Дело № 12-347/2021
76RS0014-01-2021-001622-90
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2021 года г. Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Уколовой М.В.,
при секретаре Долбневой А.С.,
с участием представителя ЗАО «Ярославский завод металлоконструкций» по доверенности Бирчиковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
жалобу ЗАО «Ярославский завод металлоконструкций» на постановление Государственной инспекции труда в Ярославской области от 28.07.2021 № 76/8-3392-21-И/12-7352-И/17-283 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 28.07.2021 № 76/8-3392-21-И/12-7352-И/17-283 ЗАО «Ярославский завод металлоконструкций» (далее - ЗАО «ЯЗМК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Правонарушение выразилось в следующем.
В ходе плановой проверки, проведенной Государственной инспекции труда в период с 04.06.2021 по 28.06.2021, было установлено, что ЗАО «ЯЗМК» совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно – в нарушение требований ст.ст. 22, 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, а также положений Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2001 № 1/29 специалист по охране труда ФИО2, член комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ЗАО «ЯЗМК», допущена к выполнения работ без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
С указанным постановлением ЗАО «ЯЗМК» не согласилось, обратился с жалобой, в которой указывает, что в ходе производства по делу административным органом были допущены нарушения, существенно нарушены права ЗАО «ЯЗМК», просит постановление Государственной инспекции труда в Ярославской области от 28.07.2021 № 76/8-3392-21-И/12-7352-И/17-283 отменить..
В судебном заседании представитель ЗАО «ЯЗМК» по доверенности Бирчикова О.С.доводы жалобы поддержала, пояснила, что должностным лицом при возбуждении дела об административном правонарушении были нарушены права ЗАО «ЯЗМК»: протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие представителя ЗАО «ЯЗМК», о дате возбуждения дела об административном правонарушении и составлении протокола ЗАО «ЯЗМК» должным образом извещено не было. Извещение о составлении протокола было направлено в адрес ЗАО «ЯЗМК» 07.07.2021 и получено 15.07.2021, то есть уже после составления протокола. Таким образом, ЗАО «ЯЗМК» было лишено возможности реализовать свои права, предоставленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, протокол № 76/8-3392-21-И/12-7348-И/17-283 датирован не 13 июля 2021 года (дата, на которую ЗАО «ЯЗМК» вызывалось для составления протокола), а 13 июня 2021 года – в то время, когда в отношении ЗАО «ЯЗМК» плановая проверка еще завершена не была.
Выслушав представителя ЗАО «ЯЗМК», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном в законе.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении лицо, либо его законный представитель, в отношении которого ведется производство по делу, дает объяснения или указывает иные сведения, необходимые для разрешения дела. Положения указанной нормы представляет ряд гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола лицу, в отношении которого ведется производство по делу, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола.
Административный орган обязан выполнить все вышеперечисленные требования.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЯЗМК» составлен 13.07.2021 в отсутствие представителя.Извещение о составлении протокола об административном правонарушении 13.07.2021 в 10 часов направлено в адрес ЗАО «ЯЗМК» почтой, по юридическому адресу общества.
Из сведений Почты России следует, что данное почтовое отправление получено представителем 15.07.2021.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, отсутствовали сведения о надлежащем извещении ЗАО «ЯЗМК» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное получение обществом извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяет сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя.
Несоблюдение данных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении ЗАО «ЯЗМК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 28.07.2021 № 76/8-3392-21-И/12-7352-И/17-283 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Ярославский завод металлоконструкций» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ярославский завод металлоконструкций» прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья М.В.Уколова