№ 2-2270/2019
24RS0013-01-2019-001151-61
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Оголихиной О.М.,
при секретаре Шенкель А.О.
с участием: истца Михайловой Елены Михайловны
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловой Елены Михайловны к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Солонцовская СОШ им. генерала С.Б. Корякова о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова Е.М. обратилась с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Солонцовская СОШ им. генерала С.Б. Корякова о взыскании заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований указала на то, что работала в МБОУ Солонцовская СОШ на 1 ставку рабочей по КОЗ и 0,5 ставки – уборщиком служебных помещений.
Заработная плата ей (Михайловой Е.М.) выплачена не в полном объеме, выплачивалась ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Просила взыскать с МБОУ Солонцовская СОШ заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – 49576 руб. 94 коп. и за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.- 73257 руб. 37 коп.
В судебном заседании истец Михайлова Е.М. исковые требования поддержала, просила о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы и с учетом нее - разницу в отпускных.
Представитель ответчика – МДОУ Солонцовская СОШ им. генерала С.Б. Корякова в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен, суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Представители третьих лиц – МКУ «Центр по бюджетному учету», МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были уведомлены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1160-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1557-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 162-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
<адрес> коэффициента, применяемого на территории <адрес>, установлен постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» и с ДД.ММ.ГГГГ составляет 1,30, и размер северной надбавки также составляет 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в южных районах <адрес>, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Из материалов дела следует, что Михайлова Е.М. в требуемый в иске период работала на 1,5 ставке в МБОУ Солонцовская СОШ.
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. составил-7500 рублей и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки, заработная плата Михайловой Е.М. в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., при полной выработке нормы рабочего времени, не могла быть менее 12 000 рублей (7500х30%х30%) по 1 ставке, а 1,5 ставке- 18000 руб. (12000 + 12000/2);
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. составил 7800 рублей и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки, заработная плата Михайловой Е.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., при полной выработке нормы рабочего времени, не могла быть менее 12480 рублей (7800х30%х30%), а за 1, 5 ставки- не менее – 18720 руб. (12480 + 12480:2).
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составил 9489 рублей и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки, заработная плата Михайловой Е.М. по 1 ставке не могла быть менее 15182,40 руб., а на 1,5 – 22773,60 руб. (15182,40+15182,40:2);
МРОТ с ДД.ММ.ГГГГг. составил 11163 рубля и с учетом районной (30%) и северной (30%) надбавки, заработная плата Михайловой Е.М. в период с 01 мая по август 2018г. (требуемый период), при полной выработке нормы рабочего времени, не могла быть менее по 1 ставке – 17860,80 руб., за 1,5 ставки – 26791,20 руб. (17860,80+17860,80:2).
ДД.ММ.ГГГГ. Михайловой Е.М. недоначислено:
-январь (отработано 20дн. – норма); должно быть не менее 18000 руб. (12000 (1 ставка)+6000 (0,5 ставки)руб. минус 12653,37 (выплатили) = 5346,63 руб.;
-февраль (отработано 22 дня- норма); должно быть -18000 руб. минус 13933,37 руб. = 4066,63 руб.;
-март (отработано 26дн. – норма); 18000 руб. минус 15888 руб. = 2112 руб.;
-апрель (отработано25дн.-норма); 18000 руб. минус 16493,37 руб. = 1506,63 руб.;
-май (отработано 22 дня при норме 25 дней); должно быть не менее 18000:25х22=15840 руб. минус 13981,44 руб. = 1858,56 руб.;
-июнь (отработано 0дн.); недоплата отсутствует;
-июль (отработано 23 дня при норме 26 дней); должно быть не менее:12480 (за 1 ставку) + 6240 (за0,5 ставки) = 18720руб. :26 х 23 =16560 руб. минус 14054,77 руб. = 2505,23 руб.;
-август (отработано27дн. – норма); должно быть не менее 18720 руб. минус 15888=2832 руб.;
-сентябрь (отработано -21 день, норма); 18720 минус 15888=2832 руб.;
-октябрь (отработано 22дня-норма); 18720 минус 43373,37- недоплата отсутствует;
-ноябрь (отработано 21 день, норма); 18720 минус 15888 = 2832 руб.;
-декабрь (отработано 21 день, норма); 18720 минус 15888 = 2832 руб.
Итого – 28723,68 руб.
ДД.ММ.ГГГГ
-январь (отработано 17дн.- норма); должно быть не менее 15182,40 (1 ставку) + (15182,40:2)(за 0,5ставки) = 22773,60 руб. минус 16524 = 6249,60 руб.;
-февраль (отработано 19дн.- норма); 22773,60 минус 16524 = 6249,60 руб.;
-март (отработано 20дн. – норма); 22773,60 минус 16524 = 6249,60 руб.;
-апрель (отработано 21 день- норма); 22773,60 минус 16524=6249,60 руб.;
-май (отработано 20дн.- норма); 17860,80 (1 ставку) + (17860,80:2) (за0,5 ставки) = 26791,20 руб. минус 16744,50 руб. = 10046,70 руб.;
-июнь (отработано 0 дней); недоплата отсутствует;
-июль (отработано 18дн. при норме 22 дня); 26791,20 :22х18 = 21920,07 руб. минус 12938,93 руб. = 8981,14 руб.;
-август (отработано 23 дня- норма); 26791,20 минус 16744,50 руб. = 10046,70 руб.
Итого: 54072,94 руб.
Также, исходя из недоначисленной заработной платы, подлежат перерасчету отпускные за 2017, 2018г.:
ДД.ММ.ГГГГ. 22417,20 руб. (выплачено); с учетом недоначисленной заработной платы: 232821.56 (за 12 мес) :12:29,3 = 662,17 х 36дн. = 23838,12 руб.;
23838,12 минус 22417,20 = 1420,92 руб.
-за 2018г. 23036,40 (выплачено); с учетом недоначисленной заработной платы: 235094,40 (за12мес):12:29,3 = 668,64 х 36дн. = 24071,04 руб.;
24071,04 минус 23036,40 = 1034,64 руб.
А всего, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию: 28723,68+54072,94+1420,92+1034,64 = 85252 рубля 18 копеек.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину 2757,56 руб. (85 252 рубля 18 копеек -20000 рублей)х3%+800 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Михайловой Елены Михайловны – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Солонцовская средняя общеобразовательная школа имени генерала С.Б. Корякова в пользу Михайловой Елены Михайловны задолженность по заработной плате в размере – 85 252 рубля 18 копеек, в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Солонцовская средняя общеобразовательная школа имени генерала С.Б. Корякова в доход местного бюджета государственную пошлину 2757 рублей 56 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Дата изготовления полного текста решения – 15 октября 2019г.
Судья О.М. Оголихина
Судья О.М. Оголихина