Материал № 12-27/2018
Р Е Ш Е Н И Е
08 мая 2018 года с. Богучаны Красноярского края
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Казак А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю Саенко И.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 14 в Богучанском районе Красноярского края от 20.03.2018, вынесенное в отношении президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю Саенко И.А. направила в Богучанский районный суд Красноярского края жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 20 марта 2018 года мировым судьей судебного участка № 14 в Богучанском районе Красноярского края о привлечении должностного лица – президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.5. КоАП РФ к наказанию в виде предупреждения.
По мнению подателя жалобы, обжалуемое им постановление вынесено с нарушением требований действующего законодательства, заключающихся в неверной квалификации судом действий Гурьева В.Б. по ст. 15.5. КоАП РФ, в то время как в протоколе об административном правонарушении налоговым органом верно произведена квалификация действий правонарушителя по ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.
В соответствии с данными обстоятельствами просит суд отменить постановление о назначении административного наказания, вынесенное 20 марта 2018 года мировым судьей судебного участка № 14 в Богучанском районе Красноярского края, которым должностное лицо – президент местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьев В.Б. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.5. КоАП РФ к административному наказанию в виде предупреждения, вернув дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю Саенко И.А., о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
В судебное заседание президент местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьев В.Б. не прибыл, не просил о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Изучив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 15.6. НК РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
19.12.2017 года старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Красноярскому краю в отношении президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ, в связи с тем, что в нарушение п. 3 ст. 289 Налогового Кодекса Российской Федерации президентом местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьевым В.Б. налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за первый квартал 2017 года представлена в налоговый орган 11.08.2017 года при истечении срока ее предоставления 28.04.2017 года.
Основанием для привлечения мировым судьей президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № 4021 от 19.12.2017 года, составленном Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Красноярскому краю (далее - инспекция), выводы о непредставлении названным лицом в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, а именно расчета по авансовому платежу по налогу на прибыль организаций за первый квартал 2017 года. Вместо установленного законом срока 28.04.2017 фактически расчет представлен в инспекцию 11.08.2017 г. Указанные обстоятельства выявлены инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки.
Принимая обжалуемое постановление мировой судья пришел к выводу о том, что налоговым органом в протоколе об административном правонарушении произведена неверная квалификация действий правонарушителя по ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ, сочтя расчет авансового платежа по налогу документом, тождественным налоговой декларации, в связи с чем, по мнению суда первой инстанции, за нарушение срока представления декларации (расчета авансового платежа) должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не учитывают следующее.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничены понятия "налоговая декларация" и "расчет авансового платежа".
Согласно данной норме налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (первый абзац пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу (третий абзац пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок уплаты налогов и сборов установлен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 этой статьи, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 упомянутой статьи определено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных положений пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. состава вмененного ему мировым судьей административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективную сторону которого составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации, так как несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу объективную сторону данного административного правонарушения не образует, а образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.
Указанное не противоречит правовой позиции, сформулированной в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым, среди прочего, разъяснено, что установленной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, основания для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ у мирового судьи отсутствовали; оспариваемое постановление является незаконным, в связи с чем подлежит отмене, а жалоба ее подателя в данной части требований удовлетворению.
При этом, согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за несоблюдение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с тем, что срок предоставления декларации по налогу на прибыль нарушен президентом местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьевым В.Б. 29.04.2017 года, то в настоящее время 29.04.2018 года истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
В этой связи, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного Гурьеву В.Б. административного правонарушения в настоящее время истек.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 14 в Богучанском районе Красноярского края от 20.03.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5. КоАП РФ, в отношении должностного лица – президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения Гурьева В.Б. к административной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: … об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.7 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
постановление мирового судьи судебного участка № 14 в Богучанском районе Красноярского края от 20.03.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.30. КоАП РФ, в отношении должностного лица – президента местной общественной спортивной организации «Федерация кикбоксинга Богучанского района» Гурьева В.Б. – отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его оглашения в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд.
Судья Богучанского
районного суда А.Н. Казак