Судья Машкалева О.А. Дело № 33а-6175/2016г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Головкова В.Л., Пристром И.Г.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Респулики Коми от 12 июля 2016 года, которым исковые требования прокурора г.Сыктывкара удовлетворены: признан противоречащим действующему законодательству и недействительным со дня принятия приказ председателя Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» от 15 февраля 2016 года № 9-лс «О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» и урегулированию конфликта интересов».
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснения представителя Контрольно-счетной палаты МОГО «Сыктывкар» Темкина А.С., прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Контрольно-счетной палате МО ГО «Сыктывкар» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным со дня принятия приказа председателя Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» от 15.02.2016 № 9-лс «О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» и урегулированию конфликта интересов».
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования городского округа «Сыктывкар» просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Сыктывкара в рамках осуществления плановых мероприятий деятельности межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции осуществлена проверка соответствия приказа председателя Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» от 15.02.2016 № 9-лс «О создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты МО ГО «Сыктывкар» и урегулированию конфликта интересов» требованиям федерального законодательства, в ходе которой установлено, что состав в Комиссии не включены представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой..
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд с требованием об оспаривании приведенного приказа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения оспариваемого приказа противоречат нормам Указа Президента РФ от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 4 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Под конфликтом интересов в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В этой связи пунктом 8 Указа Президента РФ от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» предусмотрено положение, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано: в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов; руководствоваться настоящим Указом при разработке названных положений.
Приведенным Указом Президента РФ утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее-Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
Пункт 8 Положения предусматривает, что в состав комиссии входят: а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем; б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации; в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Согласно пункту 9 Положения руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии: а) представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации"; б) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе; в) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.
Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии (пункт 11 Положения).
Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (пункт 12 Положения).
Аналогичный порядок образования состава комиссии на региональном уровне установлен положениями Указа Главы Республики Коми от 09 октября 2015 года № 108 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что при формировании состава комиссии в качестве обязательного условия выступает включение в её состав представителя (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Учитывая, что приведенному критерию положения оспариваемого приказа не соответствует, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к утверждению о том, что оспариваемый приказ соответствует Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты МОГО «Сыктывкар» от 12 февраля 2016 года.
Вместе с тем, данное обстоятельство не только не исключает возможности проведения правовой оценки оспариваемого приказа на предмет соответствия его положений требованиям регионального и федерального законодательства, но и обязывает суд соответствующую юридическую оценку при рассмотрении административного дела.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что прокурор при предъявлении административных исковых требований не привел иных оснований для оспаривания приказа, правового значения не имеет, поскольку в рассматриваемом случае оспариваемый приказ был отменен в полном объеме, следовательно, прочие основания для оспаривания данного приказа свою актуальность в данный момент утратили.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городского округа «Сыктывкар» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: