РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
с участием помощника прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-522/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора Самарского района г. Самары ФИО3 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСН «ТСЖ «Волга» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарского района г. Самары ФИО3 обратилась в суд с иском к ТСН «ТСЖ «Волга» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства, в части не проведения в установленный законом срок специальной оценки условий труда 4 рабочих мест незаконным и возложении обязанности провести специальную оценку условий труда 4 рабочих мест. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Самарского района г. Самары в соответствии с п.п. 1.1-1.31 Указания ПСО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства» в ТСН «ТСЖ «Волга» проведена проверка исполнения требований трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в ТСН «ТСЖ «Волга» на основании трудовых договоров осуществляют трудовую деятельность 4 человека, при этом в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, а также ст. 4 Закона специальная оценка условий труда на 4 рабочих местах не проведена до настоящего времени, что нарушает трудовые права работников ТСН «ТСЖ «Волга».
Помощник прокурора Самарского района г. Самары ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ТСН «ТСЖ «Волга» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы изложенные в возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В качестве способа защиты интересов общества и государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 статьи 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, то есть, конституционно гарантируется свобода труда, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждому работнику обеспечивается право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, на своевременную выплату заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда; на судебную защиту трудовых прав.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Судом установлено, что прокуратурой Самарского района г. Самары в соответствии с п.п. 1.1-1.31 Указания прокуратуры Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства» в ТСН «ТСЖ «Волга» проведена проверка исполнения требований трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в ТСН «ТСЖ «Волга», на основании трудовых договоров осуществляют трудовую деятельность 4 человека, при этом в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, а также ст. 4 Закона специальная оценка условий труда на 4 рабочих местах не проведена до настоящего времени, что нарушает трудовые права работников ТСН «ТСЖ «Волга».Положения Пункта 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятие по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работников с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов условий труда и применения средств индивидуальной защиты работников.
Согласно статье 4 Закона работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 статьи 17 Закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специально оценки условий труда на его рабочем месте: реализовывать мероприятие направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 8 Закона обязанности по организации финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться – в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 настоящего Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона порядком.
В рамках проверки проведенной прокуратурой Самарского района г. Самары установлено, что в ТСН «ТСЖ «Волга», на основании трудовых договоров осуществляют трудовую деятельность 4 человека, при этом в нарушение требований ст. 212 ТК РФ, а также ст. 4 Закона специальная оценка условий труда на 4 рабочих местах не проведена до настоящего времени, что нарушает трудовые права работников ТСН «ТСЖ «Волга».
До настоящего времени мер по устранению нарушений трудового законодательства не предпринято.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Самарского района г. Самары ФИО3 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСН «ТСЖ «Волга» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ТСН «ТСЖ «Волга» в части не проведения в установленный Законом срок специальной оценки условий труда 4 рабочих мест.
Обязать ТСН «ТСЖ «Волга» провести специальную оценку условий труда 4 рабочих мест.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2022 года.
Судья: С.Н.Теплова