Дело № 3а-3/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» (далее - ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ», Общество) обратилось в областной суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что на праве собственности владеет земельными участками, расположенными в городе <адрес>.
Кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетами об оценке от 30 сентября 2018 г., составленными оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>») ФИО4, тем самым, затронуты права Общества как налогоплательщика, уплачивающего земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим, Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области (далее по тексту - Комиссия) с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, которые поступили в Комиссию 19 октября 2018 г., и были оставлены без удовлетворения решениями от 6 ноября 2018 г.
По изложенным основаниям, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания встроенно-пристроенного помещения, в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания отдельно стоящего здания, в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), в размере <...> руб. по состоянию на 18 марта 2014 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные), в размере <...> руб. по состоянию на 1 июня 2015 г.
Определением Орловского областного суда от 17 декабря 2018 г. к участию в данном административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца привлечены Агаркова Г.С. и Публичное акционерное общество «МИнБанк» ( далее- ПАО «МИнБанк»).
Представители административного истца, административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, заинтересованное лицо Агаркова Г.С., представители заинтересованных лиц администрации города Ливны Орловской области и ПАО «МИнБанк» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судом в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив административное исковое заявление, заслушав показания свидетеля ФИО4, подтвердившего выводы, изложенные в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 сентября 2018 г., исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 названного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» на праве собственности владеет земельными участками, относящимися к категории земель: земли населенных пунктов, а именно:
- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания встроенно-пристроенного помещения, доля в праве собственности <...>;
- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания отдельно стоящего здания;- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);
- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные).
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым сособственником земельного участка с кадастровым номером № является ПАО «МИнБанк», владеющее <...> долями в праве собственности на данный объект недвижимости с учетом приобретения доли в праве собственности, ранее принадлежавшей Агарковой Г.С. (т.1 л.д. 17-21, т.2 л.д.21-32).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2014 г., составляет <...>., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2014 г., составляет <...>.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 18 марта 2014 г., составляет <...>.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 июня 2015 г., составляет <...>. (т.1 л.д.22,23,24, 25).
Считая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков завышенными, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» 19 октября 2018 г. обратилось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области.
Решениями названной Комиссии от 6 ноября 2018 г. заявления Общества о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости были отклонены (т.1 л.д. 202-204, 206-209).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» в подтверждение своих доводов представило отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости №, № от 30 сентября 2018 г., составленные оценщиком ООО «<...>» ФИО4
Согласно выше указанным отчетам, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 1 января 2014 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 1 января 2014 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 18 марта 2014 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 1 июня 2015 г. определена в размере <...> руб.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, изложив в отчетах подробное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов к оценке.
В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов применены корректировки на скидку к ценам предложений, на местоположение, на наличие коммуникаций, на площадь земельных участков, учтены категории земель и вид разрешенного использования земельных участков.
Выводы, изложенные в названных отчетах, подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО4
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость объектов недвижимости, приведенную в отчетах об оценке, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы объектов недвижимости заявлены не были.
Суд, исследовав отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО4, считает, что указанные выше отчеты и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку Общество обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию, то датой подачи заявления ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 19 октября 2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания встроенно-пристроенного помещения, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания отдельно стоящего здания, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 18 марта 2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные), в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 1 июня 2015 г.
Датой подачи заявления закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 19 октября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 января 2019 г.
Председательствующий Н.А. Георгинова
Дело № 3а-3/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» к Правительству Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
закрытое акционерное общество «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» (далее - ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ», Общество) обратилось в областной суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что на праве собственности владеет земельными участками, расположенными в городе <адрес>.
Кадастровая стоимость данных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетами об оценке от 30 сентября 2018 г., составленными оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>») ФИО4, тем самым, затронуты права Общества как налогоплательщика, уплачивающего земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим, Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области (далее по тексту - Комиссия) с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, которые поступили в Комиссию 19 октября 2018 г., и были оставлены без удовлетворения решениями от 6 ноября 2018 г.
По изложенным основаниям, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания встроенно-пристроенного помещения, в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания отдельно стоящего здания, в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), в размере <...> руб. по состоянию на 18 марта 2014 г.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные), в размере <...> руб. по состоянию на 1 июня 2015 г.
Определением Орловского областного суда от 17 декабря 2018 г. к участию в данном административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца привлечены Агаркова Г.С. и Публичное акционерное общество «МИнБанк» ( далее- ПАО «МИнБанк»).
Представители административного истца, административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, заинтересованное лицо Агаркова Г.С., представители заинтересованных лиц администрации города Ливны Орловской области и ПАО «МИнБанк» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судом в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив административное исковое заявление, заслушав показания свидетеля ФИО4, подтвердившего выводы, изложенные в отчетах об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 сентября 2018 г., исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 названного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» на праве собственности владеет земельными участками, относящимися к категории земель: земли населенных пунктов, а именно:
- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания встроенно-пристроенного помещения, доля в праве собственности <...>;
- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания отдельно стоящего здания;- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);
- земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные).
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым сособственником земельного участка с кадастровым номером № является ПАО «МИнБанк», владеющее <...> долями в праве собственности на данный объект недвижимости с учетом приобретения доли в праве собственности, ранее принадлежавшей Агарковой Г.С. (т.1 л.д. 17-21, т.2 л.д.21-32).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2014 г., составляет <...>., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 января 2014 г., составляет <...>.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 18 марта 2014 г., составляет <...>.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенная по состоянию на 1 июня 2015 г., составляет <...>. (т.1 л.д.22,23,24, 25).
Считая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков завышенными, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» 19 октября 2018 г. обратилось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области.
Решениями названной Комиссии от 6 ноября 2018 г. заявления Общества о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости были отклонены (т.1 л.д. 202-204, 206-209).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд, ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» в подтверждение своих доводов представило отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости №, № от 30 сентября 2018 г., составленные оценщиком ООО «<...>» ФИО4
Согласно выше указанным отчетам, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 1 января 2014 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 1 января 2014 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 18 марта 2014 г. определена в размере <...> руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. по состоянию на 1 июня 2015 г. определена в размере <...> руб.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, изложив в отчетах подробное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов к оценке.
В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов применены корректировки на скидку к ценам предложений, на местоположение, на наличие коммуникаций, на площадь земельных участков, учтены категории земель и вид разрешенного использования земельных участков.
Выводы, изложенные в названных отчетах, подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО4
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость объектов недвижимости, приведенную в отчетах об оценке, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы объектов недвижимости заявлены не были.
Суд, исследовав отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО4, считает, что указанные выше отчеты и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку Общество обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию, то датой подачи заявления ЗАО «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 19 октября 2018 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания встроенно-пристроенного помещения, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания отдельно стоящего здания, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности), в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 18 марта 2014 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (непродовольственные), в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 1 июня 2015 г.
Датой подачи заявления закрытого акционерного общества «АВТОЦЕНТР-ЗИЛ» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 19 октября 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 января 2019 г.
Председательствующий Н.А. Георгинова