суд общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов.
Согласно статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, государственная пошлина в размере 11 780,77 рублей подлежит взысканию с ответчика в бюджет Минераловодского городского округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 209, 223, 395, 1064 ГК РФ, ст.ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан – удовлетворить. Взыскать с Калиниченко А.В. в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан ущерб, причиненный автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере 749 652,00 рубля согласно акту № 744 от 10 апреля 2014 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 108 425,08 рублей.
Взыскать с Калиниченко А.В. в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере 11 780,77 (одиннадцать тысяч семьсот восемьдесят рублей семьдесят семь копеек) рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 19 июня 2016 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.