Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-462/2019 от 04.02.2019

Судья Конкина Е.А.

Дело № 33-462

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Жидковой Е.В., Хомяковой М.Е.

при секретаре Поздняковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Протониной Риммы Владимировны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии,

по апелляционной жалобе администрации Свердловского района Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 21.12.2018, которым постановлено:

«Исковые требования Протониной Риммы Владимировны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии удовлетворить.

Взыскать с администрации Свердловского района Орловской области в пользу Протониной Риммы Владимировны задолженность по муниципальной пенсии в размере 87 076 (восемьдесят семь тысяч семьдесят шесть) рублей 22 коп.».

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя Свердловского районного Совета народных депутатов Коломенской Ж.М., действующей на основании доверенности, полагавшей, что решение суда подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Протонина Р.В. обратилась в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

В обоснование требований указала, что она является получателем пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.

Пенсия с марта по сентябрь 2018 года ей ответчиком не выплачивается.

Истец просила суд взыскать с администрации Свердловского района Орловской области задолженность по муниципальной пенсии в размере 87 076,22 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Свердловского района Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Приводит доводы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020годов», принято в соответствии с действующим законодательством, опубликовано в районной газете «Сельская новь» и с этого момента вступило в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.

В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999).

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Правовые отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, оплатой труда муниципальных служащих Орловской области, их пенсионного обеспечения урегулированы Законом Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из материалов дела следует, что решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 26.03.2009 № 22/173 было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Свердловского района Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 9.1 Положения финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится из средств районного бюджета.

Как видно из материалов дела, Протонина Р.В. является получателем пенсии за выслугу лет муниципального служащего.

Решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в связи с ухудшением финансового-хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе до 31.12.2019.

В соответствии со справкой администрации Свердловского района Орловской области задолженность по выплате пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Протониной Р.В. за период с марта по сентябрь 2018 года составляет 87 076,22 рублей.

Удовлетворяя требования истца о взыскании с администрации Свердловского района Орловской области задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что введение моратория на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку дефицит бюджета муниципального образования Свердловский район не мог явиться основанием для некомпенсируемого в иной форме приостановления действия нормативного правового акта.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из вышеприведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, было опубликовано в районной газете «Сельская Новь» 05.10.2018 и вступило в силу с момента официального опубликования (ст. 48 Устава Свердловского района Орловской области).

В порядке административного судопроизводства вышеуказанное решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 недействующим не признано.

При таких обстоятельствах, законных оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате муниципальной пенсии у суда не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Протониной Р.В. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области удовлетворить.

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 21.12.2018 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Протониной Риммы Владимировны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи

Судья Конкина Е.А.

Дело № 33-462

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Жидковой Е.В., Хомяковой М.Е.

при секретаре Поздняковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Протониной Риммы Владимировны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии,

по апелляционной жалобе администрации Свердловского района Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 21.12.2018, которым постановлено:

«Исковые требования Протониной Риммы Владимировны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии удовлетворить.

Взыскать с администрации Свердловского района Орловской области в пользу Протониной Риммы Владимировны задолженность по муниципальной пенсии в размере 87 076 (восемьдесят семь тысяч семьдесят шесть) рублей 22 коп.».

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя Свердловского районного Совета народных депутатов Коломенской Ж.М., действующей на основании доверенности, полагавшей, что решение суда подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Протонина Р.В. обратилась в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

В обоснование требований указала, что она является получателем пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.

Пенсия с марта по сентябрь 2018 года ей ответчиком не выплачивается.

Истец просила суд взыскать с администрации Свердловского района Орловской области задолженность по муниципальной пенсии в размере 87 076,22 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Свердловского района Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Приводит доводы о том, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020годов», принято в соответствии с действующим законодательством, опубликовано в районной газете «Сельская новь» и с этого момента вступило в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.

В соответствии с п. «ж» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999).

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Правовые отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, оплатой труда муниципальных служащих Орловской области, их пенсионного обеспечения урегулированы Законом Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из материалов дела следует, что решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 26.03.2009 № 22/173 было утверждено Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Свердловского района Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с п. 9.1 Положения финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится из средств районного бюджета.

Как видно из материалов дела, Протонина Р.В. является получателем пенсии за выслугу лет муниципального служащего.

Решением Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в связи с ухудшением финансового-хозяйственного положения, снижения поступления в районный бюджет доходов, введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе до 31.12.2019.

В соответствии со справкой администрации Свердловского района Орловской области задолженность по выплате пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Протониной Р.В. за период с марта по сентябрь 2018 года составляет 87 076,22 рублей.

Удовлетворяя требования истца о взыскании с администрации Свердловского района Орловской области задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что введение моратория на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку дефицит бюджета муниципального образования Свердловский район не мог явиться основанием для некомпенсируемого в иной форме приостановления действия нормативного правового акта.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из вышеприведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 «О внесении изменений в районный бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», которым введен мораторий (временное приостановление) на выплату кредиторской задолженности по выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, было опубликовано в районной газете «Сельская Новь» 05.10.2018 и вступило в силу с момента официального опубликования (ст. 48 Устава Свердловского района Орловской области).

В порядке административного судопроизводства вышеуказанное решение Свердловского районного Совета народных депутатов от 27.09.2018 № 18/135 недействующим не признано.

При таких обстоятельствах, законных оснований для взыскания с ответчика задолженности по выплате муниципальной пенсии у суда не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Протониной Р.В. к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

апелляционную жалобу администрации Свердловского района Орловской области удовлетворить.

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 21.12.2018 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Протониной Риммы Владимировны к администрации Свердловского района Орловской области о выплате задолженности по муниципальной пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-462/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Протонина Римма Владимировна
Ответчики
Администрация Свердловского района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Жидкова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
19.02.2019Судебное заседание
01.03.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее