Дело № 2а-1-6611/2017
Решение
Именем Российской Федерации
11 октября 2017 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Врублевской Н.Ю.,
с участием представителя административного истца Шепелева В.И.. представителя административного ответчика Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Миньковой С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филимонова В.С. к Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет, как лица из числа детей-сирот,
установил:
Филимонова В.С. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, в котором по уточненным требованиям просит признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, об отказе в её постановке на специализированный жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований указывает, что является круглой сиротой, и с пятилетнего возраста находилась под опекой Б.Т.Т., у которого проживала в семье. В соответствии с положениями Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на специализированный жилищный учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также приложила к заявлению все необходимые документы.
11 апреля 2017 года поданное заявление по существу рассмотрено не было – на специализированный учет истица не поставлена, и в постановке на учет ей не отказано. Письменным сообщением ответчика заявитель была проинформирована о том, что к заявлению не приложен необходимый состав документов, в связи с чем заявление было возвращено.
Обратившись 04 мая 2017 года повторно с указанным заявлением и приложив к нему полный состав документов, предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО, получила от ответчика письменное сообщение с содержанием, аналогичным прежнему от 11 апреля 2017 года.
Данные действия ответчика истица считает незаконными, поскольку нарушено ее право, предусмотренное Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» на постановку на вышеуказанный учет.
В судебное заседание Филимонова В.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном ст. 96 КАС РФ порядке, о причинах неявки не сообщила. При таких условиях суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель истца по доверенности Шепелев В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что заявление Филимоновой В.С. о постановке на специализированный жилищный учет своевременно было рассмотрено, решением от 11 апреля 2017 года в постановке на такой учет ей было отказано. На повторно полученное заявление истице также своевременно был направлен письменный ответ со ссылкой на то, что ранее ей было отказано в постановке на учет с указанием для этого соответствующих причин. Обращение Филимоновой В.С. 04 мая 2017 года является самостоятельным обращением, поскольку обращение от 03 апреля 2017 года было рассмотрено 11 апреля 2017 года с указанием на недостающие документы. 04 мая 2017 года Филимонова В.С. вновь обратилась с заявлением о постановке её на учет, однако как ранее заявление не соответствовало по форме требованиям Приложения № 3 к Закону Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», также не были представлены иные документы, в том числе документы об отсутствии выявленных, ранее закрепленных, сохраненных жилых помещений, либо сведения о таких жилых помещениях, либо информация об отсутствии таких сведений в отношении лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, поскольку указанное Филимоновой В.С. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> был признан непригодным для проживания после достижения Филимоновой В.С. совершеннолетнего возраста.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дел и, дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Филимоновой В.С. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Аналогичное право предоставлено статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела усматривается, что 03 апреля 2017 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области поступило заявление Филимоновой В.С. о постановке ее на специализированный жилищный учет в соответствии с Законом Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из положений статьи 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», по результатам проверки представленных документов уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии указанных лиц на специализированный жилищный учет или об отказе в принятии их на специализированный жилищный учет. Решение принимается не позднее 30 дней со дня подачи документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений отказывает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, в принятии на специализированный жилищный учет, если не представлены документы, указанные в части 3 настоящей статьи (часть 7 статьи 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО).
Решение об отказе в принятии на специализированный жилищный учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на соответствующие нарушения требований, предусмотренных частью 7 настоящей статьи (часть 8 статьи 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО).
Решение о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет выдается или направляется уполномоченным органам в сфере опеки и попечительства, либо законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, подавшим соответствующее заявление либо ходатайство о принятии на специализированный жилищный учет, не позднее истечения срока, указанного в части 6 настоящей статьи, и может быть обжаловано ими в судебном порядке (часть 9 статьи 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО).
Судом установлено, что заявление Филимоновой В.С. от 03 апреля 2017 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области было принято к рассмотрению и 11 апреля 2017 года ей направлен письменный ответ №, согласно тексту которого, в удовлетворении заявления о принятии на специализированный жилищный учет отказано на основании пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО в связи с непредставлением документов, указанных в части 3 статьи 5 названного Закона.
04 мая 2017 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Филимоновой В.С. было повторно подано заявление о принятии ее на специализированный жилищный учет с приложением ряда документов.
Письменным сообщением заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № от 15 мая 2017 года Филимоновой В.С. разъяснено, что в удовлетворении ранее поданного ею заявления о принятии на специализированный жилищный учет ей отказано, в письменном заявлении от 04 мая 2017 года указанные ранее недостатки также не устранены.
Таким образом, судом установлено, что в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 03 апреля 2017 года и 04 мая 2017 года поступило два самостоятельных обращения о её постановке на специализированный учет, которые 11 апреля 2017 года и 15 мая 2017 года соответственно были рассмотрены административным ответчиком с отказом в постановке на названный учет по причине не предоставления всех документов, предусмотренных ч.3 ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области».
Изучив представленные Филимоновой В.С. документы как 03 апреля 2017 года так и 04 мая 2017 года, суд считает отказ административного ответчика об отказе постановки Филимоновой В.С. на специализированный жилищный учет основанным на положениях ч.3 ст. 5 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», согласно которых уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства либо законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, для постановки на специализированный жилищный учет представляют в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений следующие документы:
1) ходатайство уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 1), или заявления законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 2), или заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на специализированный жилищный учет либо заявления лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о постановке на специализированный жилищный учет (приложение 3); 2) заявления лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, о желаемом месте предоставления жилого помещения в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) либо в границах административных центров муниципальных районов (приложение 4) либо согласие вышеуказанных лиц об определении места предоставления жилого помещения по решению уполномоченного государственного органа области в сфере жилищных отношений в соответствии с пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 7 настоящего Закона (приложение 5); 3) копия решения уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание в учреждение, в приемную семью, под опеку (попечительство); 4) свидетельства о рождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 5) копии паспортов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) документы, подтверждающие факт отсутствия единственного или обоих родителей; 7) утратил силу. - Закон Саратовской области от 30.09.2015 N 118-ЗСО; 8) документы, подтверждающие право собственности на жилые помещения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия таких жилых помещений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) членов их семей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) членов их семей, либо лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, и (или) членов их семей); 9) документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в статье 4 настоящего Закона (при наличии таких обстоятельств); 10) документы об отсутствии выявленных, ранее закрепленных, сохраненных жилых помещений, либо сведения о таких жилых помещениях, либо информация об отсутствии таких сведений в отношении лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
Вместе с тем, при каждом обращении Филимоновой В.С. её заявление не соответствовало по форме требованиям Приложения № 3 к Закону Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», также не были представлены иные документы, в том числе документы об отсутствии выявленных, ранее закрепленных, сохраненных жилых помещений, либо сведения о таких жилых помещениях, либо информация об отсутствии таких сведений в отношении лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, поскольку указанное Филимоновой В.С. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> был признан непригодным для проживания после достижения Филимоновой В.С. совершеннолетнего возраста.
При таких обстоятельствах, суд не находит факта нарушения административным ответчиком каких-либо прав Филимоновой В.С. при отказе в постановке на учет на специализированный жилищный учет.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Филимонова В.С. к Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет, нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области как лица из числа детей-сирот от ДД.ММ.ГГГГ №, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>