Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3838/2020 ~ М-2762/2020 от 02.07.2020

ДЕЛО № 2-3838/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2020 года г.Воронеж

Коминтерновский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Н.А.Малютиной

при секретаре Н.В.Захаровой,

с участием помощника прокурора Ю.А.Павловой,

представителя ответчика по доверенности Е.П.Подольских,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Коминтерновского района г. Воронежа, действующего в интересах Лихачевой Ольги Васильевны, к товариществу собственников жилья «Север» о признании неправомерными действий по начислению платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, перерасчете необоснованно начисленной платы за услугу «домофон»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Коминтерновского района г.Воронежа в интересах Лихачевой О.В. обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья «Север» (далее - ТСЖ «Север»), в котором, с учетом уточнения требований, просит признать неправомерными действия ответчика по начислению истице платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, в том числе задолженности по услуг «домофон», обязать ответчика произвести перерасчет платы за указанную услугу за период с мая 2020 по день вынесения решения в размере 225 рублей. В обоснование требований сторона истца ссылается на те обстоятельства, что Лихачева О.В. является собственником квартиры № (№) в доме № <адрес>. Управление данным многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ «Север». Жилой дом оборудован домофоном по инициативе жильцов дома, договоры на производство работ по содержанию и обслуживанию домофонов были заключены непосредственно между (ФИО)8 и жильцами дома. Условиями договоров предусматривалась плата за абонентское обслуживание в размере 35 рублей в месяц, с дальнейшей индексацией. Платежные документы выставляются (ФИО)9 напрямую собственникам помещений. 16.03.2020 года ТСЖ «Север» заключило договор с АО «<данные изъяты>» на техническое обслуживание домофонов, в том числе в многоквартирном доме <адрес> г. Воронежа. Решение общего собрания собственников помещений МКД <адрес> г. Воронежа о выборе иной организации, обеспечивающей обслуживание домофона и автоматических запирающих устройств, и также изменения платы за производство работ по содержанию и ремонта данного оборудования, собственниками помещений МКД не принималось. Таким образом, учитывая выявленные нарушения, заключающиеся в незаконном увеличении платы за содержание общего имущества путем дополнительного взимания платы по строке «домофон», прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями (л.д. 4-6;63-65).

Все участвующие по делу лица извещены судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Истец Лихачева О.В. в суд не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела без её участия (л.д.19).

Прокурор Павлова Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ТСЖ «Север» Подольских Е.П., действующая по доверенности от 01.08.2019 (л.д.25), в судебном заседании возражала против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 26-27).

Выслушав участвующих по делу лиц, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Лихачева О.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Воронеж, <адрес>.

Управление многоквартирным домом №<адрес> в г.Воронеже осуществляет ТСЖ «Север», что подтверждается письменными доказательствами ( л.д.28-36).

Из пояснений сторон следует, что многоквартирный жилой дом №<адрес> г. Воронежа по инициативе собственников жилых помещений был оборудован домофоном и с 01.03.2005 обслуживался ИП (ФИО)10 на основании заключенных между ИП (ФИО)11 и собственниками, в том числе истцом, договоров на техническое обслуживание домофона. Оплата услуг в размере 30 рублей, а затем 35 рублей ежемесячно осуществлялась собственниками на основании направляемых в их адрес ИП (ФИО)12 квитанций

16.03.2020 между ТСЖ «Север» и АО «<данные изъяты>» заключен договор №(№) на техническое обслуживание домофонной сети многоквартирного дома <адрес> (л.д.49-52).

Согласно распорядительному письму ТСЖ «Север» от 24.04.2020 г. с апреля 2020 года плата за домофон жителям дома составила 45 руб. с лицевого счета квартиры (л.д.14).

Стороной истца в судебное заседание представлены платежные документы (сводные счета) за период с апреля 2020 по август 2020, из которых усматривается, что в них отдельной строкой включена плата за домофон в размере 45 рублей, и в заявленный стороной истца период с мая 2020 по сентябрь 2020 размер начисленной платы составляет 225 рублей (л.д.44-48).

Обращаясь с настоящим иском, прокурор и Лихачева О.В. ссылаются на нарушение ответчиком требований закона, поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по заключению соответствующего договора с АО «<данные изъяты>» и установлению порядка начисления и размера платы за домофон не принималось.

Доводы стороны ответчика сводятся к тому, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства товарищество собственников жилья вправе заключать договоры, обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе, в отношении общего имущества, каковым является домофонное оборудование, в связи с чем собственники обязаны нести расходы по его содержанию. Кроме того, ответчик ссылался на неправомерность обращения в суд прокурора в интересах Лихачевой О.В., которая, по мнению стороны ответчика, имеет возможность самостоятельно обратиться в суд или через своего представителя.

В ходе рассмотрения дела стороны не оспаривали то обстоятельство, что проектом многоквартирного дома установка домофона не была предусмотрена.

Соотнеся доводы сторон с представленными доказательствами, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указанной выше норме корреспондируют положения статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в силу которых собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на содержание принадлежащего им помещения путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

По правилам ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491(далее – Правила).

03.04.2013 постановлением Правительства РФ N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дома, и порядке их содержания и выполнения.

Согласно п.1 Правил состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу п.7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно- распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу п.3 ст.162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Минстроем РФ письмом от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 даны разъяснения по поводу установления платы за обслуживание запирающего устройства (домофона), согласно которому в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном ст.157 ЖК РФ.

В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.

Следовательно, обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона как общего имущества возлагается именно на управляющую организацию. Обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.04.2011 № 8055-14/ИБ-ОГ «Об обязанности заключения договора на техническое обслуживание домофона, как общего имущества многоквартирного дома», если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества многоквартирного дома, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.

В ст. 36 ЖК РФ содержится перечень общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят лестничные площадки, коридоры, лифты, чердаки и подвалы, крыши и т.д., в том числе иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Вместе с тем, перечень общего имущества, установленный вышеуказанной статьей, не содержит прямого указания на то, что домофонные устройства являются общим имуществом жилого дома, и наличие домофонного устройства предусмотрено техническими характеристиками жилого дома, в котором проживает истец.

В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Для изменения правового статуса индивидуально-определенного имущества (вещи) на статус общего имущества многоквартирного дома необходимо проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и включение его в соответствии с требованиями ч. ч. 1 и 3 ст. 162, ч. ч. 1 и 2 ст. 192 ЖК РФ в договор управления многоквартирным домом и в состав общего имущества многоквартирного дома.

Стороной ответчика не представлены суду протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме 2/3 по ул. Беговая,г. Воронежа, которыми были бы приняты решения о включении домофонной системы в состав общего имущества многоквартирного дома. Доказательств включения спорной домофонной системы в техническую документацию жилого дома также не имеется.

Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм и положений, только в том случае, если домофон предусмотрен проектом дома, домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей является принадлежностью общего имущества жилого дома, содержание которого, его обслуживание и ремонт относятся к обязанности управляющей жилым домом организации.

Кроме того, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по заключению соответствующего договора с АО «<данные изъяты>» и установлению порядка начисления и размера платы за домофон собственниками дома №<адрес> не принималось.

Оценив представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание, что домофонная система была установлена по инициативе жильцов дома и не предусмотрена проектной документацией при строительстве дома и ввода его в эксплуатацию, при отсутствии доказательств включения домофонной системы д.<адрес> в г.Воронежа в состав общего имущества собственников, суд приходит к выводу о том, что домофонная система общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, в котором проживает истец, не является.

Таким образом, при отсутствии доказательств законного включения платы за обслуживание домофонных устройств в размер оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о том, что прокурор был не вправе обратиться в суд с указанным иском в интересах Лихачевой О.В., являются необоснованными, поскольку обращение прокурора с настоящим иском в интересах Лихачевой О.В., являющейся пенсионером по старости (л.д.8), соответствует требованиям ч.1 ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту не может сам обратиться в суд.

При подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, так как правоотношения между ним и ответчиком регулируются Законом «О защите прав потребителей» (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с чем с ТСЖ «Север» подлежит взысканию госпошлина в соответствии со ст. ст.333.19 НК РФ в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Коминтерновского района г. Воронежа, действующего в интересах Лихачевой Ольги Васильевны, к товариществу собственников жилья «Север» о признании неправомерными действий по начислению платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, перерасчете необоснованно начисленной платы за услугу «домофон» удовлетворить.

Признать неправомерными действия товарищества собственников жилья «Север» по начислению собственнику квартиры № <адрес> г. Воронежа Лихачевой Ольге Васильевне платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, в том числе задолженности по услуге «домофон».

Обязать товарищество собственников жилья «Север» прекратить производить начисление собственнику квартиры № <адрес> г. Воронежа Лихачевой Ольге Васильевне платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования.

Обязать товарищество собственников жилья «Север» произвести перерасчет денежных средств в размере необоснованно начисленной Лихачевой Ольге Васильевне платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования в период с мая 2020 и по день вынесения решения суда в размере 225 рублей.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Север» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Коминтерновский районный суд г.Воронежа.

Судья: Н.А.Малютина

Мотивированное решение принято 23.10.2020.

ДЕЛО № 2-3838/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2020 года г.Воронеж

Коминтерновский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Н.А.Малютиной

при секретаре Н.В.Захаровой,

с участием помощника прокурора Ю.А.Павловой,

представителя ответчика по доверенности Е.П.Подольских,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Коминтерновского района г. Воронежа, действующего в интересах Лихачевой Ольги Васильевны, к товариществу собственников жилья «Север» о признании неправомерными действий по начислению платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, перерасчете необоснованно начисленной платы за услугу «домофон»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Коминтерновского района г.Воронежа в интересах Лихачевой О.В. обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья «Север» (далее - ТСЖ «Север»), в котором, с учетом уточнения требований, просит признать неправомерными действия ответчика по начислению истице платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, в том числе задолженности по услуг «домофон», обязать ответчика произвести перерасчет платы за указанную услугу за период с мая 2020 по день вынесения решения в размере 225 рублей. В обоснование требований сторона истца ссылается на те обстоятельства, что Лихачева О.В. является собственником квартиры № (№) в доме № <адрес>. Управление данным многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ «Север». Жилой дом оборудован домофоном по инициативе жильцов дома, договоры на производство работ по содержанию и обслуживанию домофонов были заключены непосредственно между (ФИО)8 и жильцами дома. Условиями договоров предусматривалась плата за абонентское обслуживание в размере 35 рублей в месяц, с дальнейшей индексацией. Платежные документы выставляются (ФИО)9 напрямую собственникам помещений. 16.03.2020 года ТСЖ «Север» заключило договор с АО «<данные изъяты>» на техническое обслуживание домофонов, в том числе в многоквартирном доме <адрес> г. Воронежа. Решение общего собрания собственников помещений МКД <адрес> г. Воронежа о выборе иной организации, обеспечивающей обслуживание домофона и автоматических запирающих устройств, и также изменения платы за производство работ по содержанию и ремонта данного оборудования, собственниками помещений МКД не принималось. Таким образом, учитывая выявленные нарушения, заключающиеся в незаконном увеличении платы за содержание общего имущества путем дополнительного взимания платы по строке «домофон», прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями (л.д. 4-6;63-65).

Все участвующие по делу лица извещены судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Истец Лихачева О.В. в суд не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела без её участия (л.д.19).

Прокурор Павлова Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ТСЖ «Север» Подольских Е.П., действующая по доверенности от 01.08.2019 (л.д.25), в судебном заседании возражала против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 26-27).

Выслушав участвующих по делу лиц, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Лихачева О.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Воронеж, <адрес>.

Управление многоквартирным домом №<адрес> в г.Воронеже осуществляет ТСЖ «Север», что подтверждается письменными доказательствами ( л.д.28-36).

Из пояснений сторон следует, что многоквартирный жилой дом №<адрес> г. Воронежа по инициативе собственников жилых помещений был оборудован домофоном и с 01.03.2005 обслуживался ИП (ФИО)10 на основании заключенных между ИП (ФИО)11 и собственниками, в том числе истцом, договоров на техническое обслуживание домофона. Оплата услуг в размере 30 рублей, а затем 35 рублей ежемесячно осуществлялась собственниками на основании направляемых в их адрес ИП (ФИО)12 квитанций

16.03.2020 между ТСЖ «Север» и АО «<данные изъяты>» заключен договор №(№) на техническое обслуживание домофонной сети многоквартирного дома <адрес> (л.д.49-52).

Согласно распорядительному письму ТСЖ «Север» от 24.04.2020 г. с апреля 2020 года плата за домофон жителям дома составила 45 руб. с лицевого счета квартиры (л.д.14).

Стороной истца в судебное заседание представлены платежные документы (сводные счета) за период с апреля 2020 по август 2020, из которых усматривается, что в них отдельной строкой включена плата за домофон в размере 45 рублей, и в заявленный стороной истца период с мая 2020 по сентябрь 2020 размер начисленной платы составляет 225 рублей (л.д.44-48).

Обращаясь с настоящим иском, прокурор и Лихачева О.В. ссылаются на нарушение ответчиком требований закона, поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по заключению соответствующего договора с АО «<данные изъяты>» и установлению порядка начисления и размера платы за домофон не принималось.

Доводы стороны ответчика сводятся к тому, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства товарищество собственников жилья вправе заключать договоры, обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе, в отношении общего имущества, каковым является домофонное оборудование, в связи с чем собственники обязаны нести расходы по его содержанию. Кроме того, ответчик ссылался на неправомерность обращения в суд прокурора в интересах Лихачевой О.В., которая, по мнению стороны ответчика, имеет возможность самостоятельно обратиться в суд или через своего представителя.

В ходе рассмотрения дела стороны не оспаривали то обстоятельство, что проектом многоквартирного дома установка домофона не была предусмотрена.

Соотнеся доводы сторон с представленными доказательствами, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указанной выше норме корреспондируют положения статей 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в силу которых собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на содержание принадлежащего им помещения путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

По правилам ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491(далее – Правила).

03.04.2013 постановлением Правительства РФ N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дома, и порядке их содержания и выполнения.

Согласно п.1 Правил состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу п.7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно- распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу п.3 ст.162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Минстроем РФ письмом от 11.04.2016 № 10686-АТ/04 даны разъяснения по поводу установления платы за обслуживание запирающего устройства (домофона), согласно которому в случае, если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном ст.157 ЖК РФ.

В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.

Следовательно, обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона как общего имущества возлагается именно на управляющую организацию. Обслуживание домофона должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.

Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.04.2011 № 8055-14/ИБ-ОГ «Об обязанности заключения договора на техническое обслуживание домофона, как общего имущества многоквартирного дома», если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позднее, то для взимания платы за его обслуживание как общего имущества он, во-первых, должен быть официально внесен в состав общего имущества многоквартирного дома, во-вторых, управляющая организация должна заключить договор на обслуживание этого имущества со специализированной организацией, либо осуществлять данный вид работ самостоятельно.

В ст. 36 ЖК РФ содержится перечень общего имущества многоквартирного дома, в состав которого входят лестничные площадки, коридоры, лифты, чердаки и подвалы, крыши и т.д., в том числе иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Вместе с тем, перечень общего имущества, установленный вышеуказанной статьей, не содержит прямого указания на то, что домофонные устройства являются общим имуществом жилого дома, и наличие домофонного устройства предусмотрено техническими характеристиками жилого дома, в котором проживает истец.

В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Для изменения правового статуса индивидуально-определенного имущества (вещи) на статус общего имущества многоквартирного дома необходимо проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и включение его в соответствии с требованиями ч. ч. 1 и 3 ст. 162, ч. ч. 1 и 2 ст. 192 ЖК РФ в договор управления многоквартирным домом и в состав общего имущества многоквартирного дома.

Стороной ответчика не представлены суду протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме 2/3 по ул. Беговая,г. Воронежа, которыми были бы приняты решения о включении домофонной системы в состав общего имущества многоквартирного дома. Доказательств включения спорной домофонной системы в техническую документацию жилого дома также не имеется.

Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм и положений, только в том случае, если домофон предусмотрен проектом дома, домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей является принадлежностью общего имущества жилого дома, содержание которого, его обслуживание и ремонт относятся к обязанности управляющей жилым домом организации.

Кроме того, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по заключению соответствующего договора с АО «<данные изъяты>» и установлению порядка начисления и размера платы за домофон собственниками дома №<адрес> не принималось.

Оценив представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание, что домофонная система была установлена по инициативе жильцов дома и не предусмотрена проектной документацией при строительстве дома и ввода его в эксплуатацию, при отсутствии доказательств включения домофонной системы д.<адрес> в г.Воронежа в состав общего имущества собственников, суд приходит к выводу о том, что домофонная система общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, в котором проживает истец, не является.

Таким образом, при отсутствии доказательств законного включения платы за обслуживание домофонных устройств в размер оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о том, что прокурор был не вправе обратиться в суд с указанным иском в интересах Лихачевой О.В., являются необоснованными, поскольку обращение прокурора с настоящим иском в интересах Лихачевой О.В., являющейся пенсионером по старости (л.д.8), соответствует требованиям ч.1 ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту не может сам обратиться в суд.

При подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, так как правоотношения между ним и ответчиком регулируются Законом «О защите прав потребителей» (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с чем с ТСЖ «Север» подлежит взысканию госпошлина в соответствии со ст. ст.333.19 НК РФ в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Коминтерновского района г. Воронежа, действующего в интересах Лихачевой Ольги Васильевны, к товариществу собственников жилья «Север» о признании неправомерными действий по начислению платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, перерасчете необоснованно начисленной платы за услугу «домофон» удовлетворить.

Признать неправомерными действия товарищества собственников жилья «Север» по начислению собственнику квартиры № <адрес> г. Воронежа Лихачевой Ольге Васильевне платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования, в том числе задолженности по услуге «домофон».

Обязать товарищество собственников жилья «Север» прекратить производить начисление собственнику квартиры № <адрес> г. Воронежа Лихачевой Ольге Васильевне платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования.

Обязать товарищество собственников жилья «Север» произвести перерасчет денежных средств в размере необоснованно начисленной Лихачевой Ольге Васильевне платы за оказание услуг по ремонту и обслуживанию домофонного оборудования в период с мая 2020 и по день вынесения решения суда в размере 225 рублей.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Север» в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Коминтерновский районный суд г.Воронежа.

Судья: Н.А.Малютина

Мотивированное решение принято 23.10.2020.

1версия для печати

2-3838/2020 ~ М-2762/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лихачева Ольга Васильевна
прокурор Коминтерновского района городского округа г.Воронеж
Ответчики
ТСЖ "Север"
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Малютина Наталия Алексеевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.08.2020Предварительное судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее