Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06.09.2017г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Глуховой О.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3048/2017 по административному иску Рослякова С. Н. к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании действий,
У С Т А Н О В И Л:
Росляков С.Н. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании действий, указав, что он обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Однако, его заявление ему было возвращено на том основании, что к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов. Считает, что ему необоснованно было возвращено его заявление, поскольку все необходимые для рассмотрения документы были им представлены, его заявление было возвращено ему по формальному основанию, при этом по существу его заявление рассмотрено не было, в данном случае административный ответчик не указал на наличие или отсутствие оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка в испрашиваемом размере и границах.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать не соответствующими закону и нарушающими его законные интересы действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ № СП- 9/929; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № СП- 9/929 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направив ему копию решения, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В судебном заседании представитель административного Бородачева И.С., действующая на основании доверенности, просила признать незаконными действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления Рослякова С.Н. от 02.03.2017г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ № СП- 9/929 – 0 – 1 и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу по рассмотрению заявления Рослякова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка по изложенным выше основаниям, при этом пояснила, что административным истцом во исполнение требований п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ были предоставлены документы, подтверждающие его право на приобретение земельного участка без проведения торгов - удостоверение участника боевых действий, а также справка отдела военного комиссариата <адрес> от 24.02.2014г. о том, что Росляков С.Н. проходил военную службу в войсковой части, выполнял интернациональный долг в <адрес> и имеет право на льготы, установленные ст. 16 п. 1 ФЗ « О ветеранах» №- ФЗ от 12.01.1995г. Вместе с тем, указанным документам какой-либо оценки дано не было, фактически заявление Рослякова С.Н. было возвращено без изучения всех приложенных документов.
Представитель административного ответчика Кремнева А.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении требований, при этом пояснила, что действия Департамента являются законным, Департамент обладал правом возвратить заявление, поскольку к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно документы, подтверждающие право истца на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39. 14 КАС РФ.
П.п. 2. П.1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что 02.03.2017г. административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
К указанному заявлению истцом были приложены в том числе удостоверение ветерана боевых действий, а также справка отдела военного комиссариата <адрес> от 24.02.2014г. о том, что Росляков С.Н. проходил военную службу в войсковой части, выполнял интернациональный долг в <адрес> и имеет право на льготы, установленные ст. 16 п. 1 ФЗ «О ветеранах» №- ФЗ от 12.01.1995г.
07.03.2017г. заявление административного истца было возвращено, поскольку к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.
Судом установлено, что при обращении с указанным выше заявлением административным истцом были приложены удостоверение ветерана боевых действий, а также справка венного комиссариата о прохождении военной службы, указанные документы по мнению истца являются основанием для предоставления ему земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, указанные документы административным ответчиком приняты во внимание не были, какой – либо оценки в оспариваемом ответе не содержится, оснований почему они не были приняты во внимание не содержится, что не оспаривалось также представителем Департамента в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление административного истца было рассмотрено формально, кроме того, в нем отсутствует мотивированное обоснование возврата заявления, лишь перечислены статьи Земельного кодекса РФ, что подтверждается текстом ответа от 07.03.2017г.
К тому же, в судебном заседании представитель административного ответчика не смог пояснить, какие конкретно документы, подтверждающие право административного истца на приобретение земельного участка без проведения торгов, помимо представленных Росляковым С.Н., надлежало последнему предоставить для рассмотрения его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом пояснил, что истец правом на указанное предоставление не обладает, поскольку данным правом обладают лишь ветераны ВОВ, к которым Росляков С.Н. не относится.
Между тем, вопрос о наличии либо отсутствии права на предоставление земельного участка без проведения торгов административным ответчиком рассмотрен не был, все необходимые для рассмотрения данного вопроса документы Росляковым С.Н. как указано выше были предоставлены. В связи с этим, административному ответчику надлежало принять указанные документы и рассмотреть вопрос по существу, чего последним в нарушение закона сделано не было.
Доводы представителя административного ответчика о том, что истец не обладает правом на предоставление ему земельного участка без проведения торгов, поскольку не предоставил установленные п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ документы, не состоятельны. Административный истец полагает, что вправе обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о. Самара без проведения торгов, поскольку является ветераном боевых действий, в связи с чем, во исполнение п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ предоставил к своему заявлению удостоверение ветерана боевых действий, а также справку военного комиссариата <адрес> от 24.02.2014г. о том, что Росляков С.Н. проходил военную службу в войсковой части, выполнял интернациональный долг в <адрес> и имеет право на льготы, установленные ст. 16 п. 1 ФЗ «О ветеранах» №- ФЗ от 12.01.1995г. Оценка о наличии либо отсутствии указанного права может быть дана лишь после рассмотрения всех представленных документов, чего в данном случае сделано не было. К тому же, как указано выше, в оспариваемом возврате административным ответчиком какой – либо оценки указанным выше документам - удостоверению и справки военного комиссариата, приложенным к заявлению дано не было, оснований по которым они не были приняты во внимание не приведено. В судебном заседании представитель ответчика не смог пояснить какие в данном случае документы во исполнение приведенного выше закона надлежало предоставить истцу, доказательств обоснованности возврата заявления истца не предоставил, что также свидетельствует о незаконном возврате заявления истца по формальным основаниям.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что фактически заявление административного истца со всеми приложенными документами в их совокупности рассмотрены административным ответчиком надлежащим образом не были, заявление было возвращено истцу по формальным основаниям, суд считает, что права и законные интересы административного истца являются нарушенными.
Поскольку административным истцом были представлены все необходимые для рассмотрения его заявления документы, и учитывая, что в данном случае имеет место нарушение прав и законных интересов Рослякова С.Н., суд считает, что его требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Рослякова С. Н. удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления Рослякова С.Н. от 02.03.2017г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ № СП- 9/929 – 0 - 1.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу по рассмотрению заявления Рослякова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение изготовлено 06.09.2017г.
Судья Ю.В. Косенко