Дело № 2-893/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 15 декабря 2016 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Тайтовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.О.С. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» о восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем,
установил:
М.О.С. обратилась в суд с иском к БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» о восстановлении в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем, предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что мать истицы умерла *******, отец на основании решения (данные изьяты) районного суда от ******* лишен родительских прав. ******* постановлением жилищной комиссии была поставлена на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей, и нуждающееся в жилом помещении. ******* на основании выписки из ЕГРП истица была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. Истица имеет жилое помещение площадью 32 кв.м. на 6 человек, доля одного человека 8 кв.м., тогда, как полагается 12 кв.м. на человека.
В судебном заседании истица М.О.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района» Т.Ч.В. в судебном заседании исковые требования признала.
Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения подоговору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо поокончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 года № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай».
В судебном заседании установлено, что матерью М.О.С. , ******* года рождения, являлась М.О.С. , отцом – К.С.В..
Из свидетельства о смерти следует, что мать истицы М.О.С. умерла ******* в <адрес> Республики Алтай.
Решением (данные изьяты) районного суда от ******* К.С.В. лишен родительских прав в отношении дочери ФИО7******* года рождения. ФИО7 передана на попечение органа опеки и попечительства отдела образования администрации МО «Усть-Канский район».
Решением жилищной комиссии МО «Усть-Канский район» от ******* М.О.С. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
Из книги регистрации заявлений граждан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения по договорам социального найма специализированных жилых помещений БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» следует, что М.О.С. ******* поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, порядковый номер очереди № .
В последующем на основании решения жилищной комиссии БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» от ******* и приказа БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» от ******* № М.О.С. исключена из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением от ******* № администрации Усть-Канского района установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья в размере 12 кв.м. на одного человека.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ******* М.О.С. является собственником 1-комнатной квартиры, общей площадью 32 кв.м., жилая – 19,2 кв.м., вид права – общая долевая собственность: ?, расположенной по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ******* сделана запись регистрации № .
Из материалов дела следует, что семья истицы состоит из 6 человек: истица – М.О.С. , супруг - М., дети – М., ******* года рождения, М., ******* года рождения, М., ******* года рождения, М., ******* года рождения.
Однако и при наличии в праве общей долевой собственности ? доли указанной квартиры истица не перестала быть нуждающейся в жилье, поскольку ее обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы.
Исходя из положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения составляет 8 кв. м, что составляет менее учетной нормы, установленной по Усть-Канскому району Республики Алтай в размере 12 кв. м.
Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
С учетом изложенного у БУ РА «Управление социальной поддержки населения Усть-Канского района»не имелось оснований для исключения истицы из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем, в связи с чем суд считает необходимым признать незаконным и решение жилищной комиссии БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» от ******* и приказ БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» от ******* № об исключении М.О.С. из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем, восстановить М.О.С. в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 24 п. 2 ст. 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 года № 314 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Алтай» Министерство труда и социального развития Республики Алтай, в том числе является органом опеки и попечительства; однократно предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает положения о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истица не обладает правом на получение жилья во внеочередном порядке (доказательств обратного истицей не представлено), следовательно, подлежит обеспечению жильем в порядке очередности, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными решение жилищной комиссии БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» от ******* и приказ БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» от ******* № об исключении М.О.С. из списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
Восстановить М.О.С. в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
В удовлетворении исковых требований М.О.С. к БУ РА «Управления социальной поддержки населения Усть-Канского района» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Алтай через Усть-Канский районный суд.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда изготовлено 20 декабря 2016 года.
Судья С.А. Шадеева