№ 2-151/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дальнереченск 28 февраля 2017 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Герман В.Н.,
при секретаре Гиргель О. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО1 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Дальнереченска к администрации Дальнереченского городского округа о возложении обязанностей по совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО1 обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Дальнереченска к администрации Дальнереченского городского округа (далее администрация ДГО) о защите жилищных прав, требуя возложить обязанности по совершению определённых действий. В обоснование требований указано, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей многоквартирного дома № по <адрес> о нарушении жилищных прав и бездействия администрации ДГО, связанного с проведением капитального ремонта многоквартирного дома. В результате проверки было установлено, что постановлением администрации Приморского края от 31.12.2013 г. № 513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы» (далее – Программа). Данная Программа предусматривала проведение капитального ремонта дома № по <адрес>. В рамках Программы по результатам проведенного региональным оператором – Фондом Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (далее-Фонд) аукциона, с ООО «В» заключен договор на проведение капитального ремонта многоквартирного дома № по <адрес>. При этом, заключению договора на проведение капитального ремонта предшествовало техническое обследование жилого дома, результаты которого показали его физический износ – 58,3% и необходимость проведения капитального ремонта. После начала капитального ремонта в 2015 г. выявлены скрытые дефекты многоквартирного дома, в связи с чем, специализированной организацией повторно проведено обследование многоквартирного дома № по <адрес>, выявившего степень его фактического износа – 79,24% и нецелесообразность дальнейшего капитального ремонта. В августе 2015 г. в администрацию ДГО поступила информация Фонда о ветхом состоянии многоквартирного фонда, при котором его надлежащая эксплуатация невозможна и сообщалось о нецелесообразности проведения капитального ремонта. Администрацией ДГО меры, направленные на рассмотрение вопроса о признании многоквартирного дома № по <адрес> на основании проведенного специализированной организацией технического обследования ветхим (аварийным) и подлежащим сносу, не принимались, до настоящего времени в межведомственную комиссию для оценки технического состояния многоквартирного дома не обращалась. Администрация ДГО как собственник большинства жилых помещений многоквартирного дома (6 из 8 квартир), не реализовано права собственника на обращение в межведомственную комиссию Дальнереченского городского округа с соответствующим заявлением об оценке пригодности (непригодности) для проживания многоквартирного дома или признания его аварийным и подлежащим сносу. Указанное свидетельствует о том, что администрация ДГО бездействует в вопросах своевременного принятия мер по обследованию муниципального жилого фонда с целью обеспечения его сохранности, что приводит к нарушению прав граждан на жилище.
В судебном заседании помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Попкова Е.В., на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивает, просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Артамонов В.В., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения, из которых следует, что администрация ДГО с исковыми требованиями не согласна, так как не представлено заключение специализированной организации, проводившей повторное обследование многоквартирного дома, необходимое для постановки перед комиссией вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В судебном заседании Артамонов В.В. пояснил, что указанное заключение администрацией ДГО было получено в электронном виде, а оригинал не представлен. Кроме того, в водной части исследования имеется ссылка на свидетельство о допуске к определенному виду работ от ДД.ММ.ГГГГ, которое было недействительным на момент проведения исследования.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Положениями ч. 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных ст. ст. 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).
В соответствии с техническим заключением, выполненным специализированной организацией ООО «С», проведенные расчеты физического и морального износа здания – жилого дома № по <адрес> составляет 79,24%. Проведение комплексного капитального ремонта, с доведением качества ограждающих конструкций и внутренней планировки здания до действующих строительных норм экономически нецелесообразно, потребуется затрат больших, чем на строительство нового здания., здание рекомендуется разобрать (л.д....).
Таким образом, несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме имеет место несоответствие требованиям правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, администрация ДГО в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещения, собственником которого является, не обращается в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
С целью обеспечения конституционных прав неопределенного круга лиц – как жителей указанного многоквартирного дома, проживающих в жилом доме, так и иных лиц, посещающих жилые помещения и места общего пользования многоквартирного дома, а также находящихся вблизи многоквартирного дома, в отношении которого согласно информации Фонда имеется опасность обрушения конструктивных элементов, выяснение вопроса о пригодности (непригодности) спорного жилого помещения для проживания, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность, связанную с реализацией положений пунктов 42-52 Положения.
Суд не принимает доводы представителя ответчика об отсутствии у ответчика подлинника заключения специализированной организации, проводившей повторное обследование многоквартирного дома как основания невозможности постановки перед комиссией вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку ответчик обеспечен копиями необходимых документов и не лишен возможности истребовать иные документы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью требования и.о. Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных неопределенного круга лиц – жителей г. Дальнереченска к администрации Дальнереченского городского округа о возложении обязанностей по совершению определенных действий.
Обязать администрацию Дальнереченского городского округа инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, путём направления в межведомственную комиссию Дальнереченского городского округа заявления и документов, указанных в пунктах 44, 45 Положения, о проведении обследования дома № по <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания, признании его аварийным и подлежащим сносу в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Приморский краевой суд, через Дальнереченский районный суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решения составлено 07 марта 2017 года.
Председательствующий судья Герман В.Н.